Место работы:
МБОУ Новоильмовская сош Дрожжановский район Ресрпублика Татарстан, учитель математики и информатики
ИКТ-компетентность педагогов и учащихся: особенности формирования и развития
Материал опубликован http://eorhelp.ru/node/72019
Являясь учителем информатики и ИКТ, я одна из первых, начавших в школе работу по внедрению ИКТ и Интернет – ресурсов в учебно-воспитательный процесс. Научилась видеть и решать проблемы как автономно, так и в группах, готова и способна постоянно не только учиться новому, но и делиться приобретенными знаниями и опытом с коллегами. Интерактивная доска InterwriteWorkspaceв нашей школе появилась в декабре 2011 года. Я провела обучающие семинары-практикумы с учителями по методике использования интерактивной доски на уроках, во внеклассной работе, а также учителя были приглашены на открытый урок в 8 классе по теме «Подобие треугольников».
Стараюсь организовать участие педагогов школы в Интернет-семинарах, мастер-классах. На страницах Интернет, в творческих Интернет-сообществах учителей постоянно нахожу и применяю нужную информацию для себя и своих коллег, а в случае необходимости – учу этому. Так, в 2011-2012 учебном году сама участвовала и вовлекла учителей в дистанционные мастер-классы по теме «Магия Flash», «Мультимедийная презентация как разновидность ЭОР» на сайте Открытый класс. Применение ЦОР в школе сопровождается повышением квалификации и методической поддержкой учителей со стороны учителя ИКТ.
Все педагоги нашей школы, победившей в республиканском конкурсе Министерства образования и науки Республики Татарстан "Ноутбук - учителю" в 2010 году, получили персональные ноутбуки для использования в своей профессиональной деятельности: подготовки к урокам, проведения уроков и различных внеклассных мероприятий. Третий год уже педагогический коллектив успешно ведет работу в системе «Электронное образование в Республике Татарстан".
Все педагоги нашей школы прошли переподготовку в области ИКТ «Основы работы на ноутбуке» в объеме 25 часов, очный курс. В этой системе наша школа получила площадку для создания сайта школы https://edu.tatar.ru/drozhanoye/drozhanoye/n-ilmovo/sch. где размещается оперативная информация, доступная общественности. Учителя школы получают интернет-поддержку профессионального развития на основе включения в «Педагогические сообщества» в системе «Электронное образование в Республике Татарстан", где происходит общение и обмен опытом. А информационная система «Электронное образование в РТ» (www.edu.tatar.ru) предоставляет также такие сервисы как «Электронный журнал», «Электронный дневник», «Виртуальные факультативы», «Электронные государственные услуги», «СМС-рассылка родителям» и т.д.
Ноутбук у каждого учителя с выходом в Интернет через точки беспроводного доступа Wi-Fi, а это значит, доступ к бесплатным цифровым образовательным ресурсам, дополнительные возможности для получения знаний из сети Интернет и электронное общение. Учителя получили возможность формирования ИКТ-компетентностей через такие нетрадиционные формы, как Инетрнет-педсовет, форумы, блоги, мастер-классы и т.д. Появилась электронная форма взаимодействия учителя с учеником и родителями.
В дистанционном обучении школьников деятельность учителей связана, прежде всего, с ориентированием в предлагаемых образовательных ресурсах и сопровождением индивидуальной образовательной траектории учащегося. Традиционным стало участие наших обучающихся в Интернет тестированиях по предметам на сайте КПФУ http://abiturient.kpfu.ru/, в Межрегиональных предметных олимпиадах КПФУ по физике , в Интернет – олимпиадах по физике Санкт-Петербургского госуниверситета (Национальный исследовательский университет Информационных Технологий, Механики и Оптики). Наши школьники стали активными участниками социальных проектов, например, республиканский Интернет-проект «Галерея памяти», посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне, который проводится в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006
- 2010 гг.».(работы учащихся на сайте
http://www.socobraz.ru/index.php/%D0%9F%D1%80% D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%93%D0%
B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F_%
D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%B8).
