Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обучение сочинению по тексту В.Некрасова "Через 10 лет". Подготовка к ЕГЭ.

Фото пользователя Любовь Петровна Бабенко
Submitted by Любовь Петровна Бабенко on Tue, 18/09/2012 - 20:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бабенко Лю.бовь Петровна
Место работы, должность: 
МБОУ "Шевелёвская средняя общеобразовательная школа" Учитель русского языка, литературы и МХК
Регион: 
Кемеровская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

Цели урока:

Образовательная: совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся при написании сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ЕГЭ.

Развивающая:  формированиепознавательных, коммуникативных  умений и навыков анализировать содержание и проблему текста, комментировать, аргументировать, делать выводы, последовательно и логически излагать мысли, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка.

Воспитывающая:  формирование патриотического и нравственного самосознания,развитие творческих способностей, совершенствование навыков работы в малой группе.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник под редакцией А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой.

Привлечён дополнительный материал к учебнику в виде справочника под редакцией  И.П.Цыбулько «ЕГЭ-2012. Русский язык», словарных статей, литературных источников о творчестве В.Некрасова, исторических документов и фотографий (битва за Сталинград), оформлена  книжная тематическая выставка, составлены списки литературы для чтения о Великой Отечественной войне с указанием смежных проблем  для выбора материала  в качестве аргументов (экземпляр индивидуально для каждого)

Используемая методическая литература: 

 

1.     Г.А.Соколова «Уроки русского языка и словесности». Опыт лингвистического анализа текста: Москва: Дрофа.  2003.- с.7

2.       Федорец Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (пути развития). – Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1990. – 82 с.

3.  Фоминых Ю.В. Интегрированный подход к формированию мировоззрения. – М.: «Педагогика».2007.-с.11

4.            Ятайкина А.А. Об интегрированном подходе в обучении /А.А. Ятайкина // Шк. технологии.-2001 -№6.-С. 10-15.

Используемое оборудование: 

 

    Учебно-техническое  обеспечение урока:мультимедийный проектор и программа создания презентаций Microsoft PowerPoint, мультимедийный проигрыватель Winamp,  компьютерная презентация интегрированного урока с методическими заготовками (авторская работа);  папки, памятки, обучающие схемы, схемы-концепты, тетради (банк аргументов) для подготовки к ЕГЭ, тесты для лингвистического анализа и орфографической проверки знаний, словари, книжная тематическая выставка. 

Используемые ЦОР: 

 

1.            http://revolution.allbest.ru

2.            http://www.lib.ua-ru.net/dis/cont/111609.html

3.            http://ru.wikipedia.org/wiki

4.            http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip

5.            http://school4-perm.narod.ru/kio.htm

 

Краткое описание: 
Методическая идея урока: развитие мышления и формирование языковой грамотности через проникновение и синтезирование изучаемой темы, использование знаний из разных дисциплин посредством межпредметной и внутрипредметной интеграции, практическое применении информационно-компьютерной технологии и элементов проблемного обучения в условиях подготовки к ЕГЭ. Объектом интеграции был выбран фрагмент из произведения художественной литературы для многоаспектного анализа текста и организации обобщающего повторения по русскому языку при подготовке к ЕГЭ (текст В. Некрасова «Через 10 лет…» был прочитан ранее на уроке внеклассного чтения по литературе).

 

Концепция интегрированного урока-практикума  в 10 классе

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

по тексту В.Некрасова в условиях подготовки к ЕГЭ»

 

Вашему вниманию предлагается модель интегрированного  урока русского языка в 10 классе, в котором показаны возможные варианты использования интеграции русского языка и литературы, истории и  информатики.

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту В.Некрасова в условиях подготовки к ЕГЭ».

Методическая идея урока:  развитие мышления и формирование языковой грамотности через проникновение и синтезирование изучаемой темы, использование знаний из разных дисциплин посредством межпредметной  и  внутрипредметной  интеграции,  практическое применении информационно-компьютерной технологии и  элементов  проблемного обучения в  условиях подготовки к ЕГЭ.

Объектом интеграции был выбран фрагмент из произведения художественной литературы для многоаспектного анализа текста и организации обобщающего повторения по русскому языку при подготовке к ЕГЭ (текст В. Некрасова «Через 10 лет…» был прочитан ранее на уроке внеклассного чтения по литературе).

      Текст отражает конкретные особенности исторической эпохи  XXвека, в которую создано произведение В.Некрасова.  Краткий и наглядный по содержанию текста историко-литературный комментарий раскрывает особенности  событий,  связанных с историей Сталинградской битвы в 1942 году в период Великой Отечественной войны (данная тема была изучена на уроке истории).

       На уроке в виде выставки  нашли применения и  произведения изобразительного искусства, иллюстрации, что способствовало углубленному пониманию идейно-художественного и образного своеобразия литературного произведения, развитию логического мышления,  обогащению эстетического кругозора (материал уроков МХК).

       Текст-образец учительской интерпретации  позволяет школьникам не только сориентироваться в работе,  но и, «отталкиваясь»  от него как от одного из возможных вариантов восприятия текста, помогает создать по алгоритму свое высказывание, поделиться своими чувствами и переживаниями, включиться в диалог  (и диалог с учителем, и со своими товарищами, и, главное, с автором произведения). 

     Цель урока:формирование лингвистической, коммуникативной, эстетической и нравственной  компетенции при подготовке к ЕГЭ. (Общая цель позволяет решить образовательно-воспитательную проблему урока)

       На уроке решались определенные поэтапные задачи:  систематизировать знания по русскому языку, литературе и истории с целью подготовки к ЕГЭ; активизировать познавательную деятельность (через создание ситуации для поиска материала, обработки материала); систематизировать знания об особенностях художественного стиля,  основных видах тропов и способах их выражения;  развивать навыки создания сочинений - рассуждений; развивать речь, учить излагать информацию убедительно, обосновывать и аргументировать авторскую и свою точку зрения; содействовать формированию  патриотических чувств и  нравственных качеств личности.

      Формой организации учебной деятельности был выбран  урок- практикум русского языка в 10 классе.

      На уроке  нашли применение активные методы обучения:

 проблемно-тематический метод создания текстов сочинения-рассуждения по типу задания «С» с определением проблемы;

метод  формирования приемов учебной работы посредством примененияправил, образцов, алгоритмов, планов,  памятки;

коммуникативно- диалоговый методформирования речевых навыков и умений,  применяемый в  эвристической беседе, дискуссии;

метод  «текстоцентрического» подхода к лингвостилистическому и литературоведческому анализу, выявление языковых единиц и их функций в контексте;

метод кейсапри создании справочника и сборника аргументов;

творческий методкак средство личностной активизации;

применение ИКТ при отборе информации  при выполнении домашнего задания и составление презентации  методических рекомендаций.

    Уровень методической новизныурока объясняется целым рядом причин: во-первых, художественный мир целого произведения познается в процессе фрагментарного  анализа, формируется представление о целом явлении; во-вторых, интегрированные методы обучения побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению связей, к развитию логики, коммуникативных способностей;  в-третьих, форма проведения уроков - практикумов интегрированного типа нестандартна и  интересна, требуют оригинального  подхода, авторских  методических приемов, основанных на материалах информационных  и компьютерных технологий, отличаются динамичностью содержания, технической обеспеченностью.  

          Вид урока по структуре:  урок-практикум (45 минут отличается компактностью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью. Эффективность выбранной формы урока подтверждена.

     Место темы в системе изучения русского языкав 10 классе: данное занятие является одним из 34,  включённых в календарно- тематическое планирование по программе под редакцией А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой.

    Учебно-техническое  обеспечение урока:мультимедийный проектор и программа создания презентаций Microsoft PowerPoint, мультимедийный проигрыватель Winamp,  компьютерная презентация интегрированного урока с методическими заготовками (авторская работа);  папки, памятки, обучающие схемы, схемы-концепты, тетради (банк аргументов) для подготовки к ЕГЭ, тесты для лингвистического анализа и орфографической проверки знаний, словари, книжная тематическая выставка.

         Процесс подготовки и проведения интегрированного урока-практикума имеет свою специфику и состоит из нескольких этапов.

      Обучающиеся  должны были до урока прочитать произведение В.Некрасова, ответить на ряд вопросов литературоведческого плана, подготовить сообщение о жизни и творчестве писателя,  истории создания произведения, подобрать аргументы к контексту, определить орфографические и пунктуационные особенности текста. Индивидуально отдельные ребята приняли  участие в создании информационной презентации (поиск информации в Интернет, оформление дидактических и методических материалов).

     С целью активизации учебной деятельности в ходе урока нашли применение следующие формы работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная, фронтальная.

   Роль учителя на уроке раскрылась в сотрудничестве с обучающимися:необходимо было помочь сформировать идею, определить проблему, правильно применить аргументы и факты,  контролировать и  консультировать обучающихся, направлять их деятельность. Виды деятельности   разумно сочетаются, ведут к поставленной цели.

      Так при реализации домашнего задания (анализ отдельных эпизодов) обучающиеся пришли к заключению, что в тексте  постоянно звучит живая речь героев, свободно движется мысль повествователя, стремящегося осмыслить происходящее,  почувствовать и понять войну. Отсюда – двоякая позиция главного героя:  непосредственный рассказ «из войны» о войне.  В условиях смертельной опасности по-иному воспринимаются простые человеческие чувства  и желание сохранить доброе и человеческое внутри себя. По-особенному зазвучала одна из проблем текста: зачем выращивать сад во время войны…

        Для создания эмоционального настроя и  сопоставления словесных образов уместным стало использование информационных и компьютерных технологий. Это позволило собрать все наблюдения в единую систему целостного восприятия текста,  но уже на уровне более глубокого понимания. Так, создав некую визуальную метафору произведения, я соединила эмоционально-художественный и логический виды творческой деятельности в единое целое.

        Этапы работы:  весь урок подчинен авторскому замыслу и составляет единое целое, компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости; отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу.

        Привлечён дополнительный материал к учебнику в виде справочника под редакцией  И.П.Цыбулько «ЕГЭ-2012. Русский язык», словарных статей, литературных источников о творчестве В.Некрасова, исторических документов и фотографий (битва за Сталинград), оформлена  книжная тематическая выставка, составлены списки литературы для чтения о Великой Отечественной войне с указанием смежных проблем  для выбора материала  в качестве аргументов (экземпляр индивидуально для каждого),

         Подготовительный этап урока предполагалзнакомство особенностями написания сочинения; знакомство с критериями оценки, структурой, принципами  работы с текстом; выявление наиболее важных проблем и тем, которые рассматриваются в тексте.

Технологический этап урока раскрыл особенности построения сочинения-рассуждения:смысловую цельность, связность, логичность, коммуникативный замысел, точность выражения мысли, разнообразие грамматических форм, средства выразительности, богатство словаря.

Аналитический этап урока помог применитьсравнение аргументов, изучение  проблемы и  общественного мнения, прийти к конкретным выводам.

         Контрольно-коррекционный этап урока предусматривал анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок.

Практический этап аналитического анализа текстаВ.Некрасова  «Через десять лет…» позволилреализовать проблемно-исследовательское задание. Интерпретируя художественный текст, ученик может и должен видеть разнообразие трактовок образов и тем, дополненных выдержками из литературоведческих работ, иллюстрациями, историческими документами,  фотографиями. При лингвистическом и смысловом анализе текста учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса.

Пример задания:определите тему текста   /О памятных местах, связанных с историей Великой Отечественной войны/;

определение противоречий и основной проблемы /Центральная проблема:конфликт жизни и смерти, живогомёртвого. Проблема душевной кра­соты и щедрости личности, проблема созидания пре­красного [в любых условиях: военных и мирных]

 Теоретический материал повторяется с помощью мини-разминки, аналитической беседы по содержанию исходного текста: 

1.       Где происходит действие рассказа? (В Сталинграде)

2.      В   каких   временных   отрезках   развивает действие рассказа? Сколько их? (В трёх временных пластах:  осень 1942 года, спустя 10 лет)

3.      Какие события изображены в каждом времени? Война. Послевоенное время. Возведен сад. Прошло ещё несколько лет. Страна восстала из руин.

4.      Зачем садовник сохранял тополя и посадил вишни? Что движет им?
(Надежда  на то, что живое победит мёртвое, он верил в счастливое будущее –победу. Это человек со светлой душой и стремлением к прекрасному, движимый тихой любовью к родной земле.)

5. Какой сквозной образ объединяет все части текста? (Тополя…)

6. Что они олицетворяют? (Сквозной образ деревьев  олицетворяет жизнь)

7.      Какой конфликт изображён в рассказе? (Конфликт жизни и смерти. Антитеза живого и мёртвого. Войнасмерть,  деревья—  жизнь.)

8.      Можно ли назвать поступок  садовника подвигом? (По-своему он совершает подвиг: израненную, из­решечённую пулями, искалеченную войной землю возвращает к жизни.)

    Тренинг. Самопроверка.  Кроме того, учащиеся расширяют целостные знания о языке, формируют эстетический вкус, желание обога­тить свой словарный запас и применять полученные знания и умения в практике устной и письменной речи.

    Далее проверяем записи в таблице,которые помогут правильно и качественно подобрать аргументы, определить художественное своеобразии языка  В.Некрасова. Обучающиеся находят  метафоры, сравнения, эпитеты доказывают   понимание роли в тексте изобразительно - выразительных средств языка.

      Для закрепления предложено решение тестовых  заданий  блока «А» и «В».  Особое внимание уделяется видам речевых ошибок.

      В представленном уроке учитывается принцип поэтапной подготовки к выполнению заданий ЕГЭ. Самостоятельная домашняя работа как форма обучения  в условиях подготовки к экзаменам имеет целью закрепление полученных на уроке знаний, умений,  навыков и развитие познавательных и творческих способностей. Домашняя работа с электронной тетрадью - «флеш» должна быть продолжена на следующем уроке.

     Интегрированный урок-практикум– условие для развития литературно-творческих способностей школьников. Кроме того, на всех этапах осуществлялись воспитательные цели: формирование нравственных качеств, которые отражают отношения к другому человеку, самому себе, к коллективу, к Родине.

Прикрепленный файл Size
Урок русского языка в 10 классе.doc 107 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн