способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под фонограмму;
воспитывать чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа;
способствоватьформированию потребности в общении с музыкой.
Эпиграф:«…Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
К.Рылеев
I. Организационный этап
1. Введение в тему урока.
(Слайд №1)
У. Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? У нас сегодня необычный урок музыки. Мы с вами отправляемся в оперный театр. Рассаживайтесь удобно в зрительном зале.
(На первой парте каждого ряда стоят таблички: 1 ряд - «Партер», 2 ряд - «Ложа», 3 ряд - «Бельэтаж».
(Слайд № 2)
У. Наш первый ряд – зрители партера, нижнего этажа зрительного зала, второй ряд – гости ложи (небольшого помещения с отдельным входом, отгороженного от соседних, боковыми перегородками), а третий ряд расположился в бельэтаже (первом ярусе зрительного зала в театре).
Вопросы: Вы обратили внимание на музыку, под которую входили на урок? Кто узнал это произведение? Это «Патриотическая песня» из оперы М.И.Глинки.
Что вы знаете про этого композитора? Где он жил? (Слайд № 3) (Ответы учащихся).
II. Познавательный этап.
У. Познакомимся с ним поближе. (Фрагменты из видеофильма «Глинка»).
Название оперы, на которую мы пришли вам помогут узнать стихи Рылеева :
«…Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
Кто может сказать, как называется опера? Правильно «Иван Сусанин».
У. Опера состоит из четырех действий с эпилогом.
В начале XIIвека польские войска напали на Русь и захватили столицу – Москву. Польский король Сигизмунд Ш хотел посадить на русский трон своего сына - царевича Владислава. Узнав, что в Костромской губернии скрывается молодой русский царь Михаил Романов, военный отряд поляков направляется туда с целью убить его.
Познакомимся с главные действующими лицами оперы: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида (его дочь), Ваня (приемный сын Сусанина), Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды. (Слайд № 4)
Действие первое. 1612 год, крестьяне села Домнина, среди которых — Иван Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять Отчизну.
«Кто на Русь дерзнет, смерть найдет». (Фрагмент из оперы №1).
Богдан Собинин со своей дружиной привез радостные вести: князь Пожарский и крестьянин Минин собирают ополчение, чтобы отстоять захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. На борьбу с врагами поднимается Русь. Несмотря на радостные вести, Сусанин печален: враги еще хозяйничают на родной земле. (Фрагмент из оперы №2).
Действие второе. Пышный бал в тронном зале польского короля Сигизмунда III. Опьяненные своими временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Жадные паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. (Фрагмент из оперы №3).
Внезапно, в самый разгар веселья, появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые для поляков вести! Весь русский народ восстал на врагов, польский отряд осажден в Москве, германское войско бежит. Танцы прекращаются, поляки в смятении. Но хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. (Фрагмент из оперы №4).
У. Как в настоящем театре у нас есть маленький перерыв между действиями, он называется антракт. Мы используем его для того, чтобы узнать, почему простые крестьяне - Иван Сусанин, Богдан Собинин с дружиной отправлялись на бой с врагами. Каждая группа зрителей получит бланк с кроссвордом, в котором зашифровано слово. Эти слова были главными в жизни героев нашей оперы. А помогут вам в этом знания, полученные на уроках музыки.
Ученики должны отгадать слова «Родина», «Россия», «Отчизна».
Действие третье. Тем в семье Сусанина готовятся к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать, добра Антониде. Внезапно в избу врываются поляки. Угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина я в Москву, Вначале Сусанин отказывается.
Страха не страшусь,
Смерти но боюсь,
Лягу за святую Русь, —
гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий План — завести врагов в лесную глушь и погубить. (Фрагмент из оперы №5).
Действие четвертое. Все дальше и дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега, бурелом. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его неминуемо ждёт смерть. Смело смотрит он ей в глаза:
Чуют правду! Смерть близка,
Но не страшна она:
Свой долг исполнил я.
Мысленно прощается Сусанин со своими родными — Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга. В ее завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки. (Фрагмент из оперы №6).
Просыпаются враги. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин.
Туда завел я вас,
Куда и серый волк не забегал,
Куда и черный вран костей не заносил!
Туда завел я вас, где глушь и глад,
Где вам от лютой вьюги погибать!
Где вам голодной смертью помирать! —
с достоинством отвечает Сусанин. Мысли его обращаются к Отчизне: «Я шел на смерть за Русь!». В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.(Фрагмент из оперы №7).
Эпилог. Красная площадь в Москве заполнена народом. Мощно звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются русские воины к детям Сусанина. На площади появляются Минин и Пожарский. Народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица в честь воинов-освободителей, русского народа и Руси. ((Фрагмент из оперы №8).
У. Вот и закончилась опера.
Вопросы :
1.Ребята, вам понравилось наше путешествие?
2.Интересно было в оперном театре?
3. А кто из героев оперы вам больше всего понравился?
4. Какие чувства вызывает подвиг Ивана Сусанина?
5. Какое действие оперы больше всего произвело на вас впечатление?
А теперь встанем со своих мест и выразим свое отношение к опере аплодисментами!
После такого драматического спектакля нам нужно немного расслабиться. Поможет в этом Физкультминутка.
«Веселые мартышки»
Текст
Описание движений
Мы — веселые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесем к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Шире рот раскроем,
Гримасы все состроим
Как скажу я цифру «три» -
Все с гримасами замри!
«Раз-два-три!»
«Отомри!»
Движения выполнять по содержанию текста.
IV.Вокально-хоровая работа с нотным текстом раздаточного материала
У. Отдохнули? А теперь наш урок продолжит вокальная работа, в которой мы снова встретимся с музыкой М.И.Глинки
Наша работа начнется с распевки. Вспомним правила посадки при пении. Послушаем ещё раз заключительный хор оперы «Славься». Слушаем фонограмму хора.
А теперь попробуем спеть. Текст лежит у вас на столе. Внимательно смотрим на меня и следим за движениями рук.
Исполнение хора «Славься».
Какое чувство пробудила музыка М.И.Глинки в вас?
Как вы считаете, почему оперу завершает этот торжественный хор?
Какие черты русского характера воспевает эта музыка?
Можем мы гордиться тем, что живем в стране, где создают такую музыку, где жили такие герои?
Какой же можно сделать вывод : Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» является одной из самых патриотичных в русском музыкальном искусстве, призывает к любви к Родине, Отечеству, России.
V. Домашнее задание.
Нарисуйте дома иллюстрации к наиболее ярким, интересным сценам оперы.
V. Подведение итогов урока.
Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
С какими незнакомыми словами вы сегодня познакомились?
С кем вы поделитесь впечатлениями о сегодняшнем уроке?
Молодцы! Сегодня хорошо работали_________________________!(выставление оценок)
Перед уходом, я попрошу вас выразить своё отношение к нашему уроку. На столе перед вами лежат карточки с красными, желтыми и зелеными смайликами. Зеленый означает – «Урок понравился», желтый – «Что-то было интересно», красный – «Мне было скучно». Поднимите, пожалуйста, карточки.