Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Знакомство и анализ художественного произведения К.Д.Ушинского "Играющие собаки"

Фото пользователя Ирина Давидовна Митракова
Submitted by Ирина Давидовна Митракова on Fri, 05/10/2012 - 20:54
Данные об авторе
Автор(ы): 
Митракова Ирина Давидовна
Место работы, должность: 
МБОУ "Сиверсая гимназия", учитель
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

 

Цель: познакомить и проанализировать  рассказ К. Д. Ушинского «Играющие собаки» 

 

 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Ефросинина Л. А. Литературное чтение 1 класс

Краткое описание: 
Комбинированный урок литературного чтения в 1 классе. Анализ литературного произведения.

 

  1.     Организация класса

 

 - Здравствуйте. 

                 Я очень рада

                 Войти в приветливый наш класс

                 И для меня уже награда

                 Сиянье умных ваших глаз

   - Настроились на работу.

 

2.     Актуализация знаний

 

– Какой у нас сейчас урок? (урок литературного чтения)

- Чему учимся на уроках литературного чтения в 1 классе? (учимся правильно читать, знакомится с произведениями разных жанров, учимся анализировать текст, узнаём о жизни и творчестве писателей, учимся правильно отвечать на вопросы, узнаём значение новых слов, учимся определять тему, о чём говорится в тексте)

- Что помогает нам в этой работе? (учебник «Литературное чтение» Любовь Александровны Ефросининой, рабочая тетрадь, уроки литературного слушания)

- Какие тексты читаем? (художественные)

- Какие жанры относятся к художественным текстам? (стихи, рассказы, сказки)

- Что мы знаем уже о художественном тексте? (Текст – это средство общения. В художественных текстах скрывается информация, т.е. знание. И тайны, которые мы учимся разгадывать)

- Художественный текст состоит из больших и маленьких тайн.

- Что помогает нам открывать тайны? (зрение, слух, воображение, фантазия, личный опыт)

- Художественный текст можно толковать по-разному.

- Что значит толковать? (значит объяснять по-разному.

- «Толковать», значит объяснять смысл.

 

толковать

 

толк

 

смысл

 

польза

 

прок

 

- Это слово образовано от слова «толк». А ещё «польза», или как говорили раньше «прок».

- У художественного текста не один смысл, а несколько. Художественный текст как айсберг: то, что видно, это маленькая часть ледяной глыбы, а большая прячется под водой.

- Вот почему хорошие книги можно перечитывать не один раз. И всегда с пользой для себя, с удовольствием.

- Поэтесса Марина Цветаева говорила о чтении: «А что есть чтение – как не разгадывание, изучение тайного…»

- Чтение – это, прежде всего  СОТВОРЧЕСТВО

                                                  СОБЕСЕДОВАНИЕ

                                                  СОДРУЖЕСТВО

- Как вы думаете с кем? (подружиться с героями, понять их, беседовать с автором)

- Это очень увлекательно стать собеседником А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.М.Пришвина…

- Зачем читать книги? (книги помогают нам общаться с теми, кто жил много лет тому назад, в книгах заключена мудрость и опыт многих поколений)

 

3.     Постановка проблемы

 

- А сейчас вспомним цепочку, которую рисовали на прошлых уроках.

- Положите перед собой карточки, и восстановите в нужной последовательности.

 

           

АВТОР     ТЕКСТ      ЧИТАТЕЛЬ

 

- Как понимаете схему?

- И автор зависит от читателя. Очень важно, чтобы мы, читатели, могли порнять замысел автора.

- Для чего нам нужно понять автора, послушаем:

 

В весёлом стихе и в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся, только всмотрись

Кроется самая главная мысль.

 

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Откроется САМАЯ ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ.

 

- В каждом тексте есть основная мысль, которой «подчиняется» весь текст.

  Это 

ИДЕЯ

 

 

  - Итак, к концу урока постараемся определить идею рассказа.

 

4.     Новый материал

 

- Будем работать с рассказом К.Д.Ушинского «Играющие собаки»

 

 

1) Сведения об авторе.

   Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) родился в Туле, своё детство он провёл вблизи Новгорода, в небольшом имении родителей. Окончив гимназию,
Ушинский поступил в московский университет на юридический факультет и блестяще его закончил. В  1854 году, в 30 лет Ушинскому удалось получить назначение, сначала учителем русской словесности, а затем инспектором Гатчинского сиротского института. К.Д. Ушинский выпустил две учебные книги, одна из которых азбука. Учебники предназначались для первоначального чтения, и содержали рассказы, статьи познавательного характера.

   Прожил недолго: умер 47 лет, но за свою короткую жизнь сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

   Произведения К.Ушинского любимы юными читателями.

