Submitted by Надежда Ивановна Русанова on пн, 05/11/2012 - 13:37
Цель: показать красоту и гармонию природы, отражённую в науке и искусстве. Раскрыть движущие мотивы творчества. Побуждать учащихся следовать им, творить, не переживая за результат.
Задачи:
образовательная: познакомить учащихся с понятиями «красота науки», «эстетика учебной деятельности»; раскрыть взаимосвязь художественного и научного познания мира; рассказать о путях формирования творческих способностей,
развивающая: развивать стремление к познавательной деятельности,
воспитывающая: формировать эстетическое восприятие научных фактов; воспитывать эстетическое отношение к учебе.
Оборудование:
Проектор
Мультимедиа презентация
Лампа Чижевского
Скрипка
Карточки с химическими элементами
Палитра
Листы бумаги
Скрепки
План:
Вступительное слово
От увлечения к науке
Наука в искусстве
Мир наших увлечений
Рефлексия
Вступительное слово (беседа с учащимися):
«Скучно видно природе было, она создала человека, чтоб загадки её разгадывал». Сегодня наш разговор пойдёт о творчестве, о его движущих мотивах, красоте и гармонии.
- Что же такое творчество? В чём различие понятий «натворил» и «сотворил»?
- Один и тот же корень слова, но разные приставки дают в одном случае негатив, в другом – созидание.
- Каждый ли человек способен творить?
- Сегодня мы увидим иллюстрацию этого?
- Что же заставляет человека творить?
Главным моим наслаждением в течение всей жизни, - писал Чарльз Дарвин, - была научная работа. Не всякий способен этим наслаждаться, проще получать удовольствие от искусства. Однако и здесь стоит вспомнить Фаину Раневскую, которая на замечание одного из зрителей, разглядывавших «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля о том, что «эта дама ничего ему не говорит», ответила «Эта дама за свою жизнь повидала столько любопытных, что, наверное, уже вправе выбирать, кому о чём-нибудь поведать, а для кого и просто помолчать».
От увлечения к науке
1. Исследовал проблемы математики, механики, оптики, физики, астрономии, геологии, ботаники, анатомии, физиологии. Выдвинул идеи парашюта, вертолёта, водолазного костюма, подводного военного корабля, ткацких, деревообрабатывающих, винторезных станков, землеройных машин, металлургических печей и других устройств, значительно опередивших своё время.
- Кто он?
- Леонардо да Винчи.
- Как вы думаете, что было главным делом мастера?
- Живопись, архитектура, наука о человеке.
Леонардо да Винчи вошёл в историю как гениальный художник эпохи Возрождения, однако, анализ 6000 страниц его расшифрованных рукописей показал, что главным делом мастера были технические науки. Леонардо считал науку высшей формой знания и отмечал «что никакое человеческое знание нельзя считать наукой, если оно не располагает математическими доказательствами». И потому стремился найти математические закономерности и в теории механизмов, и в живописи, и в архитектуре.
Приложение 1.
2. Оказывается компас, подаренный в детстве, определил направленность интересов юного дарования. Кого именно?
- Альберт Эйнштейн.
- Вопрос жизни и смерти для него было то, что сможет ли он заниматься физикой.
- Дожил до трагической реализации выведенного им соотношения между массой и энергией. (Хиросима и Нагасаки)
Приложение 2.
3. Один человек закупал в лавке товар для своего увлечения.
- Кто этот человек, - спросил лавочник.
- Таких людей знать надо. Это чемоданных дел мастер.
- Как его имя?
- Дмитрий Иванович Менделеев.
Приложение 3.
4. - Сколько ручек у чашки?
- Две. Только повёрнутые на 360 градусов. Только человек мыслящий таким образом мог сделать то, что сделал он.
- Он видел возвышение и поражение Германии, пережил франко-прусскую войну, первую и вторую мировые войны, на его глазах происходили расцвет и крушение классической физики, при его жизни создавалось максвелловская электродинамика, термодинамика, классическая статистика, электронная теория, теория относительности. Ему было сорок, когда Кюри открыли радий, в 42 года он открыл квант, был свидетелем развития квантовой механики, ядерной физики, конец его жизни был озарён пожаром Хиросимы.
- Макс Планк.
Приложение 4.
Наука в искусстве
Смотри на Солнце, милый друг!
Твой глаз смыкается лучами,
Бегущими что день над нами:
Ты видишь огнеметный круг!
Заметь морщины на Луне,
Что все ль они однообразны,
Иль между ними есть и разны:
Скажи: высоки ли они?
Так, в бесконечности миров
Есть жизнь, есть звери, гады, люди,
У коих бьется сердце в груди...
За это спорить я готов!
О, целый мир грядет из тьмы –
Непостижим, но познаваем,
И если мыслят марсиане,
То они мыслят, как и мы.
Для нас, для них – один чертог –
Торжественный, закономерный,
И в бесконечности безмерной
Единый строй, единый Бог!..
- Кто автор строк?
- Александр Леонидович Чижевский.
Приложение 5.
- А может ли человек заменить целый университет?
- Не каждый, конечно, а Ломоносов смог.
- По словам Пушкина «он сам был первым нашим университетом».
Приложение 6.
Мир наших увлечений
Мы познакомились с творчеством ученых, а теперь творчество наших дней:
Соло на скрипке
Соло на гитаре
Стихотворения из сборника Марины Игумновой
Игра: класс делим на три команды. Каждая команда получает девять листов бумаги и скрепки. Задание: построить самую высокую башню. Через пять минут подведение итогов.
Рефлексия
- Что нового вы узнали?
- Полезно ли было для вас?
- Было ли для вас интересно данное мероприятие?
Красный – да, жёлтый – не очень, зелёный – нет.
Каждому ученику были выданы три кружочка разного цвета: красный, жёлтый, зелёный для оценки мероприятия.