Submitted by Ольга Михайловна Придчина on Tue, 30/10/2012 - 16:06
Тема урока: Музыкальный образ войны.
Цели:
развивать осознанное восприятие учащимися принципов музыкальной драматургии на примере сопоставления различных по характеру музыкальных произведений;
направить деятельность учащихся на развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения в процессе создания музыкального образа Великой Отечественной войны;
вызвать эмоциональный отклик ребят на музыку, звучащую на уроке в процессе слушания и исполнения.
Методы:
эмоциональной драматургии;
активизации мыслительной деятельности.
Оформление доски:
плакат художника И.Тоидзе “Родина-мать зовет”;
запись темы урока и таблички с определениями характера музыки;
сатирический плакат-коллаж по работам Кукрыниксов.
Раздаточный материал:
тексты песни композитора А.Новикова и поэта Л.Ошанина “Дороги”;
тексты частушек.
Музыкальный ряд:
Песня А.Александрова «Священная война»;
Песня А.Новикова «Дороги» в исполнении хора.
Вальс №7 Ф.Шопена
Использование видеохроники:
Фрагмент из документального фильма о блокадном Ленинграде
Фрагмент документального фильма о Д.Шостаковиче (сочинение 7 симфонии в блокадном Ленинграде)
Литературный ряд:
Фрагменты поэмы Н.Твардовского «Василий Теркин»
Фрагмент письма-воспоминания В.П.Бабанова
Оборудование:
Фортепиано
Синтезатор
Музыкальный центр
Экран
Проектор
Ноутбук
ХОД УРОКА
На экране фрагменты документальных фильмов о блокадном Ленинграде, о Д.Шостаковиче.
Звучит фрагмент песни А.Александрова и В.Лебедева-Кумача “Священная война”.
Учитель. Ребята, вам знакома эта песня? Где вы слышали эту песню? Кто из вас скажет название этой песни? Какой образ вырисовывается, слушая эту музыку? О чём эта песня? Почему авторы песни называют войну “священной”?
Дети. (Учащиеся размышляют, отвечают) Потому что Великая Отечественная война 1941–1945 гг. была для нашей Родины освободительной, справедливой.
Учитель. Ребята если бы вы были художниками и вас попросили бы создать плакат-призыв, созвучный событиям начала Великой Отечественной войны, что или кого бы вы изобразили?
Дети. (Высказывают свои мнения, спорят, с помощью учителя приходят к одному мнению – Призыв крупными буквами. Изображены враги (фашисты) с оружием, которые хотят погубить детей, их защищает грудью большая женщина- МАТЬ)
Учитель. Эта песня, как и плакат художника И.Тоидзе “Родина-мать зовет”, была создана в первые дни войны. Песня звучала на Белорусском вокзале для бойцов, уезжавших первыми эшелонами из Москвы на фронт, защищать Родину-мать.
Ребята, пусть эти два произведения искусства станут эпиграфом к нашему уроку:
Музыкальный образ войны.
Посвятим мы этот урок 61-ой годовщине освобождения Гатчинской земли от фашизма и Великой Победе.
Вернемся снова к песне “Священная война”. Какие чувства испытали вы, когда слышали грозные оркестровые аккорды и пение мужского хора?
Дети. Это были и чувство страха, и чувство тревоги и чувство гордости.
Учитель.Какая музыка способна передать такие чувства?
Дети.Музыка ГЕРОИЧЕСКАЯ, МУЖЕСТВЕННАЯ (на экране появляются сказанные детьми эпитеты)
Учитель.Только ли героическая и мужественная музыка способна создать музыкальный образ войны? Какими еще интонациями более полно, более широко можно дополнить этот образ? Поможет нам ответить на эти вопросы песня композитора Анатолия Новикова и поэта Льва Ошанина “Дороги”. Песня написана после войны, воспоминания о которой не дают покоя людям.
Учитель исполняет песню под аккомпанемент фортепиано.
Учитель. Какой образ вырастает из этой музыки? Какая по характеру музыка помогает раскрыть поэтическое содержание?
