Submitted by Анна Ивановна Плешкова on Wed, 31/10/2012 - 13:45
Методическая разработка элективного занятия по элективному курсу:
«Культура речевого общения» в 10 классе
Раздел: «Лексика современной молодёжи»
Тема: «Лишние» слова в речи современной молодёжи.
Тип занятия: диспут
Цель занятия:
1. Формирование опорной системы знаний по теме
2. Первичное осознание нового учебного материала
3. Осмысление связей и отношений в объектах изучения
Задачи занятия:
образовательная - 1.Формирование опорной системы знанийпо теме «Лишние" слова в речи современной молодёжи»
развивающая - 1. Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий
2. Развитие логического мышления при анализе нового материала
3. Формирование интеллектуальных умений (овладение мыслительными операциями анализа, сравнения, обобщения и т.д.)
4. Развитие эмоциональной и двигательной сфер при выполнении практических заданий
5. Развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности
воспитательная - 1. Воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач
2. Воспитание дисциплинированности, собранности, требовательности к себе
3. Формирование аккуратности и умения организовывать свое рабочее место
4. Создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения:
-привлечение фактического материала,
-опора на явление окружающей жизни и опыт учащихся,
-побуждение их к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям
Оборудований: презентация, видеоролик.
Ход занятия
1. Организационный этап (приветствие, тема занятия)(2 мин)
Учитель:Здравствуйте! Сегодня мы продолжим наш элективный курс «Культура речевого общения», обратите внимание на тему сегодняшнего занятия:«Лишние» слова в речи современной молодёжи».(1 слайд)
2.Проверка домашнего задания (3 мин) Какие трудности вы испытали при выполнении домашнего задания? (обсуждение домашнего задания) (д/з было следующим: составить словарик «слова в моём лексиконе», записать «лишние слова», употребляемые в своей речи и подготовить доклад на заданную тему (индивидуальное домашнее задание)
3. Этап усвоения новыхзнаний(10 мин)
1). Вступительное слово учителя
Как вы думаете, с чем вы сегодня познакомитесь? (познакомимся с тем, что в нашей речи существует множество слов, нежелательных для употребления; постараемся научиться избавляться от них)(2 слайд)Какие же слова являются «лишними»? Сейчас вы услышите сообщение Сафоновой Жанны, из которого узнаете, откуда в нашу речь попадают такие слова.
2)Сообщение ученицы: «Лишние» слова в речи современной молодёжи»(индивидуальная домашняя работа ученицы).
Учитель:Какие слова называются «лишними»? (высказывания учащихся)
( «Лишние слова» – это слова, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. По другому такие слова называются слова-паразиты)
Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской:
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.(проецируется на экране 3 слайд)
Учитель: Найдите в этом стихотворении «лишние» слова
Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение.
Как вы считаете, к какому человеку очень часто привязываются «лишние слова»? Мнения ребят(Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Также считается, что привычка произносить слова-паразиты – это удел людей с маленьким словарным запасом. Но я бы с этим поспорила. Мы знаем людей с богатейшим словарным запасом, имеющих привычку вставлять в свою речь слова-паразиты)
Сообщение ученицы:Сейчас мы с вами прослушаем доклад Борисовой Ксении «Как по иному в лингвистике называют лишние слова»
. (В лингвистической литературе есть целый ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «незнаменательная лексика», «лишние слова» (О. Б. Сиротина), «вставные элементы» (Т. А. Ладыженская), «слова-заменители» (Е. А. Земская).
Самое распространённое определение слов-паразитов, данное филологами: слова и звуки, засоряющие устную речь. )
Учитель:Как вы думаете, засоряют ли нашу речь слова-паразиты?!
Этим и обусловлена цель нашей сегодняшней работы: проанализировать слова-паразиты, часто встречающиеся в речи подростков, так и рассмотреть их функциональное значение.
Четыре дня вы наблюдали за своей речью и речью своих сверстников. Какие «лишние слова» вы отметили?
