Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Напряженность электрического поля

Submitted by Александр Николаевич Тищенко on Fri, 09/11/2012 - 11:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тищенко Александр Николаевич
Место работы, должность: 
учитель физики, МОУ Красненская сош Красненского района Белгородской области
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

1. Ввести понятие напряженности электрического поля.
2. Научить применять знания об электрическом поле к анализу и объяснению явлений окружающего мира.
3. Совершенствуя развитие общеучебных умений и навыков обучающихся на старшей ступени обучения, учить элементам творческого поиска на основе приема обобщения.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Физика 10 класс Мякишев, Буховцнв

Краткое описание: 
Урок изучения нового материала,В начале урока актуализация знаний учащихся,изучение нового материала с использованием демонстрационного материала, при закреплении материала используется тренажер по определению напряженности
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

ХОД УРОКА

I.                   Организационный момент.

Здравствуйте!  Как вы видите, на доске нет темы урока, вы запишите ее чуть позже, а сейчас запишите в своих тетрадях число и «классная работа».

II.                Актуализация знаний

            Представьте себе. Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные знания оказались бы уничтоженными, и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза: “Атом – это делимая частица”, то в этой одной фразе, как вы убедитесь, содержится невероятное количество информации о мире, стоит лишь приложить к ней немного воображения и чуть соображения.

Задание 1.

Перечислить информацию, которую можно получить из этой фразы.

Ответы учеников.

·         Атом состоит из электронов, протонов, нейтронов.

·         Протоны и нейтроны состоят из кварков.

·         Атом имеет “планетарную” модель.

·         Существует два рода зарядов – положительные и отрицательные.

·         Тела, имеющие заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды разного знака, взаимно притягиваются.

·         Силы, с которыми взаимодействуют заряженные тела, называются электромагнитными.

·         Вокруг заряженных тел (частиц) существует электрическое поле.

·         Электрическое поле материально, оно существует независимо от нас, от наших знаний о нем.

·         Электрическое поле можно обнаружить по его действию на некоторые заряженные тела.

Итак, вы убедились, что одна фраза может нести в себе огромную информацию  не только о самом атоме, но и о том, что может возникать вокруг заряженных тел, т.е. об электрическом поле.

            III.         Изучение нового материала

Сейчас  посмотрите опыт, но  без комментария.

Опыт:

Приближаем и удаляем заряженную стеклянную палочку к электрометру.

Ответьте на следующие вопросы:

Что вы наблюдали? Что происходит по мере удаления заряженной палочки?

Ответ ученика:  электрическое поле можно обнаружить по его действию на приборы. Также по мере удаления источника электрического поля можно увидеть его ослабевание, и наоборот, по мере приближения, его усиление.

Недостаточно утверждать, что электрическое поле существует. Необходимо ввести  количественную характеристику электрического поля.
Такой характеристикой является физическая величина – напряженность.

Настало время записать тему урока: «Напряженность электрического поля». Сегодня на уроке вы должны познакомиться с характеристикой электрического поля – напряженностью и научиться применять знания об электрическом поле к анализу и объяснению явлений окружающего мира.

Напряженность электрического поля – векторная физическая величина, равная отношению силы Кулона, с которой поле действует на пробный положительный заряд, помещенный в данную точку поля, к этому заряду:    

     E=   F/  q

Единица измерения напряженности – ньютон на кулон    [Н/Кл]

Напряженность – это силовая характеристика электрического поля.

С учетом закона Кулона напряженность поля равна (задание: вывести формулу самостоятельно):

E= kq/ r2

Решим несколько задач на определение напряженности:

 

 

Задача 1.Найдите заряд, создающий электрическое поле, если на расстоянии 5см от заряда напряженность поля 1,6 * 105 Н/Кл.

Дано:                                                                      Решение:

r= 5см = 0,05м                                                      E= kq/ r2

Е = 1,6 * 105 Н/Кл                                                  q= Е r2/ k

Найти q-?                                                             q= 4,4 * 10-8 Кл.   

                                                            Ответ: q= 4,4 * 10-8 Кл.         

 

Напряженность – векторная величина. Направление вектора напряженности совпадает с направлением силы Кулона, действующий на  единичный положительный  заряд, помещенный в данную точку поля.  Рассмотрим несколько примеров:

а)http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/210133/img2.gif

б)http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/210133/img3.gif

в)http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/210133/img4.gif

 

 

Задание 2.(Выполняется по вариантам. У доски с оборотной стороны тоже самое задание выполняют два учащихся, затем сверяем)   Определить направление вектора напряженности в точке А:

http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/210133/img6.gif

Вокруг нас огромное количество источников электрического поля и каждое характеризуется напряженностью.

Принцип суперпозиции полей:  если в данной точке пространства различные заряженные частицы создают электрические поля, напряженности которых  и т.д., то результирующая напряженность поля в этой точке равна сумме напряженностей этих полей:

Непрерывные линии, касательные к которым в каждой точке, через которую они проходят, совпадают по направлению с векторами напряженности называют силовыми линиями электрического поля или линиями напряженности.

Работа с тренажером по определению напряженности поля . (интерактивная доска)

     IV.     Итог урока.  П.91, 92 упр.17(5)

На сегодняшнем уроке мы обобщили знания об электрическом поле и познакомились с его характеристикой – напряженностью.

 

Задание 4 (рефлексия).

Вам предлагается составить из звеньев цепочку. Вам известно первое и последнее звено. Логически объясните сделанный выбор.

Прикрепленный файл Size
Презентация1.ppt 101 KB
разработка урок.doc 62 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн