Submitted by Татьяна Викторовна Наговицына on Wed, 14/11/2012 - 14:13
Тема урока: Действия предметов
Цели:
Образовательный аспект:
1. Изучить действия предметов и их результаты.
2. Научить определять результат действия.
3. Научить определять действие, которое привело к данному результату.
Развивающий аспект:
1. Развитие логического мышления, памяти и воображения.
2. Развитие умения рассуждать, анализировать и делать выводы.
3. Развитие умения сопоставлять, сравнивать.
4. Развитие мелкой моторики при работе с ПК.
Воспитательный аспект:
1. Умение работать во времени, в группах.
2. Воспитание толерантности.
3. Умение работать в тетради– воспитание аккуратности, точности, бережливости.
Предварительная подготовка:
Подготовить предметы для демонстрации: мяч.
Подготовить презентацию к уроку
Ход урока:
1. Повторение.
1) Учитель напоминает ученикам: «На предыдущих уроках изучали различные предметы, их признаки и составные части, а также действия этих предметов. А теперь мы будем изучать и результаты этих действий, то есть то, что получается в итоге этого действия». СЛАЙД 1.
2) Давайте вспомним, что мы подразумевали под действием? СЛАЙД 2
3)Задание 1(а, б, в) в тетради. СЛАЙД 3
Дети должны дать название каждому действию, т.е. подписать его (что делают с каждым предметом):
Дети должны составить любые предложения, в которых над предметом (или сам предмет) выполняют какие-либо действия. Желательно опросить как можно больше учеников.
Примеры:
- мальчик читает книгу;
- рыба плавает в море;
- кот поймал мышь и т.п.
2. Изучение и закрепление нового материала.
Учитель:А теперь, когда мы вспомнили, что предмет (или над предметом) может выполнять действия, давайте посмотрим на результат этого действия, т.е. на то, что получится в итоге, после этого действия.
(1)Игра «Назови результат»СЛАЙД 5
Бросая мяч, учитель называет действия, а ученик называет его результат (приводить примеры, в которых результат будет виден явно, лучше демонстрировать).
Примеры:
- мальчик сломал карандаш (сломанный карандаш);
- воздушный шар лопнул (лопнувший шарик);
- молоко налили в стакан (стакан с молоком) и т.п.
Теперь дети должны «произвести» действие над предметом (или объектом) и изобразить результат. Разобрать 2-3 пункта, а остальные пункты дети должны выполнить самостоятельно.
Ответы:а) СОМ - ДОМ; б) ТОК - КОТ; в) 5 - 6; г) 1- 10; д) бесцветный листок - желтый листок; е) мяч - мяч меньшего размера.
(3) Задание «Назови действия».СЛАЙД 7-8
Учитель называет какой-либо хорошо известный предмет, а дети придумывают как можно больше действий этого предмета.
- книга (ее можно прочитать, порвать, поставить на полку, убрать в портфель, испачкать и т.п.);
- кошка (ее можно погладить, накормить, с ней можно поиграть, она может поймать мышь и т.п.).
(4) Задание 3(а, б, в, г) в тетради.СЛАЙД 9
Аналогично предыдущей игре, но здесь уже есть результат и нужно определить, какое действие привело к этому результату.
Ответы:
а) из яйца поджарили яичницу; из яйца вылупился цыпленок;
б) вазу разбили; в вазу поставили цветы;
в) из желудей сделали поделку; желуди посадили; желуди съел поросенок;
*г) в слове СОН букву «О» заменили на букву «Ы»; в слове СОН буквы «С» и «Н» поменяли местами; в слове СОН после «С» вставили букву «Т»; к слову СОН сзади добавили букву «Я».
(5) Задание 4 в тетради.СЛАЙД 10
Дети называют действие, которое выполняет каждый персонаж и результат этого действия:
- бабушка вяжет носок - связанный носок;
- дедушка читает газету - газета прочитана;
- мальчик кормит рыб - накормленные рыбы;
- девочка поливает цветы - политые цветы;
- папа пылесосит ковер - чистый ковер;
- котенок играет клубком - размотанные нитки.
