Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Работа над полифонией в классе фортепиано ДМШ.

Submitted by Анна Владимировна Смирнова on чт, 13/09/2012 - 23:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Смирнова Анна Владимировна
Место работы, должность: 
МБОУ ДОД ДМШ №21 Советского района г.Казани
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Систематизация и обобщение  знаний полифонии и более глубокое их осмысление, работа над полифонией в младших классах ДМШ на примере методико – исполнительского анализа двухголосной инвенции   фа минор  И.С. Баха.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
1
Используемое оборудование: 

Инструмент - фортепиано.

Краткое описание: 
Структура урока. I. Начало урока. 1) Организационный этап. а ) приветствие; б) сообщение цели и хода работы на уроке. II. Основная часть урока. 1. Теоретическая часть. 2. Работа над инвенцией фа минор И. С. Баха. III. Заключительный этап. 1. Оценка. 2. Домашнее задание. 3. Конец урока.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока педагога Смирновой А.В.  в классе фортепиано.

 

Дата проведения: 10.09.2012 г.

 

Тема урока:    работа над полифонией в классе фортепиано ДМШ.

Тип  урока:      урок совершенствования новых знаний и умений.

Цель урока:  систематизация и обобщение  знаний полифонии и более глубокое их осмысление, работа над полифонией в младших классах ДМШ на примере методико – исполнительского анализа двухголосной инвенции   фа минор  И.С. Баха.

Задачи урока:

Образовательные: развитие навыков полифонического мышления. Передача  содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, осознание кульминации,  устойчивость темпа.

Воспитательные: развитие коммуникативной культуры поведения и общения.

Развивающие:  расширение кругозора по теме «полифония», развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения.

Методы:  Аналитический,  эмоциональной драматургии, развивающие логическое и ассоциативное мышление, нравственно – эстетического познания.

Структура урока.

I. Начало урока.

 

1)                 Организационный этап.

а ) приветствие;

б) сообщение  цели и хода работы на уроке.

II. Основная часть урока.

1.                  Теоретическая часть.

2.                  Работа над инвенцией фа минор И. С. Баха.

III. Заключительный этап.

1.                  Оценка.

2.                  Домашнее задание.

3.                  Конец урока.

 

Основная часть урока.

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую. музыку учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения. Сборник И.С.Баха “Инвенции и симфонии” благодаря художественной содержательности образов и полифоническому мастерству представляет большую ценность и является одним из важных и обязательных разделов педагогического репертуара в области полифонии. Известно, что для обучения музыке своего сына Вильгельма Фридемана И.С.Бах начал записывать в специальную тетрадь полифонические упражнения.  А в 1723 г. появляется окончательный вариант сборника: 15 двухголосных инвенций и 15 симфоний.

Вопрос ученику: Что значит слово «симфония»?

Предполагаемый ответ: Это произведение, которое исполняет симфонический оркестр.

А во времена, когда Бах писал свою музыку, слово “симфония” означало инструментальное произведение.

Вопрос: Какое произведение мы будем играть на уроке?

Ответ: Инвенцию.

Вопрос: Что означает «инвенция»?

Почти не употреблявшимся в то время словом “инвенция” (от латинского inventio – изобретение, открытие) Бах хотел подчеркнуть новизну и своеобразие созданных им двухголосных пьес.

В своих рукописях Бах ограничивался записью нот и украшений и не оставил почти никаких указаний относительно динамики, темпа, фразировки, аппликатуры, расшифровки украшений. 

 Вопрос: Почему это так произошло?

Если ученик не отвечает, вспоминаем, что Бах сам занимался со своими детьми.

Вопрос: Как же мы узнали, как нужно исполнять его музыку? Чтобы тебе легче было ответить на этот вопрос, вспомни, для каких инструментов писал Бах.

Предполагаемый ответ: Клавесин, клавикорд.

