методическая разработка "Использование игровых технологий на уроке специальности"
Submitted by Вероника Ларина on Sat, 29/09/2012 - 01:14
Методическая разработка
Тема: «Использование игровых технологий на уроке специальности»
преподавателя МБОУ ДОД «ДМШ №24» г.Казани
Лариной Вероники Владимировны
Одним из необходимых условий процесса обучения является разнообразие организационных форм. Именно в этой сфере перед педагогом открывается широчайший простор для творчества. Но здесь важно, чтобы в ходе всего учебно-воспитательного процесса нашли свое применение разнообразные методы и приемы обучения.
Систематическое применение традиционных, обычных уроков со временем может легко превратиться в скучное однообразие, а в педагогической деятельности важно заинтересовать.
Принцип формирования активности ребенка был и остается одним из основных. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельности учащегося, в некоторых эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые.
Как сказал Й.Хейзинга: «Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра». Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Игру, как метод обучения, способ передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. В современной школе делающей ставку на активизацию и интенсивность учебного процесса, игровая деятельность используется как:
в качестве самостоятельной технологии
элемент технологии
в качестве урока или его части
как технология внеклассной работы
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной деятельностью.
Игра ведущий вид деятельности дошкольников. Использование же педагогом игровых технологий в младшем школьном возрасте помогает переживать те или иные элементы учебного процесса в условно-игровом плане. В педагогике начальной школы игровые педагогические технологии получили название – дидактических игр. Их основное назначение – создание проблемной ситуации, создание «полосы препятствий». Шаги ученика через эти препятствия и составляют процесс учения. Результативность таких игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
В любой человеческой деятельности – в игре, труде или учебе – человеку постоянно нужны сообразительность, находчивость, догадка и умение рассуждать. Эти важные качества можно воспитать и развить решениями задач, рассчитанных на применение первичных навыков смекалки и начальных логических действий. Всякое несложное игровое задание, рассчитанное на сообразительность, обычно содержит в себе забавную «изюминку», которую бывает приятно разгадать. Самыми распространёнными видами умственной гимнастики принято считать ребусы и разного вида головоломки.
Правила для разгадывания ребусов.
правило запятой / запятая отнимает от названия изображённого предмета крайнюю букву, в зависимости от того, где стоит – справа или слева/
правило зачёркнутой буквы/ означает исключение её из слова/
правило заменяемой буквы / ненужная буква заменяется на ту, которая нужна/
правило цифр возле рисунка / все буквы, составляющие название предмета, надо выстроить в данном порядке/
правило скрытых названий / иногда изображаются предметы, подразумевающие собой обобщающие названия – имена, ноты, слова, цифры и т.д./
правило перевёрнутого рисунка / слово нужно прочитать наоборот, справаналево/
Для начинающих музыкантов очень сложен этап освоения азов нотной грамоты. Поэтому в форме игры этот процесс становится более интересным. (см. прил.)
Очень важный этап в становлении начинающего музыканта - постановка рук, развитие координации движения рук и пальцев. В этот период обучения можно использовать пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – увлекательное и полезное занятие. Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Необходимо, чтобы у ребёнка создалось впечатление лёгкости и эмоционального подъёма, только тогда он будет исполнять задание с удовольствием.
Например,
В гости к пальчику большому Выставляем вверх большие пальцы.
Приходили прямо к дом. Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук Указательный и средний Поочередно называемые пальцы, соединяем с Безымянный и последний большими на двух руках одновременно,
Сам мизинец-малышок пальцы сжаты в кулачок.
Постучался об порог Кулачки стучатся друг о дружку.
Вместе пальчики друзья Ритмичное сжатие пальцев обеих рук.
Друг без друга им нельзя.
Колечки
1-й вариант:
Под ритмический счет смыкаются большие пальцы с указательными, средними, безымянными и мизинцами в колечки, затем продолжаем движение в противоположном направлении.
2-й вариант:
Под счет собираются колечки. По команде «Без среднего» продолжается перебор, пропуская средний палец и т.д. Темп можно ускорять.
3-й вариант:
Обратные колечки – левая рука смыкает указательный и большой палец, а правая - большой и мизинец. В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения. Затем наоборот.
Игровые технологии в воспитании и обучении детей способствуют компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физического отдыха.
Как бы правильно не были организованы уроки юного музыканта, как и в другой любой деятельности, имеют место утомление и усталость. Только разумность в чередовании труда и отдыха делает движения точными и уверенными и положительно сказывается на результате занятий. Поэтому для эмоциональной разрядки во время урока, педагог может использовать следующие музыкальные игры:
«Эхо» - педагог исполняет на инструменте простой мотив, а ученик отвечает на своем инструменте, подбирая по слуху. Как вариант – можно поменяться.
Игра развивает память, слух, творческое воображение.
«Жмурки» - ученику указываются определенные клавиши на инструменте. Педагог один из звуков и предлагает ученику найти. Первое время педагог может держать звук до тех пор, пока ученик не найдет его на своем инструменте. Можно поменяться: ученик - прячется, педагог - ищет.
Можно включить в урок занимательные вопросы, но не надо ждать моментальных и правильных ответов от учащегося. Цель вопросов – активизировать мыслительную деятельность ученика.
Например, для закрепления слуховых представлений, можно задать следующие вопросы и задания:
«Человек поднимается в гору или спускается с горы?» - нисходящее или восходящее движение
«Поезд приближается или удаляется?» - dim. или crec.
«Девочка идет по дорожке или по лесенке?» - гаммообразное или скачкообразное движение.
Изобрази на инструменте: спящего человека, сигналы машин, чириканье птиц, разгон поезда и т.д.
В каждом уроке должна быть «изюминка», интрига. Необходимо исключить из практики стереотипное объяснение и выполнение всех заданий максимально использовать разнообразные приемы и методы на занятиях, в целом повышая эффективность музыкально-образовательного процесса.
Наличие в жизни ребенка ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых событий становится своеобразными стимуляторами творческой активности. Это то, что позволяет педагогу постоянно поддерживать эстетический интерес ребенка к процессу создания прекрасного, к общению с искусством.
Список литературы:
И.Г.Хадиуллин, А.Н. Ахметов «Практикум по педагогике» Магариф, 2002
О.Выленцева статья « Оптимизация обучения», Наука и школа.№2/2006
Г.Стативкин «Начальное обучение на готово-выборном баяне» Москва,1989
З.Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне» Москва,2007
Е.Черенкова «Развивающие игры с пальчиками» Москва,2007
И.Агапова, М.Давыдова «Лучшие ребусы и головоломки для детей» Москва, 2006