План-конспект урока литературы в 9 классе «Современная детская литература Саратовского края».
Submitted by Тамара Александровна Горелова on чт, 01/11/2012 - 23:22
Тема урока: Современная детская литература Саратовского края.
Цели урока:
Показать особенности современной детской литературы Саратовского края, развивать познавательные и исследовательские умения учащихся, формировать умение работать в группе, развивать навыки анализа текста, умения дискутировать, отстаивать свои суждения, развивать навыки выразительного чтения, воспитывать любовь к родному краю.
Тип урока:
Урок комплексного применения и совершенствования ЗУН.
Вид урока:
Урок-семинар.
Используемое оборудование:
ПК, проектор, презентация, буклет, выставка книг Саратовских поэтов и писателей.
Представленный урок – один из завершающих в 9 классе, соответствует программе под редакцией В.Я.Коровиной. Проводится как семинарское занятие, задания к которому учащиеся получают заранее. Предварительная работа была направлена на оказание помощи ученикам в комплектовании творческих групп, распределении ролей в группе, в выборе темы выступления, поиска источников, редактировании текстов выступлений, создании презентаций и буклетов.
Во время урока учащиеся представляют свои творческие работы, участвуют в обсуждении, оценивании работ, а также выполняют задания по анализу текста.
Предварительная работа.
В конце 3 четверти учащимся даны темы творческих работ для подготовки к семинару (работы могут быть индивидуальными или коллективными):
1. Истоки современной литературы Саратовского края.
2. Сообщение о жизни и творчестве одного из современных саратовских писателей или поэтов.
3. Отзыв (аннотация, рецензия) на произведение одного из современных саратовских писателей или поэтов.
Вопросы семинара:
1. Каковы основные темы современной детской литературы Саратовского края?
2. Каких героев показывают саратовские писатели и поэты?
3. Каково место литературы Саратовского края в современной русской литературе?
Учащимся представлен список литературы для подготовки к семинару:
2. Энциклопедия Саратовского края. – Саратов: Приволжское кН. изд-во, 2002.
3. Хрестоматия для начальной и средней школ: саратовские писатели – детям. – Саратов, 2007.
Назначено время для консультаций.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.
Запись учителем на доске и учащимися в рабочих тетрадях темы урока. Рекомендации по заполнению листа самооценки, по записям в рабочей тетради (учащимся предлагается записывать имена писателей, их основные произведения, вывод по теме урока).
Сообщение ассистентов, консультантов о готовности класса к работе.
(слайд 1)
Формулирование вопросов семинара.
(слайд 2)
Формулирование цели семинара: учащимся предстоит показать, что они знают и как умеют применять умения и навыки, полученные на уроках; расширить свои знания по теме урока; развивать полученные умения и навыки; понять, что им удалось и чего они не умеют и не знают; оценить свои знания.
2. Актуализация знаний. Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний.
Лекция учителя с элементами беседы и сообщение учащихся об истоках современной литературы Саратовского края, в частности, детской литературы.
(слайд 3)
Вывод: Современная литература Саратовского края имеет богатые традиции. Литература Саратовского края связана с традициями русской литературы, многие имена принадлежат не только Саратовской земле, а России в целом.
3. Этап усвоения новых знаний.
(слайд 4)
Сообщения учащихся. Свои сообщения ребята иллюстрируют портретами, изданиями книг, презентациями, буклетами и т.п. После каждого выступления учащиеся задают вопросы выступающему. Если работа коллективная, отвечать на вопросы, давать пояснения и комментарии можно попросить и других ребят из группы.
4. Закрепление и обобщение полученных знаний.
Проводится в форме фронтальной беседы.
Вопросы обсуждения: Какие темы поднимают авторы произведений?
Кто герои этих произведений? Чем интересна современная детская литература Саратовских авторов?
Делается вывод о том, что в произведениях современной детской литературы Саратовских авторов ставятся проблемы, актуальные для современного общества, герои – близкие нам по времени, по образу мыслей, по духу. Те вопросы, которые волнуют современную молодёжь, поднимают авторы прочитанных произведений и пытаются дать своё решение этих проблем.
(слайд 5)
И это проблемы, характерные для всего нашего общества. Саратовский край богат творческими людьми. Читая их произведения, порой по-новому видишь привычное…
5. Учитель предлагает учащимся выполнить творческое задание по типу ГИА по литературе. (Задание раздаётся в распечатанном виде в двух вариантах)
(слайд 6) Звучит музыка.(Время выполнения задания – 4 минуты)
(Возможен вариант: учитель даст творческую работу ученикам на дом)
6. Подведение итогов урока .
Учитель собирает творческие работы, листы самооценки и даёт оценку успешности достижения цели урока .
Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Задача учителя – стимулировать учащихся к высказыванию своего мнения об уроке и о своих достижениях. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку .
7. Дополнительная активизация.
(слайд 7)
Слово учителя: современная детская литература – это целый мир, открыть который для себя может каждый, кто возьмёт в руки книгу. (Представление выставки книг, подготовленных к семинару буклетов и других творческих работ)
(слайд 8)
Выберите из летописи Саратовской литературы и её настоящего те страницы, которые затрагивают душу. Перелистайте старое, откройте новое. Пусть современная детская литература Саратовского края поможет вам заглянуть в завтрашний день, познать неизведанное, увидеть то, чего вы не замечали ранее.