- правильно применять правило для написания НЕ с именами прилагательными;
- сопоставлять правило правописания букв- О и Е- в корне, суффиксе, окончании имен прилагательных;
- правильно писать слова с орфограммой «Н и НН в суффиксах имен прилагательных»;
- различать на письме суффиксы –К- и –СК-;
- правильно писать сложные имена прилагательные.
Подготовка.
Напечатать и размножить на каждого учащегося задания №6, 7, 8.
Подготовить таблицы обобщающего характера.
Проверить наличие у учащихся «Сборника упражнений по русскому языку» Шкляровой Т.В. и «Словарей-справочников»
Модульная система «Дидактика».
ХОД УРОКА.
ВЫЗОВ.
Объявление темы урока и знакомство с домашним заданием.
«Подготовиться к контрольному диктанту».
Мы вместе должны «дописать» домашнее задание. Что же нам нужно для того, чтобы подготовиться к контрольной работе? Какие знания, умения, навыки вам необходимы для эффективной подготовки? Где мы можем взять материал для этого? Как в этом вам может помочь материал домашнего задания на сегодняшний урок?
ОСМЫСЛЕНИЕ.
– Главная сложность при изучении имени прилагательного была связана с определением разрядов этой части речи. Составим схему-«помощник» на доске.
- В учебнике, параграфы 50-52, «Сборник упражнений» Шкляровой Т.В., стр.133, в нашем «Словаре-справочнике».
- Теперь поиграем.
Игра-задача (работа в группах).
Соберите и сгруппируйте имена прилагательные различных разрядов по следующим темам: качественные – на тему «Зима», относительные – на тему «Дом». Притяжательные – на тему «Одежда».
«Афиширование». Оглашение результатов работы. Сопоставления качества выполнения работы в разных группах.
- Какие еще сложности возникали у вас при изучении правописания имен прилагательных?
- «Написание НЕ с прилагательными» (называют условия выбора слитного и раздельного написания). Это орфограмма №36.
Словарная диктовка. Задание: объясните написание НЕ с прилагательными.
Неширокая дорожка, нелепая ситуация, далеко не красивый поступок, неяркие цветы, не широкая, а узкая канава, непродолжительный, но резкий звук, неряшливый вид, неглубокий, но рыбный пруд.
- Были названы еще трудности в написании Н и НН в прилагательных. Представьте свои знания этой орфограммы(№38) в виде схемы.
Н НН
первообразные прилагательные *-енн- ; -онн-
-ин-, -ан-, -ян- * Н- + -Н-
Слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный, но безветренный
Как связаны темы «Разряды имен прилагательных» и «Правописание суффиксов – К – и – СК-«? Назовите номер орфограммы (№39) ( вносятся дополнения в схему на доске).
Решите пропорции.(Записаны на доске). Назовите правило, необходимое для успешного решения лингвистической задачи. (орфограмма №37). Объясните свои действия. Вспомните наш рисунок-«помощник».
Творческая работа(конструирование текста). Задания размножены для каждого ученика.
Учащиеся должны подобрать к выделенным словам сложные имена прилагательные, устно объяснить их правописание. Какой орфограммой вы пользовались при выполнении задания? (№40)
Настали весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки.Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на березах. Кроны сосен темнеют на фоне неба. Со всех сторон слышится пение птиц.
Возможный вариант текста (По К.Г. Ушинскому)
Настали весенние дни. В желто – коричневой прошлогодней траве проглядывают свежие ярко – зеленые стебельки. Юго – восточный ветер разносит аромат разогретой земли. Кроны вечнозеленых сосен темнеют на фоне ярко – голубого неба. Со всех сторон слышится разноголосое пение птиц.
Выразительное чтение получившихся текстов. Сопоставление получившихся у ребят текстов с «исходным», авторским.
Карточка. Раскройте скобки.
Желто(белый цветок), вечно (зеленые) ели, бело (грудая) птичка, изжелта(красная) ткань, трудо(любивый) человек, документально( художественный) фильм, древне (русские) летописи, русско(английский) словарь, широко (плечий) юноша.
РЕФЛЕКСИЯ
Итак, записываем домашнее задание, которое нам удалось «собрать» на уроке:
Повторить орфограммы №36,37,38,39,40
Повторить в учебнике материал параграфов 50-52
материал в «Сборнике упражнений» Шкляровой Т.В. на стр.133-138.
Выполнить упр. 317 в «Сборнике упражнений» Шкляровой Т.В. или упр. 340 в учебнике.
Самостоятельная работа.
Игра-кроссворд (раздается каждому ученику).
Впишите в данный кроссворд друг за другом, без пробелов, начиная с правой верхней клеточки,
имена прилагательные, образованные от данных имен существительных с помощью суффиксов - СК- , -К-, -ОВ-, -ЕВ-, - Н-, -ЕНН-, -ЯН-, - АН-, - ИН- .
Учитель: Если вы все слова образовали правильно, то у вас должна остаться одна пустая клеточка для оценки за работу.
Итог.Выставление отметок.
Приложение.
Материал для детей.
Подберите к выделенным словам сложные имена прилагательные, устно объясните их правописание.
Настали весенние дни. В __________________________ прошлогодней траве проглядывают свежие _________________________ стебельки. ________________________ ветер разносит аромат разогретой земли.
Раскрываются почки на_______________________________березах. Кроны _______________________сосен темнеют на фоне ________________________неба. Со всех сторон слышится _________________________________пение птиц.
Игра-кроссворд.
Впишите в данный кроссворд друг за другом, без пробелов, начиная с правой верхней клеточки, имена прилагательные, образованные от данных имен существительных с помощью суффиксов -СК- , -К-, -ОВ-, -ЕВ-, - Н-, -ЕНН-, -ЯН-, - АН-, - ИН- .