Урок обществознания, с использованием
готового программного продукта(10класс).
Форма урока: урок - практикум
Цель урока:повторение изученного ранее материала по темам: «Связь поколений», «Нации и межнациональные отношения», «Личность и мораль» с использованием компьютерных технологий; решение проблемно – познавательных задач.
Пояснения:
В любом новом деле на первом этапе необходимо тщательно овладеть инструментами работы. Для учителя это:
• Компьютер,
• Знание программного ресурса
• Тщательный отбор содержательного материала по теме уро
• Опыт проведения уроков в компьютерном классе
• Организация работы детей таким образом, чтобы для них это было
интересно, но не создавало стресса.
На работу с компьютером было выделено 10 минут. Дети справились за 5-7 минут, т.к. они уже были предварительно ознакомлены как работать с программой. Работа учащихся была организована по вариантам и в паре (в зависимости от количества компьютеров и учеников в классе).
Каждый ребенок получил индивидуальную карточку с заданиями, в которой содержались вопросы, требующие получения информации из компьютерной программы.
Например, к теме «Связь поколений», (параграф 23. Учебник Л.Н. Боголюбова), «Детство особый период» внимание акцентируется на следующем тезисе.
«Общество ценит и в зависимости от своих возможностей старается защитить детство. Права детей и подростков специально оговариваются в международных и отечественных правовых актах. Это значит, что общество рассматривает детей не только как своих будущих граждан, но и как действующих участников правовых отношений».
Рассмотрим логическую цепочку рассуждений при выполнении задания учащимися. Вернемся к содержанию задания.
«Общество ценит ив зависимости от своих возможностей старается ЗАЩИТИТЬ
детство. Права детей и подростков специально оговариваются в международных и отечественных правовых актах, это значит, что общество рассматривает детей не только как своих будущих граждан, но и как действующих участников правовых отношений»
Логично, что ребенок увидит в содержании задания главное - речь идет о правах ребенка.
Ход выполнения задания:
Шаг 1
Дети вспоминают, какие правовые акты, содержащие ключевое сочетание права ребенка существуют. Карточка поиска – поле «Текст документа». Обозначаем: Права ребенка (можно допустить, что учащиеся до этого не знает о существующих документах)
|
Система выдает информацию о документах, в тексте которых имеется данное словосочетание (понятие).
|
Шаг 2.
Выстраиваем список документов F9
|
Слевав информационном банке показаны разделы нужных документов. Справапредлагается сортированный список документов. Ученик видит название документа, дату его принятия..
Конституция РФ.
Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
|
Шаг 3
Логично, что учащийся выберет Конвенцию о правах ребенка.
Входим в текст документа.
|
Учащийся повторяет понятие Конвенция.
Внизу:МЕНЮ (ТЕКСТ; 1-СПРАВКА;
2- ОГЛАВЛЕНИЕ)
1-представляет источник публикации,
примечание к документу,
полное название документа.
2-подобно книжному оглавлению.
В верхней строке обращаем внимание на зеленую стрелку «вниз»
|
Шаг 4.
Возвращение в текст. Из полного объема текста необходимо отделить фрагменты со словосочетанием ПРАВА РЕБЕНКА.
|
Система выделяет требуемую информацию для ответа на вопрос из полного текста.
|
Таким образом, учащийся последовательно отбирает информацию для ответов и на последующие вопросы.
В результате работы на уроке с программным продуктом решаются следующие задачи:
• учащийся получил возможность работы с настоящим нормативным
документом
• узнал точное название документа
• воспринял особый стиль речи правового документа
• взаимодействие учителя с учеником строилось на интересе к работе с
компьютером
• повысилась общая динамика учебной деятельности на уроке
• существенно изменяется качество выполненного задания
• эмоциональный фон урока способствует достижению успеха и получению удовлетворения от полученного результата.
(интерфейс программного продукта «Консультант Плюс»)
Приложение.
Карточки - задания для самостоятельной работы учащихся.
№1
Детство - особый период.
§ 25 «Связь поколений»,
§ 23 новый учебник. Тезис (с. 110учебника Л.Н.Богомолова).
«Общество ценит и в зависимости от своих возможностей старается защитить детство. Права детей и подростков специально оговариваются в международных и отечественных правовых актах. Это значит, что общество рассматривает детей не только как своих будущих граждан, но и как действующих участников правовых отношений».
А как думаете вы?
Какие документы подтверждают данные утверждения? Перечислите их.
Что и в каком документе говорится о статусе гражданина РФ?
Участником каких правовых отношений могут быть дети? Приведите пример,
ссылаясь на юридические или правовые документы Российского законодательства.
№2
Что важнее: мир или вражда между народами?
§ 22, 24. Нации и межнациональные отношения. Тезис.
Древняя притча рассказывает о племенах живших по разные стороны реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе все, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше.» И человек ответил: «Выколи мне один глаз.»
А как думаете вы?
О каких отношениях между людьми свидетельствует эта притча? Изменились ли отношения между народами в наше время? Приведите факты, доказывающие необходимость беречь мир.
Сделайте ссылки на документы международного права, касающиеся регулирования отношений между государствами, народами, нациями.
№3.
Преступление и наказание.
К программе «Мой выбор» стр.38.
Подростки хотели иметь скейтборд, но денег на дорогую вещь у них не было. Знакомый мальчишек, старший по возрасту, предложил им зайти в пустую квартиру и взять некоторые вещи. Один из ребят взял кошелек. Испугавшись оказаться застигнутыми в квартире, мальчишки убежали, но вскоре их задержали сотрудники милиции, которых вызвали соседи.
А как думаете вы?
Какие правовые документы потребуются для определения поступка, совершенного несовершеннолетними?
Предусмотрено ли наказание и какое за совершенное действие или бездействие? Есть ли смягчающие обстоятельства? Как следовало бы поступить, чтобы не оказаться в подобной ситуации?
№4.
Контроль общества или самоконтроль.
ЦЕЛЬ: переход к изучению нового раздела в курсе обществознания «Личность и мораль»
§ 51, 34 Долг и совесть. Право, обязанность (долг) или совесть.
Некоторые ученые считают, что у настоящего человека совесть никогда не может быть спокойна. Недавно весь мир вспоминал о важном событии в ходе Второй Мировой войны - освобождении узников концлагеря Освенцим. На территории Польши в небольшом селении Треблинка тогда был такой лагерь. На одном из надгробий высечено «Януш Корчак и дети».
Януш Корчак - великий польский педагог, писатель, директор Дома сирот. Когда фашисты ворвались в Польшу, они приказали уничтожить маленьких обитателей Дома сирот(дети были евреями). На директора приказ не распространялся, у него были документы, чтобы уехать и спастись. Но... Когда немцы, вытолкав детей из помещения, повели их на вокзал, в первом ряду пошел их учитель. Поезд увез их всех в концлагерь, в газовую камеру.
А как думаете вы?
Как поступил Януш Корчак?
Существует ли сегодня у детей возможность быть в безопасности? Подтвердите это ссылкой на материалы Конвенции о правах ребенка. Когда и где был принят этот документ?
Распространяются ли эти возможности на детей в России?