Уважаемые коллеги, присоединяйтесь к обсуждению. УМК "Литература" под ред. Б.А.Ланина. Что делают учителя сегодня, чтобы поддержать интерес и любовь к чтению?
Уважаемые коллеги, присоединяйтесь к обсуждению. УМК "Литература" под ред. Б.А.Ланина. Что делают учителя сегодня, чтобы поддержать интерес и любовь к чтению?
Любовь к чтению - это тот самый метапредметный результат, к которому стремятся учителя-филологи в ОУ.
Кажется невозможным осуществление этого уровня в наш цифоровой технократический век.
Но если учитель сам умеет читать с увлечением, умеет ощущать вкус авторского слова, то это вполне осуществимо.
Требования к результатам освоения учебных программ в соответствии с ФГОС ООО основаны на формировании УУД. Задачей учителя-филолога является формирование их в процессе изучения предметной области "Филология".
Как решить эту задачу? Для этого требуются новые УМК.
Что предложено сейчас учителю? Оказывается, что выбор УМК уже сейчас есть. Нужно только выбрать СВОЙ УМК, тот который позволит учителю решить поставленные ФГОС ООО задачи.
Например, УМК Б.А.Ланина "Литература 5-9 классы". В Примерной программе "Литература" ООО сказано: "Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально)."
Что предлагает УМК? Реализуется ли деятельностный подход, направлены ли задания для учащися на формирование УУД?
Поробуем ответить на поставленные вопросы.
Тема учебного занятия:
Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева "Бирюк".
Учебник "Литература 8 класс" под ред. Б.А. Ланина, рекомендован Минобром РФ, соответствует федеральному компоненту ФГОС ООО, М., Издательский центр "Вентана-Граф", 2010 г.
С. 86 раздел "Решаем читательские задачи".
Вопрос № 6: Почему Бирюк отпускает пойманного мужика: из жалости к нему, из сочувствия к его бедности или потому, что он исполнен презрения к хозяйской собственности?
Для ответа на этот вопрос учащийся должен:
1. Сделать выбор из предложенных вариантов ответа.
2. На основе рассуждения найти аргументы своему выбору.
3. Объяснить позицию автора и сравнить со своей собственной.
4. Завершить своё рассуждение выводом.
Какие УУД формируются в этом случае:
1. Личностные: самосознание и самоопределение; смыслообразование; нравственно этическая ориентация.
2. Регулятивные.
На этапе анализа (введения) в проблемную ситуацию:
постановка цели; анализ и решение поставленной учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (поиск и анализ аргументов).
На этапе синтеза проблемной ситуации: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата рассуждения.
На рефлексивно-оценочном этапе: оценка-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; формирование способности к мобилизации сил и энергии; к преодолению препятствий; эмоциональная устойчивость в ситуации неудачи, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
Какие предметные задачи решаются: понимание ключевых проблем изученного произведения; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.
В результате анализ только одного задания УМК Б.А. Ланина "Литература" приходим к выводу о целесообразности его использования в процессе обучения; адаптивности и соотвествия основынм требованиям ФГОС ООО.
Присоединяюсь к обсуждению. Татьяне Викторовне отдельное СПАСИБО за комментарий с примерами. От себя хочу добавить, что сегодня поддержать любовь к чтению можно и нужно! Литература - это виртуальный мир, созданный силами таланта многих и многих авторов, это тайна и загадка. Дети это хорошо чувствуют и понимают, а учителю требуется поддержать и развить этот интерес. Вопрос: КАК? Этот вопрос нас, педагогов, всегда мучил. В наш стремительно развивающийся век учитель постоянно должен проверять и обновлять свои знания, самосовершенствоваться, хорошо ориентироваться в богатейшей коллекции Интернет-ресурсов, уметь структурировать всё, что где-то "накопал", владеть современными способами и методами подачи материала... Учителю, я думаю, сегодня следует осваивать смешанный подход в обучении- новые технологии и классические методы.
У Бориса Александровича Ланина есть очень хорошая лекция "Обновление современного литературного образования". Попробуем в виде статьи выставить её для чтения на сайте издательства www.vgf.ru Он хорошо говорит о том, как должен меняться учитель. Первое, что он обязан сделать, - это постараться понять, чем живут сегодняшние дети, поставить себя на их место... и стать их поводырём, с которым идти интересно и безопасно. Учебник под ред. Б.А.Ланина написан так, что автор не просто рекомендует, а ведёт учителя, помогает ему...
Согласна с Вами в том, что литература - это виртуальный мир, это тайна и загадка. Хочется, чтобы дети проявляли интерес к ее разгадке. Пытаясь пробудить интерес к чтению у своих учеников, мы разработали методику проведения практических работ по литературе (можно ознакомиться на сайте 1сентября). Эту методику применяем и при подготовке к урокам по УМК Б.А.Ланина (5 класс). Но здесь даже придумывать ничего не надо, надо просто заглянуть в задания после текста, и урок готов.
Здравствуйте , Татьяна Николаевна!Рада была узнать, что вам понравился УМК по литературе под редакцией Ланина, однако, так и хочется высказать свое мнение.Мы с вами на пороге нового , неизведанного, однако , разве можно воспитать нравственную личность на произведении "Кондуит и Швамбрания ", "Лето Господне " В 5 КЛАССЕ .Куда делась классика, я понимаю , что везде должен проявляться импрессионизм, но не все могут это понять , а классики создавали свои произведения , в которых и сейчас находишь много нового и интересного.Так давайте говорить правду о том , что , к сожалению, этот учебник не является самым лучшим.
Виктория Вячеславовна, я не соглашусь с Вами во многом. Сегодня филологи многих и многих регионов единодушно признали, что учебник под ред. Б.А. Ланина один из лучших современных учебников литературы. В этом учебнике на первом месте ТЕКСТ - фундамент литературы. Что же касается И.С.Шмелёва "Лето Господне", то я не понимаю вообще сути вопроса. Это высоконравственное, русское произведение. В учебнике изучаются главы, где речь ведётся от лица мальчика, почти ровесника читателям (5 класс). Дети очень охотно изучают это произведение, сравнивают с современностью... Кстати, классика в этом учебнике по-прежнему занимает фундаментальное ядро, а новые произведения и новые авторы должны обязательно появляться. Как же без нового в литературе?!
Уважаемые коллеги, присоединяйтесь к обсуждению. УМК "Литература" под ред. Б.А.Ланина. Что делают учителя сегодня, чтобы поддержать интерес и любовь к чтению?
Уважаемые коллеги, присоединяйтесь к обсуждению. УМК "Литература" под ред. Б.А.Ланина. Что делают учителя сегодня, чтобы поддержать интерес и любовь к чтению?