Познакомимся с стихотворением «Я помню чудное мгновенье…» и адресатом этого стихотворения.
Это стихотворение биографично. Оно вызвано встречами с Анной Петровной Керн, которая впоследствии написала замечательные воспоминания о Пушкине (показать книгу). О ней и встречах поэта с ней расскажут нам девочки.
2.Сообщения девочек. Анна Петровна прожила трудную жизнь. Ей не было и 17 лет, когда её обвенчали с пятидесятидвухлетним дивизионным генералом Керном. Анна Петровна покорилась воле родителей с отчаянием. Через 9 лет она оставила мужа. После его смерти Анна Петровна вторично вышла замуж. Жили они с мужем бедно, но в любви и согласии. Анна Петровна была незаурядной женщиной: обаятельной, умной, образованной, с литературными способностями.
Первая встреча Пушкина и А. П. Керн состоялась в 1819 году в Петербурге на балу в доме президента Академии Художеств Оленина. Пушкину было 20 лет, а Анне керн – 19. Пушкину понравилась Анна Петровна, он пытался оказать ей знаки внимания. Но она его
не замечала, так как была поглощена тем, как И. А. Крылов выразительно читал одну из своих басен. Пушкин позднее скажет:»Позволительно ли быть до того прелестною?! Весь вечер я старался привлечь её внимание, заслужить хотя бы улыбку, взгляд. Но мне так и не удалось приблизиться к ней.»
Спустя 6 лет, летом 1825 года, Анна Петровна приехала к тётушке Осиповой в имение Тригорское. Пушкин в это время находился в ссылке в соседнем имении Михайловское. Он почти ежедневно являлся в Тригорское. В день отъезда Анны Петровны поэт подарил ей 1-ю главу «Евгения Онегина», куда был вложен листок со стихотворением «Я помню чудное мгновенье…». (Слайд №3,4,5)
3.Чтение стихотворения наизусть.Читает артист Анатолий Журавлёв. (Слайд№6)
4.Анализ стихотворения.
- Из скольких строф состоит стихотворение? (Из шести)
- На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? (На три равные части по две строфы в каждой. О трёх разных этапах в жизни лирического героя. Каждому этапу соответствует разный темп музыки.)
5.Анализируем первую часть.Какому реальному событию она посвящена? (Первой встрече на балу.)
1строфа.
- Как оценена эта встреча? («Чудное мгновенье»)
- Какое выразительное средство использует автор? Назовите эпитет. («Чудное».)
- С чем сравнивает поэт Анну Керн. Перечислите сравнения. («Как мимолётное виденье, как гений чистой красоты».)
Эти сравнения усиливают впечатление чего-то необычно прекрасного, возвышенного, но лишённого живых признаков.
2строфа.
- Что запомнилось поэту в этой встрече? («Голос нежный», «милые черты».)
- Назовите эпитеты. («Нежный», «милые».)
Снова даны самые общие черты пленительного женского образа.
- Когда поэт представлял «милые черты»? («В томленьях грусти безнадёжной, в тревогах шумной суеты».)
- Назовите эпитеты. («Безнадёжной», «шумной».)
В трудные минуты жизни воспоминание о милом облике помогало их пережить, согревало душу поэта.
6.Вторая часть – о годах лишений в жизни поэта.
3строфа.
- Как проходили годы? («Бурь порыв мятежный».)
- Каков смысл этой метафоры? (Трудные годы испытаний, невзгод.)
- Как эти годы повлияли на милый образ? ( «И я забыл твой голос нежный, твои небесные черты» - «Забыл», годы заслонили. Со временем светлое воспоминание было утрачено.)
- Каким эпитетом названы черты? («Небесные».)
4строфа.
- О каком событии в жизни поэта? (О ссылке в Михайловском.)
- Как проходила ссылка? («В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои». В провинции, далеко от городов, почти ни с кем не виделся, дни проходили медленно, однообразно.)
- Что отсутствовало во время ссылки? («Без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви». Наступил период душевного угнетения. Само существование, казалось, теряло всякий смысл.)
7.В третьей части происходит духовное возрождение героя.
5строфа.
- Почему « душе настало пробужденье»? («Опять явилась ты». О встречах в Тригорском.)
- Зачем повторяются сравнения «как мимолётное виденье, как гений чистый красоты»? (Вторая встреча произвела такое же сильное впечатление, как первая.)
6строфа.
- Как изменилась жизнь героя? (Душевно ожил, жизнь стала полной:ему хочется творить, наслаждаться жизнью, красотой. Душа открывается всему миру, и мир открывается душе.)
- В чём общее и в чём различие последних двух строк в 4-й и 6-й строфах? (Используются те же существительные, но в 4-й строфе – с предлогом «без», а в 6-й – с союзом «и».)
8.Сформулируйте основную мысль стихотворения .(Любовь помогает лирическому герою переживать жизненные невзгоды, возрождает к полной жизни после душевного угнетения.) (Записать в тетрадь) (Слайд№6)
9.Как поэт рисует образ возлюбленной?(Очень схематично, мы можем отнести его слова к любой женщине).
Оказывается, стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» лишь вызвано к жизни встречей с Керн, но посвящено не ей, а пробуждению души поэта, стремлению её к творчеству, к чему-то высшему и безмерному. «Всё это чертовски похоже на любовь, но это не любовь»,- скажет потом Пушкин. Анна Керн для поэта была поводом для вдохновения.
10.Вы, наверное, уже заметили, что это стихотворение необыкновенно музыкально. Сам Пушкин считал, что « из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь – мелодия». Вообще музыкальность является характерной особенностью лирики Пушкина. Многие его стихотворения были положены на музыку, стали романсами.
Романс – это музыкальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Содержание и музыкальная выразительность романса обычно сложнее, чем в песнях. Тексты романсов разнообразны. Большое развитие романс получил в 19-20 веках. (Слайд№7)
11.Сообщение:Прошло 15 лет. Пушкина уже три года как не было в живых. Но удивительная история этого стихотворения продолжалась. Композитор Михаил Г линка познакомился с дочерью Анны Петровны Керн Екатериной, полюбил её. Это стало источником вдохновения для создания романса. Романс был закончен в 1840году., а посвящён Екатерине Керн. Прослушайте этот романс. Во время слушания обратите внимание на смену темпа музыки, интонации. (слайд№8,9)
Вывод урока:
А.С.Пушкина часто называют «солнцем нашей поэзии». Сегодня на уроке шла речь о том, что движет это солнце. Что же? Обратите внимание на эпиграф. «Любви все возрасты покорны, Её порывы благотворны…» - утверждал поэт. Ответ прост. Любовь – вот что движет пером Пушкина. (Слайд 2).Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все его силы, вдохновляет на самые лучшие поступки, будоражит творческое воображение. Не случайно у Пушкина любовь и поэзия – родные сёстры. (Слайд 10).
12.Рефлексия
Задание.
Запишите букву, если это утверждение к концу занятия к вам относится.
Р - работал с удовольствием.
У- у меня многое получилось.
К– кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ.
О- одноклассники доставили удовольствие своей работой.
- Из этих букв сложите слово. Что получилось? Урок. (слайд11)