Инструкции по работе в открытом классе.
Тема: Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: собрать базу информационных ресурсов по проблеме зоны ближайшего развития при формировании психологически комфортной и безопасной среды в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Идея: Для создания психологически комфортной и безопасной образовательной среды в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо среди множества направлений деятельности проводить работу с детьми, учитывая зону их ближайшего развития.
Аргументы в пользу идеи.
Статьи по теме:
1.http://metodist.edu54.ru/node/52132
В Концепции специального ФГОС, основанного на понимании того, что дети с ОВЗ – неоднородная по составу группа школьников - определено, что именно блоки воспитательной и коррекционно-развивающей(в том числе, и социально-адаптационной) работы становятся наиболее значимыми, особенно при получении образования ниже цензового уровня, уменьшения академического компонента.
Новые задачи системы образования определены в Стратегии 2020; их достижение призваны обеспечить федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), в которых содержатся 3 системы требований. Говорить об интеграции, игнорируя эти требования, нельзя. Более того, именно анализ требований ФГОС позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях. Очевидно, что механическое перенесение понимания результатов общего образования в специальное – пусть и организованное в новых условиях – не обеспечивает их достижения. В настоящее время разработана общая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С.), согласно которой «самым общим результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из ее образовательного пространства».
Но при этом остаются открытыми вопросы о том, как измерять уровень «введения в культуру», как этот уровень обеспечивает достижение задач общего образования, актуальные и для родителей, и для педагогов, и для руководителей образовательных учреждений. Принятие стандарта специального образования, предусматривающего трёхуровневое вариативное образование детей с ОВЗ – от полного среднего образования, сопоставимого по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников – до возможности обучения на протяжении всего школьного возраста основным навыкам жизни вместе с близкими людьми, могло бы предоставить ответы на эти вопросы. Однако работа над этим документом идёт параллельно с практикой интегрированного обучения. Необходимо определить, что во ФГОСе позволяет организовать обучение детей с ОВЗ с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития и оценить результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.
Таким образом, для ребёнка с ОВЗ система внеурочной деятельности становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации
Учитывая ряд неблагоприятных факторов, осложняющих процесс развития, воспитания и обучения подрастающего поколения, кризис, возрастающую занятость родителей, рост девальвации ценностей, повышение социальной напряженности, тревожности, конфликтности, система образования должна обеспечить каждому ребёнку необходимые для его развития и социализации условия, при которых он смог бы научиться преодолевать барьеры, позитивно выстраивая своё будущее.
2.http://www.1wyd.com/sotsialno-psihologicheskie-osnovy-inkljuzivnogo-obrazovanija.html
Согласно концепции Л.С.Выготского о гносеологическом развитии личности, каждый индивид, включая и человека с инвалидностью, имеет в своей когнитивной структуре три иерархии познания: имеющиеся в наличии знания, дистанционный познавательный материал и зона ближайшего развития, в которую входят знания и умения, формирующиеся в процессе обучения.
Л.С.Выготский считал, что оптимальным образом она развивается в процессе корреляции с другими индивидами. Таким образом, в условиях интегрального процесса нарушенные биопсихологические функции людей с ограниченными возможностями здоровья могут быть частично или полностью компенсированы устойчивыми социальными навыками.
3.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B9%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0
Нейропедагогика (англ. Neuropedagogy, Educational neuroscience) — прикладная нейронаука использования знаний когнитивной неврологии, дифференциальной психофизиологии, нейропсихологических знаний, данных о мозговой организации процессов овладения различными видами учебного материала, учёта совместимости вариантов ИПЛ (индивидуальный профиль латерации) учащихся и преподавателей в образовательном процессе.[1]
Нейропедагогика базируется на классических основах педагогики, психологии, неврологии, кибернетики и отражает личностно-ориентированный подход в образовании. Цель нейропедагогики — на практике оптимально и творчески решать педагогические задачи, используя знания об индивидуальных особенностях мозговой организации высших психических функций.[2] Нейропедагогика исследует нейропедагогические системы, их свойства и процессы. Она состоит из нейродидактики, нейропедагогической диагностики, нейропедагогики воспитания, нейропедагогической коррекции и адаптации, нейропедагогической организации (образовательного процесса).
4.http://metodpresscentr.ru/tag/%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/
При организации занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
5.http://global-school.ru/articles/view/153/
В настоящее время детей с «особыми образовательными потребностями» очень много, и эти потребности весьма разнообразны. Если рассматривать с точки зрения среднестатистической нормы, то особые образовательные потребности как раз и становятся такой нормой, а инклюзивная школа (единое для всех образовательное пространство) – это уже не предмет обсуждения, а необходимость нашей жизни, та самая «новая школа», о которой так много говорят и пишут.
Сценарии мероприятий:
1.http://olesya-emelyanova.ru/index.html
Кукольный театр широко применяется не только в работе с обычными детьми, но и с детьми с ОВЗ. Театр дает детям бурю эмоциональных переживаний, позволяет учитывать зону их ближайшего развития.
2/http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное мышление, стимулировать творческую активность путем активации мыслительных процессов.
3.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/stsenarii-vneklassnogo-meropriyatiya-s-elementami-proektnoi-d
Проектная деятельность дает возможность проявить себя каждому ребенку, в том числе детям с ОВЗ.
4.http://nsportal.ru/npo-spo/sfera-obsluzhivaniya/library/scenariy-konkursamiss-zolotaya-osen
Внеклассные мероприятия как один из способов определения зоны ближайшего развития ребенка.
5.http://lpechnikova.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81-%D1%87%D1%82%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2/
Конкурс чтецов является любимым для многих детей, раскрывает их потенциал.
Просьба для участников сообщества оставить отзыв о рассматриваемой проблеме.