Учащиеся из года в год наращивают темпы по реализации своих способностей на различных олимпиадах и конкурсах благодаря дистанционному общению: Международная игра-конкурс «Русский медвежонок», Международная игра-конкурс «Кенгуру», Международная игра по информатике «КИТ», Международная игра-конкурс «Золотое руно», республиканская интернет-олимпиада «Чаваш кесли», посвященная 100-летию Якова Ухсая, Международная Интернет – Олимпиаде «Эрудиты планеты» среди образовательных учреждений России и зарубежных стран.
Для обучения, методической и консультационной поддержки педагогических работников своей школы в области инфокоммуникационных технологий мной создан план – график.
Таким образом, педагогический коллектив и учащиеся готовы к использованию и применению современных ИКТ в профессионально-педагогической и учебной деятельности.
План-график по обучению, методической и консультационной поддержке педагогических работников в области инфокоммуникационных технологий на 2012/2013 учебный год
Содержание
|
Учебные часы
36 |
Использование компьютерного и мультимедийного оборудования в учебном процессе
|
10 |
1.
|
Интерактивная доска как один из основных рабочих инструментов педагога
|
5 |
|
Варианты использования интерактивных устройств в процессе обучения и их эффективность.
Использование электронных образовательных приложений для интерактивной доски.
Практика:
Разработка и оформление заданий к уроку с использованием электронных (медиа, анимационных и др.) приложений интерактивной доски в рамках предметной области.
|
|
2.
|
Мультимедийный проектор – современное и востребованное цифровое средство школьного обучения
|
5 |
|
Расширение возможности для улучшения качества преподаваемых предметов, а также возможность значительно повысить интерес учеников к учебе.
Практика:
Оформление презентаций к уроку, к внеклассному мероприятию с использованием PowerPointв рамках предметной области
|
|
Использование информационной системы «Электронное образование в Республике Татарстан
|
4 |
1.
|
Ведение электронных учебных журналов
|
1 |
2.
|
Использование сервисов системы «Электронное образование в Республике Татарстан»
|
1 |
3.
|
Организация образовательного пространства обучающихся инструментами системы «Электронное образование в Республике Татарстан
|
1 |
4.
|
Успешная работа и развитие школьного сайта.
|
1 |
|
Практика:популяризация педагогического опыта средствами информационной системы «Электронное образование в Республике Татарстан»
|
|
Эффективное использование ресурсов сети Интернет в работе учителя
|
5 |
|
Познакомиться с полезными и важными функциями Gmail. Научиться настраивать Gmail и использовать возможности этого электронного ящика для организации своей работы.
Убедиться, что Webmix — это удобно!
На примерах познакомиться с online-сервисом Prezi, рассмотреть его возможности как инструмента представления информации
Практика:
Создать свою презентацию и представить ее для оценки коллегам.
|
|
Дистанционное обучение школьников
|
4 |
1.
|
Создание учащимися творческого продукта в определенной предметной области с помощью компьютерных средств,
овладение необходимыми умениями работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет и др.
Практика:
Разработка примера учебного задания с использованием ИКТ-инструментов.
|
|
Применение цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе
|
|
1.
|
Коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) для организации учебной деятельности
|
4 |
Варианты использования цифровых образовательных ресурсов (федеральные и региональные коллекции ЦОР), электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в процессе обучения и их целесообразность.
Использование цифровых образовательных ресурсов и электронных образовательных ресурсов для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Практика:
Разработка и оформление заданий к уроку с использованием ЦОР и ЭОР в рамках предметной области.
|
|
2.
|
Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС)
|
4 |
|
Применение открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС) в организации учебного процесса (http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)).
Использование на уроках электронных модулей трех типов: информационных, практических и контрольных для решения учебных задач.
Практика:
Разработка урока с описанием обоснования использования ОМС педагогом в учебной деятельности в рамках предметной области.
|
|
3.
|
On-line тесты как инструмент контроля знаний
|
5 |
|
Индивидуальная траектория учения – это та траектория, по которой каждый ученик продвигается в учебном процессе. Реализация такого подхода требует существенной модернизации образовательной среды на уроке, насыщения её вариативными и динамичными формами работы и контроля учебных достижений учащихся.
Практика:
Опросы при проведении исследования, поисковой деятельности, проведения социального опроса.
Создание тестов, позволяющих определить уровень знаний учащихся по определённой теме.
Создание опросов при организации дистанционного обучения, проектной деятельности учащихся.
Создание урока с применением On-line тестов
|
|
|