Submitted by Светлана Дмитриевна Мухамедзянова on Wed, 31/10/2012 - 20:57
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Повторение и обобщение пройденного материала по теме: «Кислород. Получение, свойства и применение кислорода».
1). Игра - «Интеллектуальное казино».
С каждого ряда приглашаются по четыре человека - игроки 3 команд, остальные обучающиеся - зрители. Учитель приветствует команды и напоминает им правила игры.
Правила игры.Учитель сообщает стоимость всего «Банка знаний»: 190 химонов. Учитель задает вопрос и объявляет стоимость вопроса. Учащиеся обсуждают вопрос 30 секунд, отвечает команда, успевшая первой поднять табличку с номером команды. В случае правильного ответа команда зарабатывает в кошель определенное число химонов, если ответ неверный право отвечать получает следующая команда. Если все команды дают неверный ответ, право отвечать и заработать химоны имеют зрители. В конце игры команда запечатывает «конверт - кошель» и сдает учителю, который оценивает работу команд. Личные сбережения учащихся остаются у них до конца урока.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ «БАНКА - ЗНАНИЙ»
1. Закончить фразу: Кислород - это самый ... Ответ: - это самый распространенный химический элемент в земной коре (5 химонов)
2. Благодаря какому процессу на Земле существует свободный кислород?
Ответ: свободный кислород на Земле существует благодаря процессам, фотосинтеза, протекающим в зеленых частях растений на свету, когда из углекислого газа и воды образуются органические вещества и свободный кислород. (15 химонов).
3. Какое соединение является продуктом горения железа в
кислороде? Какова его химическая формула? Ответ: продуктом горения железа в кислороде является железная окалина Fе304 (10 химонов).
4. Чему равна средняя молекулярная масса воздуха? Ответ:средняя молекулярная масса воздуха равна 28,9~ 29 (5 химонов).
5. В каких баллонах хранят и транспортируют кислород? Ответ: кислород хранят и транспортируют в стальных баллонах голубого цвета. (10 химонов).
6. Дорисуйте на доске схему прибора для получения и сбора кислорода?
Ответ:дорисовать пламя спиртовки, колбу для сбора кислорода вниз дном, или вверх дном в сосуде с водой (вытеснением воды). (15 химонов).
1. В каком количестве вещества сера вступает в реакцию горения с кислородом? Каким пламенем горит и какое соединение при этом образуется?
Ответ:сера вступает в реакцию горения с кислородом по уравнению: S+ О2 = SО2 (образуется оксид серы IVили сернистый газ), участвует 1 моль серы, горит ярким синим пламенем. (15 химонов).
8. Эксперимент вопрос: как можно доказать, что в колбе находится кислород? Объясните и докажите экспериментально; (техника безопасности)
Ответ:тлеющей лучинкой, она вспыхнет, т.к. кислород - это газ, поддерживающий горение. (15 химонов).
9. Какая реакция называется реакцией горения, что образуется при реакции горения простых и сложных веществ?
Ответ:реакция горения - это реакция взаимодействия простых и сложных веществ с кислородом с образованием оксидов и выделением теплоты и света. (5 химонов).
10. Всегда ли при реакции горения углерода в кислороде образуется углекислый газ? При каких условиях возможно образование другого соединения, что это за вещество? Чем оно опасно для человека?
Ответ:при недостатке кислорода при горении углерода образуется оксид углерода (II) (угарный газ) - ядовитое
вещество, вдыхание его паров опасно для жизни человека. (20 химонов).
11. Во что превращается кислород при t=183С и р=101,325кПа?
Ответ:кислород при этих условиях сжижается и превращается в бледно-синюю жидкость. (15 химонов).
12. Как называется электрохимический способ разложения воды?
Ответ:электрохимический способ разложения воды называется электролизом воды. (20 химонов)
13. Какое из свойств кислорода вы считаете наиболее важным поддерживать дыхание (т.е. жизнь) или поддерживать горение?
Ответ:поддерживать дыхание - это более важное свойство, т.к. благодаря кислороду существует жизнь на земле.. (10 химонов).