 

2) Первичное восприятие.

- Откройте учебники, страница 14

- Посмотрите на иллюстрацию.

- Как вы думаете, о ком и о чём будет рассказ? ( о собаках, о маленьком и большом псе, о том как играли собаки…)

-Прочитав его, мы поймём, правы ли мы.

- Слушаем…

- Поделитесь впечатлениями о прочитанном. О чём рассказ? ( о двух собаках)

- Какими были собаки? (большая и маленькая)

- Какие у них клички7 (Полкан, Мопс)

- Кто из вас хочет научиться читать рассказ?

 

                            ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Вправо, влево поворот.

По рассказу мы гуляли,

За сюжетом наблюдали.

На друг друга посмотрели

И опять на место сели.

 

3) Подготовка дыхательного аппарата.

- Подготовим наш дыхательный аппарат к дальнейшей работе, к чтению.

- Держим дыхание до конца фразы.

Жужжим: жжжжжжжжжж 10р., ж ж ж ж ж ж ж 7р.

Шуршим: шшшшшшшшшшш 12р., ш ш ш ш ш ш 6р.

Выпускаем воздух из проколотого мяча; сссссссссс 10р., с с с с с с с с 8р.

- Молодцы!

4)Чтение текста.

- Читаем текста по абзацам, управляем дыханием.

 

1 абзац

 

- Чьими глазами мы будем следить за происходящим? (глазами мальчика Володи)

 

2 абзац

 

- Читаем. Обращаем внимание на описание собак.

- Что мы узнали о Полкане? (большая, угрюмая, огромные лапы, смотрела благосклонно)

- Что значит большая, как сказать по-другому7 (взрослая)

- Как понимаете слово «угрюмая»? (в плохом настроении, грустный, печальный)

- Что значит «благосклонно»? ( относящийся благожелательно, снисходительно, расположенный в чью-нибудь пользу)

- Что автор говорит о другой собаке? (маленький Мопс)

- А если маленькая, догадайтесь, какая она может быть по характеру? ( игривая, шаловливая, забавная, задиристая)

- Найдите и прочитайте, как Мопс вёл себя с Полканом? Что делал? Найдите слова-действия. ( подбежал, стал кидаться и лаять; хватал, очень надоедал)

- Играли ли собаки?

- Прочитайте, что сказал Володя, наблюдая за собаками? («Погоди-ка, вот она тебе задаст! - сказал Володя. - Проучит она тебя»)

- Почему Володя решил, что Полкан должен проучить Мопса? ( наверно мальчик обижал маленьких, был нетерпеливым)

 

3 абзац

 

- Последний абзац прочитайте про себя.

- Найдите, кого мог обижать Володя? ( младших братьев и сестёр

- Знаете ребята, из текста, не ясно есть ли уже у Володи братья и сёстры, но мудрый отец предупреждает сына.

- Найдите главные слова. Прочитайте.

 (большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых)

- Что это такое, как иначе сказать? (замысел автора, главная мысль, идея)

 

5.     Итог

- Вернёмся к нашей цепочке.

- Разгадали мы замысел автора?

- В жизни, ребята, обязательно пользуйтесь этим секретом.

- Изучая литературные художественные произведения, мы откроем много секретов, которые в жизни нам пригодятся.

 

 

 

 



Фото пользователя Ирина Давидовна Митракова

На: Знакомство и анализ литературного произведение К.Д.Ушинского


На данном уроке ребята познакомились с биографией К.Д.Ушинского.

Первичное восприятие началось с предвосхищения содержания текста по заглавию и иллюстрации, что помогает развивать антиципацию. Провели артикуляционную зарядку, которая оживляет работу на уроке, так как очень нравится детям. Познакомились с рассказом, учились читать его по абзацам (использовался прием технологии критического мышления - чтение с остановками). Данный прием способствует лучшему пониманию текста на уровне содержания.

При ответах  на вопросы развивалась устная речь, образное и логическое мышление, умение анализировать и обобщать. Ученики узнали, кто главные герои, дали им характеристику, искали доказательства в тексте. Вопросы, задаваемые детям, после прочтения части способствовали развитию этических чувств, доброжелательности, пониманию и  сопереживанию чувствам персонажей. Такая работа  формирует умение слушать и слышать партнера, учит выражать свои мысли, формирует умение давать нравственную оценку героям (на этапе реализовывались личностные, метапредметные задачи). На уроке дети активно включились в диалог,  не боялись высказывать свои мысли, делились своими переживаниями.

Комментарий был изменен с момента создания (79213019759, Wed, 10/10/2012 - 20:55).


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн