А.Тест- график из 10 вопросов. После ответов (вопросы высвечиваются на экране) в виде плюсов или точек на позициях "да", "нет", они соединяются линией и сдаются учителю. На экране высвечиваются правильные ответы, на доске демонстрируется график ответа на тест.
Б.Вопрос: (устный ответ) В чем отличие Столетней войны от предыдущих войн Средневековья?
План ответа: (на доске) - длительность,
- за что шла борьба,
- отношение народа и рыцарей к войне,
- методы ведения войны.
Предполагаемые ответы: самая долгая в истории, борьба шла за Родину, за
независимость, за объединение страны, яркие
проявления патриотизма, партизанские методы
ведения войны.
В.2 - 3 учащихся в это время отвечают по карточкам "Начало…" и
"Окончание Столетней войны".
3.После проверки знаний следует предварительное подведение итогов и оценивание, мотивация дальнейшей деятельности. В дальнейшем на протяжении всего урока участие детей в работе (ответы , их вопросы и т.д.) поощряются карточками, которые к концу урока превращаются в полноценную отметку (красная - 5, желтая - 4, зеленая - 3). Важные понятия, имена, даты записываются в тетради.
4. Изучение нового материала.
Открываются карты Франции, Англии, Испании.
- Во всех этих странах в конце XVвека завершилось объединение. Нам знакомо начало этого процесса во Франции и АнглииXI-XIIвеков. Что же мы можем узнать о его окончании? ( Предполагаемые ответы: как оно закончилось, какие трудности, особенности объединения можно отметить в разных странах.)
- Да, это наша цель на сегодняшний урок - путем сравнения раскрыть трудности и особенности завершения объединения европейских государств.
Открывается карта Франции.
- Символом Франции издавна является лилия. Но посмотрите на карту - контуры страны напоминают цветок, но эта лилия некрасивая, незаконченная
- У короля Франции, несмотря на победу в Столетней войне, оставалось много проблем, связанных с укреплением власти, подчинением крупных феодалов. Посмотрите на владения графов Бургундских: если эти земли войдут в состав страны, то контур лилии получит полное завершение (цветок сформируется), а страна закончит объединение. Графы Бургундские были вассалами французского короля (вспомните их поведение во время Столетней войны), но вассальную клятву они не соблюдали. Королю же необходимо было завершить создание своего прекрасного "цветка".С кем ему приходилось бороться?
Открываются слова "Он…" и портрет Карла Смелого.
- Ум, великодушие, личная храбрость, высокомерие, горячность, склонность к принятию необдуманных решений. Все ли черты характера Карла положительные? Что могло ему помешать в борьбе за самостоятельность?
Продолжается работа с картой на экране, в учебнике (стр. 253).Отмечается, что часть земель графов Бургундских находилось в пределах Священной Римской империи (Люксембург, Лотарингия). Озвучиваются претензии графа на корону империи. Появляются слова "Он не рисковал…"
- Об одном человеке или о разных людях идет речь? (О разных).
- Да, это характеристика ЛюдовикаXI, французского короля, прозванного Пауком. (изображения)
- Давайте определим, верным ли было это прозвище?
Ведется работа с учебником. (Учащиеся находят соответствующую характеристику).
- Какие черты характера могли помочь ЛюдовикуXIв борьбе с Карлом Смелым?
Показываются кадры победы при Нанси и цветок лилии.
- На что были нацелены действия короля Франции? (На объединение страны, создание единого государства).
- Но собрать земли вместе - это полдела. Необходимо провести Ц Е Н -
Т Р А Л И З А Ц И Юстраны.
Проводится работа над новым понятием.
Открывается карта Англии.
- После окончания Столетней войны в Англию вернулись тысячи разочарованных людей, для которых война была делом их жизни. Обстановка в стране резко обострилась, любое ослабление королевской власти грозило беспорядками. Борьба за усиление королевской власти вылилась в войну Алой и Белой розы.
Идет работа с экраном, цветами, портретами, датами.
- Что удалось сделать ГенрихуVIIТюдору? (Объединить страну).
Продолжается работа с понятием "централизация".
- Что схожего было в истории двух государств: Франции и Англии во второй половинеXVвека? (Ответы: закончилось объединение, была проведена централизация, что она в себя включала, действовали энергичные личности не всегда правыми средствами).
Открывается карта Испании.
- Примерно в то же время, что и во Франции, завершилось объединение Испании. Оно шло на фоне Реконкисты.
Идет работа с новыми понятиями, с картой, датами, портретами правителей Кастилии и Арагона, отмечаются особенности объединения Испании. Заключительные кадры рисуют попытку королей Испании создать единоверие, как залог единства и прочности страны и полученный обратный результат.
- (Главный вопрос) Что общего было в развитии Франции, Англии, Испании во второй половине пятнадцатого века?
5. Подведение итогов урока, результат выполнения цели, оценки учащихся.
6. Задание на дом:§ 26, ответить на вопросы ; индивидуальные задания - подготовить сообщения о Карле Смелом, ЛюдовикеXIи (опережающее) Казимире Великом.
Карточки: Вставьте пропущенные слова, даты.
"Начало Столетней войны"
В ________ году началась самая долгая в истории человечества война. Французские короли пытались завершить объединение страны, английские короли стремились вернуть себе Анжуйскую державу. Война шла для французов неудачно. В 1346 г. англичане одержали победу при ___________.
Владения английского короля во Франции постепенно росли. Настоящей бедой для французов стал английский принц Эдуард, прозванный "__________________ ___________" за цвет своих доспехов. Он одержал множество побед, постоянно совершал грабительские набеги вглубь Франции. В сентябре 1356 года около города ______________ его отряд настигло войско во главе с самим королем Франции. Рыцари во главе с __________ пошли в атаку. _____________ принц умело расположил своих лучников, в то время как французы действовали разрозненно. В результате французы потерпели сокрушительное поражение. Несколько тысяч рыцарей во главе с __________ попали в плен.
В августе ______ года король Англии ГенрихVвозобновил войну. В октябре 1415 года две армии встретились под городом ______________. Французы потерпели сокрушительное поражение.
Особенно тяжелым положение Франции стало после того, как герцог __________________, изменив интересам Франции, заключил союз с англичанами. Над Францией нависла угроза утраты ________________ __________________.
Однако сын КарлаVIобъявил себя королем КарломVII.Вокруг него сплотились все патриоты Франции. В стране разгоралась партизанская война. В 1428 году к королю явилась крестьянская девушка по имени ___________. Во главе войска, доверенного ей Карлом, она смогла всего за 10 дней снять осаду с важного города _____________.
Воодушевленные патриоты выступили против захватчиков по всей стране. Англичане терпели одно поражение за другим. Обвинив в колдовстве, Орлеанскую деву сожгли на костре в 1431 году. Но это не повлияло на исход войны. Она закончилась в ______ году.
Ответы:1415; Азенкуром; Бургундский; национальной независимости; Жанна Д"Арк; Орлеана; 1453.
Династия ВАЛУА
1328 - 1589.
ФилиппIVКрасивый - брат Карл Валуа..
Дочь ФилиппVI
ЭдуардIII
Английский король ИоаннII -передал сыну Филиппу Храброму