Знакомство и анализ художественного произведения К.Д.Ушинского "Играющие собаки"
Submitted by Ирина Давидовна Митракова on Fri, 05/10/2012 - 20:54
1. Организация класса
- Здравствуйте.
Я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Сиянье умных ваших глаз
- Настроились на работу.
2. Актуализация знаний
– Какой у нас сейчас урок? (урок литературного чтения)
- Чему учимся на уроках литературного чтения в 1 классе? (учимся правильно читать, знакомится с произведениями разных жанров, учимся анализировать текст, узнаём о жизни и творчестве писателей, учимся правильно отвечать на вопросы, узнаём значение новых слов, учимся определять тему, о чём говорится в тексте)
- Что помогает нам в этой работе? (учебник «Литературное чтение» Любовь Александровны Ефросининой, рабочая тетрадь, уроки литературного слушания)
- Какие тексты читаем? (художественные)
- Какие жанры относятся к художественным текстам? (стихи, рассказы, сказки)
- Что мы знаем уже о художественном тексте? (Текст – это средство общения. В художественных текстах скрывается информация, т.е. знание. И тайны, которые мы учимся разгадывать)
- Художественный текст состоит из больших и маленьких тайн.
- Что помогает нам открывать тайны? (зрение, слух, воображение, фантазия, личный опыт)
- Художественный текст можно толковать по-разному.
- Что значит толковать? (значит объяснять по-разному.
- «Толковать», значит объяснять смысл.
толковать
толк
смысл
польза
прок
- Это слово образовано от слова «толк». А ещё «польза», или как говорили раньше «прок».
- У художественного текста не один смысл, а несколько. Художественный текст как айсберг: то, что видно, это маленькая часть ледяной глыбы, а большая прячется под водой.
- Вот почему хорошие книги можно перечитывать не один раз. И всегда с пользой для себя, с удовольствием.
- Поэтесса Марина Цветаева говорила о чтении: «А что есть чтение – как не разгадывание, изучение тайного…»
- Чтение – это, прежде всего СОТВОРЧЕСТВО
СОБЕСЕДОВАНИЕ
СОДРУЖЕСТВО
- Как вы думаете с кем? (подружиться с героями, понять их, беседовать с автором)
- Это очень увлекательно стать собеседником А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.М.Пришвина…
- Зачем читать книги? (книги помогают нам общаться с теми, кто жил много лет тому назад, в книгах заключена мудрость и опыт многих поколений)
3. Постановка проблемы
- А сейчас вспомним цепочку, которую рисовали на прошлых уроках.
- Положите перед собой карточки, и восстановите в нужной последовательности.
АВТОР ТЕКСТ ЧИТАТЕЛЬ
- Как понимаете схему?
- И автор зависит от читателя. Очень важно, чтобы мы, читатели, могли порнять замысел автора.
- Для чего нам нужно понять автора, послушаем:
В весёлом стихе и в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется САМАЯ ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ.
- В каждом тексте есть основная мысль, которой «подчиняется» весь текст.
Это
ИДЕЯ
- Итак, к концу урока постараемся определить идею рассказа.
4. Новый материал
- Будем работать с рассказом К.Д.Ушинского «Играющие собаки»
1) Сведения об авторе.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) родился в Туле, своё детство он провёл вблизи Новгорода, в небольшом имении родителей. Окончив гимназию,
Ушинский поступил в московский университет на юридический факультет и блестяще его закончил. В 1854 году, в 30 лет Ушинскому удалось получить назначение, сначала учителем русской словесности, а затем инспектором Гатчинского сиротского института. К.Д. Ушинский выпустил две учебные книги, одна из которых азбука. Учебники предназначались для первоначального чтения, и содержали рассказы, статьи познавательного характера.
Прожил недолго: умер 47 лет, но за свою короткую жизнь сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».
Произведения К.Ушинского любимы юными читателями.
2) Первичное восприятие.
- Откройте учебники, страница 14
- Посмотрите на иллюстрацию.
- Как вы думаете, о ком и о чём будет рассказ? ( о собаках, о маленьком и большом псе, о том как играли собаки…)
-Прочитав его, мы поймём, правы ли мы.
- Слушаем…
- Поделитесь впечатлениями о прочитанном. О чём рассказ? ( о двух собаках)
- Какими были собаки? (большая и маленькая)
- Какие у них клички7 (Полкан, Мопс)
- Кто из вас хочет научиться читать рассказ?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Вправо, влево поворот.
По рассказу мы гуляли,
За сюжетом наблюдали.
На друг друга посмотрели
И опять на место сели.
3) Подготовка дыхательного аппарата.
- Подготовим наш дыхательный аппарат к дальнейшей работе, к чтению.
- Держим дыхание до конца фразы.
