Submitted by Надежда Анатольевна Комарова on чт, 01/11/2012 - 21:56
Организация класса.
Приветствие учащихся. Создание благоприятной психологической обстановки.
- Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ!
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку свою дарил!
Подарите свои добрые улыбки нашим гостям.
Введение в тему урока
- Мы уже изучили все буквы, и сегодня они – гости на нашем уроке!
Ребята, это буквы не простые. Это буквы, с которых начинаются ваши имена. Я хочу сохранить их вот в этой папке. Но вот как расположить буквы в папке? Может, сначала разместить буквы, с которых начинаются имена девочек, а затем – мальчиков? Как же правильно? Какие предложения есть у вас?
Да, ребята, правильно расположить буквы в по алфавиту или в алфавитном порядке. Когда разложим в папку буквы по алфавиту, у нас получится именная азбука нашего класса. Какие же знания нам потребуются, чтобы выполнить эту работу? (Знать алфавит, правильное название букв).
Формулирование темы и задач урока
- Давайте определим тему урока. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с алфавитом.
Какие задачи вы поставите на урок? Вам помогут ключевые слова (слайд)
Вспомнить, что такое алфавит? Какие буквы входят в русский алфавит?
Узнать, почему алфавит назвали алфавитом? как возникло слово алфавит
Научиться располагать слова в алфавитном порядке.
Работа по теме урока
1. Что же такое алфавит? Можно вот такую запись …А Л Г К П… (Слайд) назвать алфавитом? Почему?
(Буквы, расположенные в установленном порядке.)
- Буквы любят порядок. Каждая буква в алфавите занимает свое место и имеет название. Давайте правильно их назовем. ( Работа по таблице «Алфавит» по цепочке)
Сколько букв в русском алфавите?
10 – каких? Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки.
21 – каких букв?
Какие буквы не обозначают звуков?
С. 20 – чтение правила
2. Самостоятельная работа
Внимательно посмотрите на алфавит, выберите и назовите буквы, запись названия которых оканчиваются на букву а: ка, ха, ша, ща.
Теперь вы поработаете самостоятельно по вариантам:
- 1 в. Выписывает буквы, запись названия которых начинается с буквы э
- 2в. Выписывает буквы , запись названия которых оканчивается на букву э.
Подсказка
1 в. – э… 2 в. - … э (Слайд)
Проверка. У кого нет ошибок, покажите сигнал.
Назовите буквы, в названии которых два слова.
3. Упражнения по запоминанию алфавита.(Слайд)
- Это буква? Ж, Назовите следующие за ней буквы.
- Это буква Ц? Назовите следующие за ней буквы.
Какие буквы расположены между буквами: и - - - м, у - - ц, ъ – ь
- Давайте вспомним первую задачу урока. Удалось нам её решить?
А задумывались ли вы, как образовалось слово алфавит? Откуда оно к нам пришло?
(Выступление Лизы: Слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит».)
А каким русским словом можно заменить слово «алфавит».
Объясните, как образовалось в русском языке слово «азбука»?
- Появилось оно тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Прочитайте, как назывались буквы А и Б («аз» и «буки»).
Какую задачу мы сейчас решили?
3. Значение алфавита в жизни человека
- Почему так важно знать порядок букв?
-Где применяется алфавит? (Подсказка на ИД).
-Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. Обратимся к толковому словарику в нашем учебнике. Рассмотрите страницу словаря. Какое первое слово записано в словаре? Найдите в словаре значение слова мэр. В регистратуре поликлиники, где медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов (в строгом соблюдении алфавитного порядка), в классном журнале, где фамилии учеников записаны по алфавиту, в алфавитном порядке располагаются и личные дела учащихся.
- Как можно использовать алфавит в передаче информации с помощью современной техники?
При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту.
- Так почему важно знать порядок расположения букв? - Правильно, чтобы быстро находить нужную информацию.
4. Упражнения в расположении слов в алфавитном порядке.
Составление именной азбуки
- Вот и нам знание алфавита поможет составить именную азбуку? Начнём.
А – Аня
В – Ваня, Вадик (подчеркнуть букву)
Чью букву поставить раньше? Ваши предположения? Посмотрите на 2-ю букву. Если слова начинаются на одну и ту же букву, тогда слова надо располагать по второй, третьей и т.д. букве.
Д – Данил, Диана, Дима, Дима
И – Илья
К – Ксения
Л – Лиза
- Как вы думаете, с какой целью слова располагают в алфавитном порядке?
- Для удобства поиска нужного слова.
Работа в тетради с. 20 + ИД
- Откройте с. 20, упр.1. Прочитайте слова. Назовите одним словом.
- В клетках необходимо цифрами обозначить порядок слов по алфавиту.
У доски работают Яна, Дима, Юля, Миша
Флоксы пион георгин
Ирис роза мак
Георгин, ирисы, мак, пион, роза, флоксы.
Проверка с доски. Какое слово нельзя перенести?
У кого нет ошибок поставьте слева от задания знак !. Если есть 1 ошибка- +.
Физкультминутка «Физкультурный алфавит»
«Помоги Буратино»
Буратино внимательно слушал ваш урок и тоже выполнил задание по теме «Алфавит». Проверьте его работу. (Слайд )
- На какие две группы можно разделить слова? Прочитайте слова, обозначающие названия зверей. (Корова, медведь, заяц, лисица, овца).
Прочитайте слова, которые обозначают названия птиц. ( Ворона, сорока, аист, дятел).
- Предлагаю задание на выбор:
Записать в алфавитном порядке слова, которые обозначают названия зверей;
Записать в алфавитном порядке слова, которые обозначают птиц.
Кто может сам справиться с работой? Выполняйте. Кому нужна помощь?
- Проверка. Чтение слов по алфавиту. У кого нет ошибок? Поставьте себе знак !. Если 1 -2 ошибки - +.
Самостоятельная работа в группе.
Будем работать в группах. Повторим правила работы в группе:
Разговаривать будем тихо, так чтобы слышала только наша группа.
Будем уважать мнение другого человека, сказать свое мнение может каждый.
Мы не будем отвлекаться.
Работать будем дружно и активно, так как наш успех зависит от каждого из нас.
1 группа: Скоро вы показываете спектакль «Муха – цокотуха», ваша группа будет готовить афишу для спектакля. Необходимо записать героев сказки в алфавитном порядке. (Муха, Комар, Пчела, Блошки, Бабочки, Таракан, Паук, Божья Коровка). (Работа на ИД) Яна, Дима, Юля, Миша,
2 группа: Расшифруйте пословицу. Для этого вместо цифр следует вписать буквы
9 2 1 14 18 20 20 15 1
А . . у к . - к . у д . о с . и с . у п е . ь к . (Аня, Родион, Диана, Серёжа),
3 группа: с. 21, упр.6 (Дима, Маша, Настя, Даня).
4 группа: В каком предложении буквы в словах расположены в алфавитном порядке? Подчеркните это предложение.
Я ученик. Куда идёшь? Где ёж? (Саша, Соня)
5 группа: Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы и расположите их в алфавитном порядке слова. (Лиза, Илья, Ксения, Вадик) (Работа у доски)
Проверка работы.
Способы запоминания алфавита
Сегодня вы убедились в том, что алфавит надо знать наизусть. Какие способы запоминания алфавита существуют?
Выступление учащихся.
- Много поэтов трудились, чтобы помочь ребятам запомнить алфавит. Обратить внимание на выставку авторских книг.
- Для того, чтобы помочь вам запомнить алфавит, я разбила его на строки. В конце каждой строчки – пауза.