Устройство клавикорда позволяло исполнителю передать любые тончайшие динамические оттенки, предоставляло возможность исполнять пьесы, требующие очень певучей, связной игры. Звукоизвлечение на клавесине достигалось задеванием струны перышком или металлическим стержнем. Клавесин обладает звуком острым, блестящим, немного отрывистым. На этом инструменте великолепно звучат быстрые, отчетливые пьесы.

Выяснили, что природа этих произведений в звучании этих инструментов. Но не слепое подражание их звучанию должно быть целью, а лишь поиски наиболее точного определения характера пьес, правильной артикуляции и динамики.

Вопрос: Бах оставил рукописи, но посмотри в текст, что ты там видишь кроме текста?

Ответ: лиги, стаккатто, тенуто.

Вопрос: Но если Бах их не писал, то кто это сделал?

Ферруччо Бузони много лет посвятил изучению музыки Баха.

Этот выдающийся музыкант-исполнитель дал большие сопроводительные пояснительные тексты, где много внимания уделил анализу формы и структуре каждого произведения.

Вопрос: Для музыки барокко было характерно обилие украшений. Посмотри в ноты, ты видишь их?

Все расшифровки украшений вписаны в текст.

Ученику предлагается сыграть произведение.

Тема в инвенциях Баха – ядро всего произведения, именно она и ее дальнейшие видоизменения и развитие определяют характер и образный строй всего произведения.

Предлагается сыграть тему.

Вопрос: Какая она? Как она проходит?

А теперь обратимся к форме пьесы. Какие разделы в ней есть? И что в них происходит?

Вопрос: Какой образ мы нашли для этой инвенции?

Ответ: Сказка про Царевну-Несмеяну.

Предлагается проиграть экспозицию.

Вопрос: Чем заканчивается первый раздел? Как это выражается в тональном плане?

Ответ: Экспозиция заканчивается в до миноре.

И начинается разработочный раздел, который почти совершенно симметричен первой части.

Вопрос: Какой голос первым начинает диалог?

Ответ: верхний голос.

Вопрос: А что же есть в этой части такого, чего нет в других?

Ответ: Кульминация.

Ученику предлагается сыграть инвенцию без разработочной части.

И что же произошло с нашей сказкой?  Мы как будто уснули посреди сказки и проспали самое интересное. А попробуй закончить  сразу после второй части. Что-то опять не то.

Посмотрим, что происходит в третьем разделе. Его нельзя считать самостоятельным, он является дополнением ко второму разделу. Что на твой взгляд здесь самое главное? В какой тональности мы оказались и что нас к этому привело?

Следует обратить внимание ученика на восходящий ход путем однократного проведения темы, который победно ведет в главную тональность.

Вопрос: Мы можем «пожертвовать» каким-нибудь разделом? Конечно, нет.

Для того чтобы ученик не терял из виду целое, необходимо, чтобы он постоянно слышал пьесу целиком.

Когда ученик играет инвенцию целиком, в работу будут включаться новые музыкальные задачи. Одна из них – поиск нужного соотношения всех голосов в их одновременном звучании.

Какое отличие в звучании двух голосов?

Каждый голос имеет свое “лицо”, характер, окраску. Ученику следует добиваться нужного туше: более звонкого, открытого звука в верхнем голосе;  более густого, основательного, солидного и благородного звука в басу.

Предлагается ученику сыграть темы в разных голосах. Играть голоса с различной динамикой, попеременно выделяя то один, то другой. При игре всех голосов один из них петь.

 Ровность движения этой инвенции зависит от пульсации шестнадцатых. Она придает размеренность и устойчивость темпу.

III. Заключительный этап

 

Работа над инвенциями И.С.Баха помогает понять мир глубоких, содержательных музыкально-художественных образов композитора.  Изучение двухголосных инвенций много дает учащимся детских музыкальных школ для приобретения навыков исполнения полифонической музыки и для музыкально-пианистической подготовки в целом. Звуковая многоплановость свойственна всей фортепианной литературе. Особенно значительна роль работы над инвенциями в слуховом воспитании, в достижении тембрового разнообразия звучания, в умении вести напевную мелодическую линию.

 


»  Tags for document:

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн