Submitted by Валентина Ивановна Харьянова on пн, 29/10/2012 - 16:57
Ход урока:
ӏ. Организационный момент.
ӏӏ.Изучение нового материала.
1. «Беглое» чтение текста. Тема: «Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы». (4-5 мин.)
2. Прием «Инсерт» - знаковая работа с текстом:
А) после «беглого» прочтения текста на полях книги при помощи карандаша отметить места с информацией: (первичная рефлексия)
С-1
ʏ + - !
Я уже знал Я это узнал сегодня Не знаю, хочу спросить Это интересно!
3.Учитель: С-2
Рассуждаем:
А) Докажите, что природа- источник существования человека.
Б)Как вы думаете, почему первые древние цивилизации на Земле возникли не на Севере?
В) Какие природные условия можно считать комфортными для жизни человека?
4.Учитель:
Здоровье и самочувствие людей зависит от климатических и погодных условий. В районах с недостатком солнечной радиации у детей развивается рахит, а в районах с преобладанием пасмурной погоды хорошо чувствует себя туберкулезная палочка и развивается туберкулез легких, бронхиты, воспаления легких, с\с заболевания. В районах, имеющих низкие температуры в течение года, развивается у человека болезнь опорно-двигательной системы.
6.Работа с картами. С-4
Исследовательская работа:
А) Сравнить карты: «Плотность населения России» (С-4) и «Климатическая карта России» (атлас с.14)
Ответить на вопрос: В каких климатических поясах наибольшая и наименьшая плотность населения?
Б) Сравнить карты: «Климатическая карта России» (атлас с.14) и «Физическая карта России» (С-5).
Задание: Выявить климатические районы здоровья.
В) Сравнить полученный результат исследования с данными карты «Степень сбалансированности природных условий» (атлас с.30).
Г) Вывод о проделанной работе.
7. Учитель:
Переходим к изучению второй части темы урока: «Агроклиматические ресурсы»:
А) найти в тексте учебника (с.73) понятия:
-«агроклиматические ресурсы»,
-«агроклиматология».
Б) какие климатические условия необходимы для жизни растений? (с.73)
В) можете ли вы предположить: в каких районах нашей страны выращивают теплолюбивые культуры, такие, как рис, чай, арбузы и неприхотливые: овес, лен, картофель?
8. Учитель: С-6
(прием «Фишбоун»):
Проблема: «Неблагоприятные климатические явления приносят большой вред с\х. Возможны ли пути решения проблем?»
Учащиеся определяют причины, отрицательно влияющие на хозяйственную деятельность человека и проявления этих причин в природе.
Возможные варианты ответов: причины – засухи, суховеи, пыльные бури, ураганы, морозы, град и гололед, заморозки ( влияние их на с\х).
Вывод: (Или пути решения проблемы). Прогноз погоды, правильная обработка почвы, посадка деревьев и т.д.
Делают вывод о значении причин, влияющих на хозяйственную деятельность человека и путях решения поставленной проблемы.
10. Учитель: Заполним маркировочную таблицу, внесем в нее новые мысли.
(индивидуальная работа)
ʏ + - !
Я уже знал Я это узнал сегодня Не знаю, хочу спросить Это интересно!
11. Рефлексия:
Выразить свою точку зрения на изученный материал (С-8):
-практическое применение полученных на уроке знаний в личной жизни?
Д\з п.11.
Вопрос: Какие неблагоприятные условия в вашей местности связаны с климатом?