Жужжим: жжжжжжжжжж 10р., ж ж ж ж ж ж ж 7р.
Шуршим: шшшшшшшшшшш 12р., ш ш ш ш ш ш 6р.
Выпускаем воздух из проколотого мяча; сссссссссс 10р., с с с с с с с с 8р.
- Молодцы!
4)Чтение текста.
- Читаем текста по абзацам, управляем дыханием.
1 абзац
- Чьими глазами мы будем следить за происходящим? (глазами мальчика Володи)
2 абзац
- Читаем. Обращаем внимание на описание собак.
- Что мы узнали о Полкане? (большая, угрюмая, огромные лапы, смотрела благосклонно)
- Что значит большая, как сказать по-другому7 (взрослая)
- Как понимаете слово «угрюмая»? (в плохом настроении, грустный, печальный)
- Что значит «благосклонно»? ( относящийся благожелательно, снисходительно, расположенный в чью-нибудь пользу)
- Что автор говорит о другой собаке? (маленький Мопс)
- А если маленькая, догадайтесь, какая она может быть по характеру? ( игривая, шаловливая, забавная, задиристая)
- Найдите и прочитайте, как Мопс вёл себя с Полканом? Что делал? Найдите слова-действия. ( подбежал, стал кидаться и лаять; хватал, очень надоедал)
- Играли ли собаки?
- Прочитайте, что сказал Володя, наблюдая за собаками? («Погоди-ка, вот она тебе задаст! - сказал Володя. - Проучит она тебя»)
- Почему Володя решил, что Полкан должен проучить Мопса? ( наверно мальчик обижал маленьких, был нетерпеливым)
3 абзац
- Последний абзац прочитайте про себя.
- Найдите, кого мог обижать Володя? ( младших братьев и сестёр
- Знаете ребята, из текста, не ясно есть ли уже у Володи братья и сёстры, но мудрый отец предупреждает сына.
- Найдите главные слова. Прочитайте.
(большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых)
- Что это такое, как иначе сказать? (замысел автора, главная мысль, идея)
5. Итог
- Вернёмся к нашей цепочке.
- Разгадали мы замысел автора?
- В жизни, ребята, обязательно пользуйтесь этим секретом.
- Изучая литературные художественные произведения, мы откроем много секретов, которые в жизни нам пригодятся.
Размещено Wed, 10/10/2012 - 20:55 пользователем Ирина Давидовна Митракова.
На данном уроке ребята познакомились с биографией К.Д.Ушинского.
Первичное восприятие началось с предвосхищения содержания текста по заглавию и иллюстрации, что помогает развивать антиципацию. Провели артикуляционную зарядку, которая оживляет работу на уроке, так как очень нравится детям. Познакомились с рассказом, учились читать его по абзацам (использовался прием технологии критического мышления - чтение с остановками). Данный прием способствует лучшему пониманию текста на уровне содержания.
При ответах на вопросы развивалась устная речь, образное и логическое мышление, умение анализировать и обобщать. Ученики узнали, кто главные герои, дали им характеристику, искали доказательства в тексте. Вопросы, задаваемые детям, после прочтения части способствовали развитию этических чувств, доброжелательности, пониманию и сопереживанию чувствам персонажей. Такая работа формирует умение слушать и слышать партнера, учит выражать свои мысли, формирует умение давать нравственную оценку героям (на этапе реализовывались личностные, метапредметные задачи). На уроке дети активно включились в диалог, не боялись высказывать свои мысли, делились своими переживаниями.
Комментарий был изменен с момента создания (79213019759, Wed, 10/10/2012 - 20:55).
На: Знакомство и анализ литературного произведение К.Д.Ушинского
На данном уроке ребята познакомились с биографией К.Д.Ушинского.
Первичное восприятие началось с предвосхищения содержания текста по заглавию и иллюстрации, что помогает развивать антиципацию. Провели артикуляционную зарядку, которая оживляет работу на уроке, так как очень нравится детям. Познакомились с рассказом, учились читать его по абзацам (использовался прием технологии критического мышления - чтение с остановками). Данный прием способствует лучшему пониманию текста на уровне содержания.
При ответах на вопросы развивалась устная речь, образное и логическое мышление, умение анализировать и обобщать. Ученики узнали, кто главные герои, дали им характеристику, искали доказательства в тексте. Вопросы, задаваемые детям, после прочтения части способствовали развитию этических чувств, доброжелательности, пониманию и сопереживанию чувствам персонажей. Такая работа формирует умение слушать и слышать партнера, учит выражать свои мысли, формирует умение давать нравственную оценку героям (на этапе реализовывались личностные, метапредметные задачи). На уроке дети активно включились в диалог, не боялись высказывать свои мысли, делились своими переживаниями.