Дети. Образ войны, образ дорог. Музыка ТРЕВОЖНАЯ, ВЗВОЛНОВАННАЯ, ДРАМАТИЧЕСКАЯ(на экране появляются эпитеты)
Разучиваем песню. Обращаем внимание на мелодическую линию, ритмический рисунок.
В соответствии с текстом используем в пении смену нюансов, темпа. Создаем драматический характер песни. Всегда помним, что при равнодушном исполнении песни, мы теряем образ. А этого допустить нельзя!
Учитель. А вот еще одно воспоминание о Великой Отечественной войне.
Учитель читает фрагмент письма-воспоминания ветерана Сталинградской битвы В.П.Бабанова. Автор рассказывает о необычном концерте, звучавшем прямо на улице сражающегося Сталинграда. Когда в перерыве между боями, неизвестный русский солдат, увидев посреди улицы чудом уцелевший после бомбежки рояль, играл Седьмой вальс Ф.Шопена. И музыка, хотя бы на некоторое время, остановила выстрелы, остановила смерть. Слушаем Вальс № 7 Ф.Шопена.
Учитель. Почему прекратились выстрелы? Что почувствовали русские солдаты и солдаты неприятеля? Какая музыка заставила замолчать пули?
Дети. (Самые разные размышления. Приходят к одному мнению)НЕЖНАЯ, МЕЧТАТЕЛЬНАЯ, ЛИРИЧЕСКАЯ (на экране появляются эпитеты, сказанные учащимися)
Учитель. Это страшное слово – война… Бомбежки, артобстрелы; смерть и слезы. Человеческая жизнь обесценивается до предела, она просто “висит на волоске”. Но даже в такие минуты человек был способен дружить и любить, верить и надеяться, смеяться и шутить. В газетах и журналах печатались анекдоты загадки, стихи, пословицы, частушки, рисунки.
На доске помещается плакат-коллаж по мотивам сатирических плакатов Кукрыниксов (подготовлен художником Придчиной Т.В.). Короткая беседа по сюжету плаката помогает ребятам перестроиться на другой характер работы.
Учитель. На войне одним из любимых жанров была ЧАСТУШКА. Послушайте фрагмент из поэмы Н.Твардовского «Василий Тёркин». (Зачитывает). Учитель проводит короткую беседу по тексту поэмы.
Учитель раздает ученикам тексты частушек ( в каждой из них 3 строчки, а четвертую строчку нужно сочинить, посовещавшись в группах по 3–4 человека). Предоставив ребятам 2–3 минуты на подготовку, учитель помещает на доске небольшой плакат с текстом одной общей частушки. С исполнения этой частушки начинается заключительный этап урока. Учитель аккомпанирует на синтезаторе, выбрав тембр аккордеона, напомнив детям, что частушки часто звучали на привале, когда под рукой у музыканта была гармонь, балалайка, баян.
1. От Москвы и до Берлина
Дороженька узкая.
Сколько, Гитлер, не воюй,
А победа русская.
2. Ночь полярная длинна
Но фашистам не до сна.
Летом мы их били днем…
3. Я на бочке сижу,
А под бочкой мышка
Скоро русские придут…
4. Под огнем, под кипяточком
Немцам стало горячо.
Это только лишь цветочки…
5. Налетели вражьи птицы
На советские границы.
Им от наших от ворот…
6. То не звездочка упала,
Не костер вдали горит.
Это, шлепнувшись на сопки….
Учитель.Какими интонациями дополнили музыкальный образ войны частушки?
Дети.Интонациями ЖИЗНЕРАДОСТНЫМИ, ОПТИМИСТИЧНЫМИ(на экране появляются эпитеты)
Учитель. Как вы думаете, ребята, почему такая серьезная тема нашла отражение в жанре частушки?
Дети.Шутка, юмор, смех помогали людям находить в себе силы для дальнейшей борьбы с врагом.
Учитель. Итак, мы можем подвести итог. Музыкальный образ войны получился многоликим, контрастным, разнообразным.
Ребята перечисляют музыкальные характеристики произведений, звучавших на уроке, при необходимости обращаясь к табличкам на доске. Обобщают, дополняют, делают выводы.
Домашнее задание: сочинение собственной частушки или самостоятельный вариант четвертой строки частушки, исполненной в классе.
Размещено Wed, 07/11/2012 - 19:14 пользователем Людмила Николаевна Семёнова.
Уважаемая Ольга Михайловна, здравствуйте.
С интересом ознакомилась с предложенной Вами разработкой урока.
Несколько моментов урока меня удивили особенно. Я впервые услышала, что музыка песни "Дороги" тревожная. Но когда её слушаешь всегда хочется подпеть тихо-тихо или вполголоса, душой.
С методической точки зрения было бы интересно увидеть, как учитель организовал беседы по Кукрыниксам и "Василию Тёркину", какие вопросы были заданы.
Заявляя это урок как интегрированный ("с элементами интеграции с изобразительным искусством"), целесообразно было бы заявить и интеграцию с историей, но не только заявить, но и осуществить. Ведь вы используете кадры кинохроники, документ (письмо с фронта).
В качестве пожелания рекомендую прикрепить файлы с изобразительной наглядностью урока (плакат, коллаж), текст письма, фрагменты из Н. Твардовского. Тогда Ваш урок станет реальной методической разработкой для других учителей и облегчит им поиск необходимой информации.
Свой материал Вы поместили только сейчас, в 2012 году. Необходимо внести поправку на дату освобождения Гатчины (здесь вновь нужна история).
Думаю, что в будущем эта разработка может вырасти в бинарный урок.
Размещено чт, 08/11/2012 - 12:19 пользователем Ольга Михайловна Придчина.
Уважаемая Людмила Николаевна, спасибо за коментарии к уроку, за конструктивные предложения к уроку. Обязательно учту. О тревоге в песне. Скорее, речь идёт о втором куплете: Выстрел грянет, ворон кружит...
Твой дружок в бурьяне неживой лежит.
Урок , конечно, был дан на события прошедшие, опубликовала, когда стала создавать блог.
На: Музыкальный образ войны
Уважаемая Ольга Михайловна, здравствуйте.
С интересом ознакомилась с предложенной Вами разработкой урока.
Несколько моментов урока меня удивили особенно. Я впервые услышала, что музыка песни "Дороги" тревожная. Но когда её слушаешь всегда хочется подпеть тихо-тихо или вполголоса, душой.
С методической точки зрения было бы интересно увидеть, как учитель организовал беседы по Кукрыниксам и "Василию Тёркину", какие вопросы были заданы.
Заявляя это урок как интегрированный ("с элементами интеграции с изобразительным искусством"), целесообразно было бы заявить и интеграцию с историей, но не только заявить, но и осуществить. Ведь вы используете кадры кинохроники, документ (письмо с фронта).
В качестве пожелания рекомендую прикрепить файлы с изобразительной наглядностью урока (плакат, коллаж), текст письма, фрагменты из Н. Твардовского. Тогда Ваш урок станет реальной методической разработкой для других учителей и облегчит им поиск необходимой информации.
Свой материал Вы поместили только сейчас, в 2012 году. Необходимо внести поправку на дату освобождения Гатчины (здесь вновь нужна история).
Думаю, что в будущем эта разработка может вырасти в бинарный урок.
Спасибо вам за представленный опыт.
На: Музыкальный образ войны
Уважаемая Людмила Николаевна, спасибо за коментарии к уроку, за конструктивные предложения к уроку. Обязательно учту. О тревоге в песне. Скорее, речь идёт о втором куплете: Выстрел грянет, ворон кружит...
Твой дружок в бурьяне неживой лежит.
Урок , конечно, был дан на события прошедшие, опубликовала, когда стала создавать блог.
Спасибо большое!
На: Музыкальный образ войны
Ольга Михайловна, хотелось бы добавить ещё несколько слов.
Во-первых, заслуживает внимания Ваше обращение к данной теме.
Во-вторых, предложенная Вами групповая работа с частушками - это здорово!
Ещё раз спасибо.