*(6) Задание 5(а, б, в) в тетради.СЛАЙД 11
Ученики должны придумать какое-либо действие, которое можно выполнить с предметом (или объектом) и изобразить результат.
в) в слове ПИР букву «П» заменить на «М» - МИР
(Возможны другие варианты, желательно выслушать как можно больше ответов.). Можно оценить 2-3 работы
(7)Игра «Бывает - не бывает» (физпауза).СЛАЙД 12
Учитель называет действия предметов. Ученики сидят за партами, если предмет это действие выполняет (или над ним выполняют), и встают, если это действие не может быть выполнено.
Примерыследует чередовать:
- лодка плывет по небу (встать);
- веником подметают пол;
- мальчик сломал карандаш (такое бывает);
- кошка съела чайник (встать) и т.п.
(8) Задание «Кем (чем) будет?..».СЛАЙД 13-14
Учитель задает классу вопрос: «Чем будет желудь?» Произвольно выбранный ученик отвечает, например: «Дубом». Нужно спросить у класса: «Еще чем?» и добиться ответов: «Едой (для кабана)» или «Поделкой-игрушкой».
Предметы, предлагаемые для вопросов: желудь, дерево, мука, икринка, семечко, кирпич, цыпленок, ткань, железо, яйцо и т.д.
Важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, икринка может стать головастиком или рыбой; яйцо может стать цыпленком, птенцом, змеей, черепахой и даже яичницей. (Можно спросить у класса: «А крокодилом?» и пояснить, что крокодильчики тоже вылупляются из яиц.) Важно также подчеркнуть невозможность обратного превращения: цыпленок не может стать яйцом.
(9) Задание 6 в тетради.СЛАЙД 15
Для каждого предмета (первый столбец картинок) дети должны подобрать возможный результат (второй столбец) и соединить эти картинки линией. После чего устно называются произведенные действия.
Ответы:
Гусеница – Бабочка (вывестись)
Фрукты – Компот (сварить)
Мука – Хлеб (испечь)
Клубок шерсти – Свитер (связать)
*(10) Задание 7 в тетради.СЛАЙД 16
Ученики должны догадаться, что чисто физически из ежа уж никак не получится. Но если в слове ЁЖ букву «Ё» заменить на букву «У», то из ежа можно получить ужа.
(11) Игра «Назови профессию» (с мячом)СЛАЙД 17
Учитель кидает ученику мяч, называя действия человека определенной профессии, а ученик возвращает учителю мяч, называя эту профессию
Примеры:
- строит дома (строитель);
- готовит еду (повар);
- водит поезда (машинист);
- шьет одежду (портной) и т.п.
- Побеждает ученик, назвавший больше правильных ответов.
(12) Задание 8 в тетради.СЛАЙД 18
Обратное предыдущему: перед учениками люди определенных профессий, нужно назвать их и написать, какие характерные для этой профессии действия они выполняют.
* Можно устно выяснить у детей действия еще нескольких профессий, например: шахтер, геолог, певец, писатель и т.п.
3. Гимнастика для глаз. СЛАЙДЫ 19-23
4. Домашнее задание. СЛАЙД 24-25
Задание № 9 в тетради. Ученики должны вписать правильные действия вместо пропусков. Можно разобрать начало задания до первой точки: «Петя написал письмо своей бабушке и опустил его в почтовый ящик».
*5. Если остаётся время! Загадки, задачи-шутки.
(Обращаем внимание каждый раз на результат действий загаданного предмета)
1) Варит, жарит и печет,
И за это ей - почет! (Плита.)
2) Диво-утюг принялся вдруг
Асфальт с треском гладить до блеска. (Каток.)
3) Крыльями машет, а улететь не может. (Мельница.)
4) Сама холодная, а людей жжет. (Крапива.)
5) Конь стальной Овса не просит,
А пашет и косит. (Трактор.)
6) Крупно, дробно зачастил
И всю землю напоил. (Дождь.)
Примечание: Задачи, отмеченные знаком *, не являются обязательными. Они решаются: