Submitted by Татьяна Николаевна Витькова on чт, 08/11/2012 - 13:38
Конспект творческой мастерской «Имя прилагательное как средство выразительности».
( 2 часа)
Цель урока:
Предметная: познакомить учащихся с выразительными возможностями имени прилагательного, повторить и закрепить знания учащихся об эпитете; совершенствовать умение использовать имена прилагательные, эпитеты как средство художественной изобразительности, подготовить учащихся к сочинению-описанию.
Личностная: способствовать интеллектуальному и творческому развитию личности, формировать коммуникативную и культуроведческую компетенций учащихся
Метапредметная: способствовать приобщению учащихся к мировому культурному наследию, к красоте как важнейшей составляющей в становлении духовного мира человека, формировать эстетический вкус; воспитывать любовь к природе, Родине как ключевые нравственные качества личности.
Оборудование: Картины И.Грабаря «Февральская лазурь», «Иней», И. Коровина «Зимой», А.Пластова «Первый снег», К.Юона «Русская зима. Лигачёво», «Конец зимы»; музыка Вивальди, Чайковского; КП; толковые словари, словарь эпитетов; учебник «Русская речь» Никитиной Е.И. (УМК под редакцией Бабайцевой В.В.).
В нашей сегодняшней мастерской главные действующие лица – писатели, художники, композиторы, которые признавались в своей любви зиме.
Художники не могли не изобразить удивительное время года. Вот несколько примеров. (Слайды компьютерной презентации)
- Как вы думаете, с каким чувством А.С.Пушкин, чьё стихотворение вы сегодня слушали, и художники изображают зиму?
Наша задача сегодня на уроке – учиться великому мастерству видеть красоту и умению запечатлеть её удивительно точным, выразительным, гибким русским словом, роскошным языком, который невозможно представить без имени прилагательного.
3. Беседа с учащимися.
- Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?
Имена прилагательные помогают выделить предмет в ряду однородных предметов.
Имена прилагательные помогают описать предмет, передать его красоту, яркость, разнообразие и дать ему оценку.
Имена прилагательные помогают нарисовать в художественных текстах словесную картину, используются при описании чувств, душевных переживаний.
Имена прилагательные делают нашу речь живописной и выразительной.
- Вспомним наше путешествие в Эпитландию. Что такое эпитет? Какие эпитеты называются изобразительными и выразительными?
4. Анализ художественных текстов. Работа над эпитетами.
- Запишите эпитеты, прилагательные и существительные, выражающие ваше отношение к зиме.
- А теперь перейдём к изобразительным эпитетам. Прочитаем текст из повести
А.Н.Толстого «Детство Никиты».
День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым светом.
- Выпишите эпитеты вместе с существительными, к которым они относятся. Что значит мглистый день? (словарь) Какие эпитеты показались самыми яркими? Какую картину они рисуют?
- Какой день нарисован на картине И.Грабаря «Февральская лазурь»?
- Прочитаем в толковом словаре, что значит лазоревый, лазурный. Что на картине Грабаря лазурного цвета? Но художник, передавая восхищение красотой зимнего дня, использовал и другие краски: «Вся природа праздновала какой-то праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».
- Почему берёзы жемчужные? Что значит сапфировый, лиловый? (сообщение подготовленного учащегося)
- А теперь обратимся к помощи Мастера. Читаем текст И.Бунина.
Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо.
- Каков снег в тексте И.Бунина? (запись в тетради)
-Какой эпитет к слову небо кажется вам самым ярким?
- Эпитеты при описании зимнего дня можно подбирать до бесконечности. Ведь каждый зимний день неповторим. Надо только научиться замечать это. А может ли быть зима ароматной?
Репродукция картины А.Пластова «Первый снег».
- Что удивляет, поражает на картине А.Пластова?
Текст Надеждиной «Когда снег белый и чистый».
- Какие выражения к слову снег мы добавим, запишем в тетрадь, говоря о снежинках?
5. Физминутка
6. Анализ художественных текстов. Работа учащихся в группах. Беседа с учащимися.
- Какие средства выразительности, помимо эпитетов, вы знаете?
- Какие средства выразительности использованы в следующих текстах? Запишите тексты, укажите средства выразительности.
Вечер зацветал на закате голубым снегом, розовым лесом, а небо кругом горело. (М.Пришвин)
Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого. (М.Пришвин)
- Запишите эпитеты к слову солнце, которые определят зимнее солнце.
Светлыми звёздами нежно украшена тихая зимняя ночь (Н. Рубцов)
- Запишите строчку из стихотворения Н.Рубцова. Укажите средства выразительности.
И.Шмелёв
- Как описана зимняя ночь Шмелёвым? Какие слова в описании звёзд показались самыми яркими? Какие эпитеты подбирает автор к слову воздух? Почему именно такие? Как вы понимаете сравнение?
…Красота-то какая! Первая звезда, а вон - другая…Звёзд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе мёрзлость, через неё-то звёзды больше, разными огнями блещут, - голубой хрусталь, и синий, и зелёный, в стрелках.
…Калитку тронешь, - так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы.
… А воздух… синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Сады дымятся. Берёзы – белые видения…
7. Анализ синтаксических средств выразительности.
Серебристый нетронутый снежок.
Солнечное морозное утро.
Первый морозец.
Морозная тишина.
- Что объединяет эти предложения с точки зрения синтаксической?
Вывод: В текстах - описаниях такие предложения служат средством живописания и эмоциональной оценки.
8. Подведение итогов.
- О каких средствах выразительности мы сегодня говорили?
- Какой частью речи чаще всего выражен эпитет? Сделайте вывод о роли
прилагательных в тексте.
Употребление имен прилагательных придает речи точность, меткость и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность и яркость, а также передать настроение писателя или поэта.
- В каком стиле речи чаще всего употребляются прилагательные?
В текстах какого типа речи чаще используются прилагательные?
9. Задание на дом, его объяснение.
На дом . Сочинение – описание в художественном стиле.
Вид из моего окна.
Морозные узоры на моём окне.
Любимый уголок природы зимой.
Каким я видел (небо, месяц, солнце) вчера(сегодня, однажды) утром (в полдень, вечером)