Заполним таблицу «Лишние» слова» в речи современной молодёжи
(пример заполненной таблицы»)(слайд 4,5,6)
№п/п
Лишнее слово
Психологическая и речевая ситуация
Пример употребления «лишнего» слова в предложении
1.
Короче
Резкость, желание быстрее закончить речь
Короче, дело было так...
2
Как бы
Неуверенность в том, что говорит; приблизительность суждения
Я вчера как бы ждал тебя...; Мы уже как бы видели этот фильм...
3.
Типа
1. Желание выделиться
2. Заменитель паузы
Ты, типа, кто такой! Типа, ситуация такая...
4.
Чё
Вопрос-недоумение
Ну и чё?!
5.
Щас (и последняя модификация Интернета — щаз-з)
Нежелание что-либо делать
Ну как же, щас... размечтался! Пойти на занятие! Шаз-з!
6.
Это
Пауза во время говорения или употребления каких-то слов
Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений...
7.
Факт
Уверенность в своих словах
Так всё и было, факт.
8.
Реально
Одобрение, уверенность
Клёвый был фильм,
реально!
Учитель:Внимательно посмотрите на слова в таблице, как вы думаете, можно ли их поделить на группы? Если да, то какие?
Приходим к выводу, что слова-паразиты делятся на две группы:(слайд 7)
Первая группаслов служит для сокращения и ускорения речи. Это действительно паразиты. Они засоряют нашу речь, зачастую препятствуют взаимопониманию собеседников. Это слова типа, значит, короче, ну, да и др.
Вторая группаслов отражает наши эмоции. Главная их особенность заключается в том, что они позволяют выразить одним словом несколько эмоций сразу, например, удивление и радость, возмущение и огорчение, что очень популярно в молодёжной среде.
Это слова: реально, собственно говоря и др.
Как вы считаете откуда в вашу речь попадают «слова – паразиты»?
(Заметим, что многие «слова-заменители», «вставные элементы» пришли в молодёжную среду из кинофильмов, из книг, журналов, музыки, интернета, телевизора.)
В результате проведённой работы, к какому выводу мы с вами пришли? (выводы учащихся)
(выбор человеком того или иного слова свидетельствует о его мироощущении и жизненных установках. Но во всех случаях частое употребление «лишних слов» портит нашу речь.)
Сообщение ученицы:Сейчас мы с вами прослушаем доклад Недорезовой Олеси: «Сквернословие и влияние этих слов на здоровье»
4.Сообщение ученицы Виноградовой Евгении «Советы по избавлению от слов-паразитов из своей речи»(индивидуальная домашняя работа ученицы).(6 мин)
(слайд 8,9)
5.Этап закрепления новых знаний.Игра - диспут по теме занятия (20 мин)
Сейчас вы разделитесь на две команды и получите задания. Всего их будет 3. По окончании игры мы выясним, у кого больше шансов избавиться от слов-паразитов в своей речи.
Задания.
1)Просмотрите видеоролик и ответьте на вопрос: «Являются ли сквернословные слова лишними?»(3 мин)(слайд 10)
2) Запишите как можно больше синонимов к следующим словам-паразитам (10 мин): значит, собственно, так сказать, понимаешь, а именно, шикарно (отлично, перфектно), да не вопрос, без проблем, короче, типа, например, как бы, это самое,.(слайд 11)
3) Запишите как можно больше антонимов к следующим словам-паразитам (7 мин): короче, видишь ли, по ходу, ну ваще, ясно, тема.(слайд 12)
Учитель: Хорошо, данная игра показала нам на сколько вы готовы отказаться от употребления слов-паразитов, а сейчас обратите внимание на слова Ивана Алексеевича Бунина(слайд 13), как вы считаете актуально ли данное высказывание сегодня? Почему?
6. Этап информации учащихся о домашнем задании. (Нарисуйте то, как вы видите слова-паразиты в своей речи и в речи своих друзей) (1 мин)
7. Этап подведения итогов урока (оценки, прощание) (2 мин).