Обучение сочинению по тексту В.Некрасова "Через 10 лет". Подготовка к ЕГЭ.
Submitted by Любовь Петровна Бабенко on Tue, 18/09/2012 - 20:33
Концепция интегрированного урока-практикума в 10 классе
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
по тексту В.Некрасова в условиях подготовки к ЕГЭ»
Вашему вниманию предлагается модель интегрированного урока русского языка в 10 классе, в котором показаны возможные варианты использования интеграции русского языка и литературы, истории и информатики.
Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту В.Некрасова в условиях подготовки к ЕГЭ».
Методическая идея урока: развитие мышления и формирование языковой грамотности через проникновение и синтезирование изучаемой темы, использование знаний из разных дисциплин посредством межпредметной и внутрипредметной интеграции, практическое применении информационно-компьютерной технологии и элементов проблемного обучения в условиях подготовки к ЕГЭ.
Объектом интеграции был выбран фрагмент из произведения художественной литературы для многоаспектного анализа текста и организации обобщающего повторения по русскому языку при подготовке к ЕГЭ (текст В. Некрасова «Через 10 лет…» был прочитан ранее на уроке внеклассного чтения по литературе).
Текст отражает конкретные особенности исторической эпохи XXвека, в которую создано произведение В.Некрасова. Краткий и наглядный по содержанию текста историко-литературный комментарий раскрывает особенности событий, связанных с историей Сталинградской битвы в 1942 году в период Великой Отечественной войны (данная тема была изучена на уроке истории).
На уроке в виде выставки нашли применения и произведения изобразительного искусства, иллюстрации, что способствовало углубленному пониманию идейно-художественного и образного своеобразия литературного произведения, развитию логического мышления, обогащению эстетического кругозора (материал уроков МХК).
Текст-образец учительской интерпретации позволяет школьникам не только сориентироваться в работе, но и, «отталкиваясь» от него как от одного из возможных вариантов восприятия текста, помогает создать по алгоритму свое высказывание, поделиться своими чувствами и переживаниями, включиться в диалог (и диалог с учителем, и со своими товарищами, и, главное, с автором произведения).
Цель урока:формирование лингвистической, коммуникативной, эстетической и нравственной компетенции при подготовке к ЕГЭ. (Общая цель позволяет решить образовательно-воспитательную проблему урока)
На уроке решались определенные поэтапные задачи: систематизировать знания по русскому языку, литературе и истории с целью подготовки к ЕГЭ; активизировать познавательную деятельность (через создание ситуации для поиска материала, обработки материала); систематизировать знания об особенностях художественного стиля, основных видах тропов и способах их выражения; развивать навыки создания сочинений - рассуждений; развивать речь, учить излагать информацию убедительно, обосновывать и аргументировать авторскую и свою точку зрения; содействовать формированию патриотических чувств и нравственных качеств личности.
Формой организации учебной деятельности был выбран урок- практикум русского языка в 10 классе.
На уроке нашли применение активные методы обучения:
проблемно-тематический метод создания текстов сочинения-рассуждения по типу задания «С» с определением проблемы;
метод формирования приемов учебной работы посредством примененияправил, образцов, алгоритмов, планов, памятки;
коммуникативно- диалоговый методформирования речевых навыков и умений, применяемый в эвристической беседе, дискуссии;
метод «текстоцентрического» подхода к лингвостилистическому и литературоведческому анализу, выявление языковых единиц и их функций в контексте;
метод кейсапри создании справочника и сборника аргументов;
творческий методкак средство личностной активизации;
применение ИКТ при отборе информации при выполнении домашнего задания и составление презентации методических рекомендаций.
Уровень методической новизныурока объясняется целым рядом причин: во-первых, художественный мир целого произведения познается в процессе фрагментарного анализа, формируется представление о целом явлении; во-вторых, интегрированные методы обучения побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению связей, к развитию логики, коммуникативных способностей; в-третьих, форма проведения уроков - практикумов интегрированного типа нестандартна и интересна, требуют оригинального подхода, авторских методических приемов, основанных на материалах информационных и компьютерных технологий, отличаются динамичностью содержания, технической обеспеченностью.
Вид урока по структуре: урок-практикум (45 минут отличается компактностью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью. Эффективность выбранной формы урока подтверждена.
Место темы в системе изучения русского языкав 10 классе: данное занятие является одним из 34, включённых в календарно- тематическое планирование по программе под редакцией А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой.
Учебно-техническое обеспечение урока:мультимедийный проектор и программа создания презентаций Microsoft PowerPoint, мультимедийный проигрыватель Winamp, компьютерная презентация интегрированного урока с методическими заготовками (авторская работа); папки, памятки, обучающие схемы, схемы-концепты, тетради (банк аргументов) для подготовки к ЕГЭ, тесты для лингвистического анализа и орфографической проверки знаний, словари, книжная тематическая выставка.
Процесс подготовки и проведения интегрированного урока-практикума имеет свою специфику и состоит из нескольких этапов.
Обучающиеся должны были до урока прочитать произведение В.Некрасова, ответить на ряд вопросов литературоведческого плана, подготовить сообщение о жизни и творчестве писателя, истории создания произведения, подобрать аргументы к контексту, определить орфографические и пунктуационные особенности текста. Индивидуально отдельные ребята приняли участие в создании информационной презентации (поиск информации в Интернет, оформление дидактических и методических материалов).
С целью активизации учебной деятельности в ходе урока нашли применение следующие формы работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная, фронтальная.
Роль учителя на уроке раскрылась в сотрудничестве с обучающимися:необходимо было помочь сформировать идею, определить проблему, правильно применить аргументы и факты, контролировать и консультировать обучающихся, направлять их деятельность. Виды деятельности разумно сочетаются, ведут к поставленной цели.
Так при реализации домашнего задания (анализ отдельных эпизодов) обучающиеся пришли к заключению, что в тексте постоянно звучит живая речь героев, свободно движется мысль повествователя, стремящегося осмыслить происходящее, почувствовать и понять войну. Отсюда – двоякая позиция главного героя: непосредственный рассказ «из войны» о войне. В условиях смертельной опасности по-иному воспринимаются простые человеческие чувства и желание сохранить доброе и человеческое внутри себя. По-особенному зазвучала одна из проблем текста: зачем выращивать сад во время войны…
Для создания эмоционального настроя и сопоставления словесных образов уместным стало использование информационных и компьютерных технологий. Это позволило собрать все наблюдения в единую систему целостного восприятия текста, но уже на уровне более глубокого понимания. Так, создав некую визуальную метафору произведения, я соединила эмоционально-художественный и логический виды творческой деятельности в единое целое.
Этапы работы: весь урок подчинен авторскому замыслу и составляет единое целое, компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости; отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу.
Привлечён дополнительный материал к учебнику в виде справочника под редакцией И.П.Цыбулько «ЕГЭ-2012. Русский язык», словарных статей,литературных источников о творчестве В.Некрасова, исторических документов и фотографий (битва за Сталинград), оформлена книжная тематическая выставка, составлены списки литературы для чтения о Великой Отечественной войне с указанием смежных проблем для выбора материала в качестве аргументов (экземпляр индивидуально для каждого),
Подготовительный этап урока предполагалзнакомство особенностями написания сочинения; знакомство с критериями оценки, структурой, принципами работы с текстом; выявление наиболее важных проблем и тем, которые рассматриваются в тексте.
Технологический этап урока раскрыл особенности построения сочинения-рассуждения:смысловую цельность, связность, логичность, коммуникативный замысел, точность выражения мысли, разнообразие грамматических форм, средства выразительности, богатство словаря.
Аналитический этап урока помог применитьсравнение аргументов, изучение проблемы и общественного мнения, прийти к конкретным выводам.
Контрольно-коррекционный этап урока предусматривал анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок.
Практический этап аналитического анализа текстаВ.Некрасова «Через десять лет…» позволилреализовать проблемно-исследовательское задание. Интерпретируя художественный текст, ученик может и должен видеть разнообразие трактовок образов и тем, дополненных выдержками из литературоведческих работ, иллюстрациями, историческими документами, фотографиями. При лингвистическом и смысловом анализе текста учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса.
Пример задания:определите тему текста /О памятных местах, связанных с историей Великой Отечественной войны/;
определение противоречий и основной проблемы /Центральная проблема:конфликт жизни и смерти, живого — мёртвого. Проблема душевной красоты и щедрости личности, проблема созидания прекрасного [в любых условиях: военных и мирных]
Теоретический материал повторяется с помощью мини-разминки, аналитической беседы по содержанию исходного текста:
1. Где происходит действие рассказа? (В Сталинграде)
2. В каких временных отрезках развивает действие рассказа? Сколько их? (В трёх временных пластах: осень 1942 года, спустя 10 лет)
3. Какие события изображены в каждом времени? Война. Послевоенное время. Возведен сад. Прошло ещё несколько лет. Страна восстала из руин.
4. Зачем садовник сохранял тополя и посадил вишни? Что движет им? (Надежда на то, что живое победит мёртвое, он верил в счастливое будущее –победу. Это человек со светлой душой и стремлением к прекрасному, движимый тихой любовью к родной земле.)
5. Какой сквозной образ объединяет все части текста? (Тополя…)
6. Что они олицетворяют? (Сквозной образ деревьев олицетворяет жизнь)
7. Какой конфликт изображён в рассказе? (Конфликт жизни и смерти. Антитеза живого и мёртвого. Война — смерть, деревья— жизнь.)
8. Можно ли назвать поступок садовника подвигом? (По-своему он совершает подвиг: израненную, изрешечённую пулями, искалеченную войной землю возвращает к жизни.)
Тренинг. Самопроверка. Кроме того, учащиеся расширяют целостные знания о языке, формируют эстетический вкус, желание обогатить свой словарный запас и применять полученные знания и умения в практике устной и письменной речи.
Далеепроверяем записи в таблице,которые помогут правильно и качественно подобрать аргументы, определить художественное своеобразии языка В.Некрасова. Обучающиеся находят метафоры, сравнения, эпитеты доказывают понимание роли в тексте изобразительно - выразительных средств языка.
Для закрепления предложено решение тестовых заданий блока «А» и «В». Особое внимание уделяется видам речевых ошибок.
В представленном уроке учитывается принцип поэтапной подготовки к выполнению заданий ЕГЭ. Самостоятельная домашняя работа как форма обучения в условиях подготовки к экзаменам имеет целью закрепление полученных на уроке знаний, умений, навыков и развитие познавательных и творческих способностей. Домашняя работа с электронной тетрадью - «флеш» должна быть продолжена на следующем уроке.
Интегрированный урок-практикум– условие для развития литературно-творческих способностей школьников. Кроме того, на всех этапах осуществлялись воспитательные цели: формирование нравственных качеств, которые отражают отношения к другому человеку, самому себе, к коллективу, к Родине.