Submitted by Татьяна Ивановна Аксашева on вс, 23/09/2012 - 22:18
В современном обществе одно из требований к выпускникам школ и ВУЗов - это умение грамотно и эффективно использовать большой объём мировых информационных ресурсов. Поэтому внедрение новых компьютерных технологий в процесс обучения и воспитания становится необходимым.
Информационно-коммуникативные технологии – это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для поиска, хранения, обработки и передачи информации, с помощью компьютера. Сферы использования ИКТ в школе можно разделить на три группы: учебное пространство, внеклассная работа, внешкольная деятельность учащихся. Средства компьютерных технологий позволяют всем участникам образовательного процесса применять разного рода программы (обучающие, игровые, развивающие, тренажёры и др.), электронные пособия, Интернет – ресурсы в разных видах деятельности. Взаимодействие всех сфер школьной жизни в использовании ИКТ расширяет информационное пространство, повышает мотивацию и познавательную активность, развивает самостоятельную работу, как учащихся, так и преподавателей за счет разнообразия форм работы.
В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности. В настоящее время занимаюсь вопросом применения информационных технологий как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности
Перед педагогами в современных условиях стоит важная задача, как эффективно использовать информационно-коммуникативные технологии в рамках урока, при этом постараться сохранить здоровье учащихся и не ограничить общение между учителем и учеником. Для этого учителю необходимо продумывать организацию учебной деятельности на каждом этапе урока. Рациональное использование компьютера зависит не только от аппаратного и программного оснащения учебного класса, но и от мастерства педагога. В учреждениях, где есть несколько компьютерных классов или необходимое количество переносных ноутбуков, появляется возможность работать с каждым учеником индивидуально и регулярно.
К сожалению в нашем учебном заведении наш компьютерный класс заставляет задуматься о развитии информационных технологий на уроках….
Компьютер можно использоваться на всех этапах, как при подготовке к уроку, так и в процессе обучения: при введении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом компьютер может являться и источником учебной информации, и наглядным пособием, и тренажером, и средством диагностики и контроля.
На уроках объяснения нового материала эффективно использовать в виде компьютерных презентаций различные виды наглядности: декоративную, презентативную, организационную, объясняющую. Она может быть представлена в виде фотографий, схем, таблиц, которых нет в учебнике, видеофрагментов или анимаций с дикторским текстом. При этом учитель подбирает разнообразные приёмы и формы организации процесса. В учебниках по математике есть темы, теоретические вопросы которых подробно не рассматриваются. Так в курсе геометрии 10 класса недостаточно раскрыта тема «Задачи на построение сечений». Поэтому учащимся в изучении данного вопроса может помочь мультимедийное пособие «Открытая математика и стереометрия», разработанный в соответствии с Государственным стандартом образования РФ. Воспользовавшись дополнительным теоретическим материалом, учащиеся могут посмотреть готовые анимации, где показано, как необходимо применять правила построения сечений у многогранников. Затем могут попробовать свои силы на тренажёре. Каждый ученик имеет возможность работать в своём темпе, если появляется необходимость, то изучение данной темы можно продолжить в домашних условиях. При этом они могут прервать демонстрируемый фрагмент, повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.
На этапе первичного закрепления можно давать схемы, чертежи, таблицы, опорные конспекты, алгоритмы и т.д., помогающие находить решение задачи, а также использование тематических CD для выполнения тренировочных упражнений. Контроль знаний и умений обучающихся является одним из важнейших элементов учебного процесса. Можно организовать защиту рефератов и проектов ребят (поиск информации осуществляется в сети Интернет, в печатных изданиях, а защита проводится в форме презентации). Другая форма проведения контроля знаний и умений – это тестирование. Тесты могут быть различными: контролирующие т.е. проверяющие уровень усвоения ЗУН обучающимися или обучающе-корректирующие, т.е. имеющие справочный материал, к которому ученик может обратиться в случае затруднения или неверного ответа.
На этапах контроля ЗУН можно использовать компьютерное тестирование, но при этом важно отобрать материал с учётом учебной литературы, индивидуальных особенностей класса, уровня обученности. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получить объективную картину качества усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста он получает объективный результат с указанием ошибок.
Осваивая современные информационные технологии на уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать ПК в работе с математическим материалом. Они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ, что даёт возможность для учащихся развивать и проявлять свои творческие способности и во внеурочной деятельности через работу над творческими проектами по различным темам.
Использование ИКТ на уроках математики даёт возможность школьнику улучшить качество знаний по предмету, воспитывает его самостоятельность в познавательной деятельности, позволяет реализовывать новые творческие проекты, повышает кругозор участников образовательного процесса. При этом создаются условия для применения навыков работы в области компьютерных технологий. Процесс обучения становится более интересным, разнообразным, интенсивным.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Немаловажная роль здесь отводиться информационным и телекоммуникационным технологиям, так как в настоящее время информационные и телекоммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного образования. Ведь перед нами встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.
Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.