14. Какое из соединений железа богаче железом Fе0 или
16. Кто, по-вашему, может при задержании дыхания дольше обойтись без кислорода воздуха курильщик или спортсмен? Почему?
Ответ:выдержит тот, у которого больше объем легких, но конечно спортсмен, т.к. у него натренированные легкие, ау курильщика легкие ослаблены, загрязненные сажей и др. токсичными смолами. (5 химонов).
ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ КОМАНД:
команда, накопившая от 100 химонов и более, получает «5».
команда, накопившая от 80 химонов до 100, получает «4».
команда, накопившая от 60 химонов до 80, получает «3».
2). После этой работы участники команд занимают свои места и все учащиеся на карточках в течении 5 минут индивидуально выполняют задание, полученное от учителя на карточках: допиши химические уравнения и расставь коэффициенты.
1 вариант 2 вариант
S+ O2= ? Ag2O= ?
H2O = ? Al + O2= ?
Mg + O2= ? KMnO4= ?
HgO = ? H2+ O2= ?
Fe + O2 = ? CH4+ O2= ?
Затем учащиеся попарно меняются своими работами и, глядя на экран, где располагаются ответы, самостоятельно проверяют иоценивают своего соседа.
Работы сдают учителю для перепроверки.
III. Изучение нового материала.
1). Открываем тетради, записываем число и новую тему урока.
2). Фронтально учащиеся повторяют знания, полученные о составе и свойствах воздуха на уроках природоведения, биологии и географии, отвечая на вопросы учителя.
3). Затем один из учащихся по схеме на экране у доски рассказывает об опыте, доказывающим основной состав воздуха (опыт Лавуазье), а учитель показывает опыт, доказывающий состав воздуха (видео ролик).
4). Учитель сообщает, что о жизни и деятельности французского химика Лавуазье подготовлен учащимся специальный материал, с которым желающие могут ознакомится на стенде «К уроку» в рубрике «Жизнь и деятельность замечательных людей».
5). А еще начинает учитель кроме азота и кислорода в конце XIXвека в воздухе были обнаружены еще 5 простых газообразных веществ, перечисляет их: гелий, неон, аргон, ксенон, радон и сообщает о их положении в таблице Д.И. Менделеева.В это время выходят учащиеся с сообщением об инертных газах (на экране презентация инертных газов).Учащиеся класса слушают и после выступлений записывают названия инертных газов в свои тетради.
6). Учитель подводит итог сказанному и акцентирует особое внимание учащихся на применении и свойствах инертных газов, поясняет, почему инертные газы называют благородными газами.
7). Учащиеся открывают параграф учебника, находят таблицу «Состав воздуха» и переносят ее в тетрадь.
8). Особое внимание учитель уделяет вопросу о загрязнениях воздуха (рассказ сопровождается презентацией).
Итак, все вопросы рассмотрены, в тетрадях у учащихся записана важнейшая информация о составе воздуха.
IV. Закрепление изученного материала.
Теперь для закрепления полученных знаний предлагается учащимся игра «Да - Нет».
В закрытой коробке (так называемый черный ящик) находится нечто относящееся к теме: «Воздух и его состав». Учитель предлагает узнать, что лежит в коробке. Учащиеся задают вопросы, на которые можно отвечать только «Да» или «Нет». Нужно достичь цели, задав учителю наименьшее число вопросов, (в коробке - воздух). Целесообразно сыграть несколько раз, уменьшая каждый раз число вопросов, предшествующих разгадке. Вопросы могут быть следующими, например:
- Это твердое вещество? - Нет.
- Это жидкое вещество? - Нет.
- Это смесь веществ? - Да.
- Это смесь газов? - Да.
- Это окружает нас? - Да.
- Этим мы дышим? - Да.
- Это воздух? - Да.
V. Домашнее задание: параграф 22 (самостоятельно изучить горение веществ в воздухе, условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров).
Учитель объявляет конкурс на составление кроссвордов по темам: «Кислород» и «Воздух и его состав».