В России исследования, проведенные среди детей школьного возраста, показали, что 15-28% детей имеют данный диагноз. Значит, необходима помощь учителям и родителям в воспитании и обучении этих детей. Создание ряда рекомендаций, как общаться и как обращаться с детьми СДВГ поможет им найти общий язык в общении. Мы ставим своей целью ознакомить всех учителей с материалами по разработке методики и личностно-ориентированной программы обучения и воспитания ребенка страдающего этим недугом .
СДВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (почти 1\3) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании. Следует отметить, что в России диагностика синдрома разработана слабо. На практике диагноз "синдром дефицита внимания" стали ставить и умственно отсталым детям, и детям с психопатией, и даже детям, больным шизофренией. Представляется более правильным диагностировать синдром дефицита внимания у детей с проблемами в обучении, имеющими нормальный интеллект, когда, например, трудности их обучения можно объяснить особенностями поведения: плохим сосредоточением, отвлекаемостью, неусидчивостью.
Распространённость СДВГ.
Эпидемиологические исследования, проведенные в США, Великобритании, Германии, Чехословакии, Италии, Китае и других странах мира свидетельствует о повсеместной распространённости СДВГ среди детей школьного возраста. Данные исследований варьируют в различных пределах:
Германии – 18%; США – 13%; Китае – 13%.
Чехословакии 12%; Италии -10%; Великобритании – 3%; В России исследования проводились среди детей младшего школьного возраста, и исследователи получили цифры - 15-28%.
Результаты исследования российских ученых показали:
- Распространённость СДВГ среди детей школьного возраста достигают 28%
- Среди мальчиков симптомы расстройства выявляются в 3 раза чаще, чем среди девочек.
- Симптомы расстройства наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- При СДВГ выявлено отставание когнитивных психических функций: показателей внимания, памяти и мышления ниже возрастной нормы.
- При СДВГ выявлен высокий уровень тревожности; повышен уровень агрессии, эмоциональная устойчивость ниже нормы.
СДВГ глазами нейропсихологов.
Многим детям учиться трудно, но у некоторых эти трудности приобретают особый, более выраженный характер. Кто они, эти дети? Они могут учиться в коррекционном или в обычном классе, и нередко по одним предметам – чаще всего, устным – они еще успевают, а по письму, чтению или арифметике – нет. Некоторые из них "тянутся" изо всех сил и успевают по всем предметам, но добиваются этого ценой своего здоровья – и физического, и психического. Это и есть дети с трудностями учения, имеющие диагноз СДВГ о которых мы и хотим поговорить.
Психологический портрет гиперактивного ребёнка.
- Нарушение внимания проявляется преждевременным прерыванием выполнения заданий и начатой деятельности. Дети легко теряют интерес к заданию, так как их отвлекают другие раздражители.
- Двигательная гиперактивность означает не только выраженную потребность в движениях, но и чрезмерное беспокойство, которое особенно выражено тогда, когда ребенку требуется вести себя относительно спокойно. В зависимости от ситуации это может проявляться в беганье, прыжках, во вставании с места, а также в выраженной болтливости и шумном поведении, раскачивании и вертлявости.
- Импульсивность, или склонность к слишком быстрым, необдуманным действиям, проявляется как в повседневной жизни, так и в ситуации обучения. В школе и в любой учебной деятельности у таких детей наблюдается “импульсивный тип работы”: они с трудом ждут своей очереди, прерывают других и выкрикивают свои ответы, не отвечая на вопрос полностью. Часть детей из-за своей импульсивности легко попадает в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях.
- Трудности в контактах и социальная изолированность являются частыми симптомами, затрудняющими отношения с родителями, учителями, сверстниками. Такие дети зачастую не чувствуют дистанцию между собой и взрослым (педагогом, психологом), проявляют панибратское отношение к нему. Им трудно адекватно воспринимать и оценивать социальные ситуации, строить свое поведение в соответствии с ними.
Специфические особенности и трудности в обучении таких детей:
Недоразвитие познавательных процессов (дефицит памяти, внимания,недостаточность развития мышления);
Трудности поведенческого характера (гиперактивность);
Трудности психофизиологического порядка (явная и скрытая леворукость, недоразвитие мелкой моторики руки, гипертонус или гипотонус мышц).
В рамках мастерской создана дополнительная образовательная программа "Педагогическая коррекция гиперактивных детей школьного возраста". В данной Программе содержатся материалы по выявлению гиперактивного ребенка , по возрастной динамике гиперактивного поведения,причины формирования и проявления гиперактивного поведения,комплекс методик для диагностики детей с СДВГ,коррекционные занятия с детьми СДВГ на 2 года,примеры коррекционных видов деятельности при работе с детьми таких как модель релаксационного тренинга,упражнения с китайскими музыкальными шарами,кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, рекомендации учителям, как организовать работу в классе с детьми СДВГ,примеры психокоррекционных игр для детей с СДВГ,практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка и.т.д. С материалами данной Программы можно ознакомиться на сайте.
Продолжением исследовательской работы по данной теме является проблема использования ИКТ при коррекционной работе с такими детьми.