РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА В РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Submitted by Мария Владимировна Понизова on пн, 03/09/2012 - 17:52
ВВЕДЕНИЕ
С 2011 г. вся система начального образования РФ перешла на образовательные стандарты второго поколения.
В соответствии с новым стандартом у обучающихся необходимо сформировать совокупность универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только об освоении ими конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, для этого разработаны основанные на научной психологии технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств, создание социально – психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения требует тесного сотрудничества учителя и школьного психолога
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса при реализации ФГОС осуществляется в рамках компетентностного подхода педагога-психолога в школе: социально-психологический мониторинг, социально-психологическое проектирование, оказание помощи всем участникам образовательного процесса
Школьный психолог является связующим звеном между школьниками и их родителями, педагогами и администрацией, а если рассматривать более глобально, то между семьей, образовательным учреждением и в некоторой степени и с государством. На психолога возлагается работа по изучению основных тенденций и индивидуальных особенностей, как групповых, так и индивидуальных; по разработке рекомендаций на основе проведенных мониторингов; по повышению психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
Рекомендации, полученные учителем, дают возможность правильно построить работу с классом, найти индивидуальный подход к тем детям, которые в силу тех или иных причин имеют низкий уровень готовности к школе, создать положительный климат в школьном коллективе. Советы, данные психологом, помогают родителям правильно выстроить взаимоотношения с ребенком в процессе адаптации к новым условиям и к новой социальной роли.
Мониторинг образовательных достижений школьников.
В соответствии с новым ФГОС в 2011-2012 учебном году в МОБУ "СОШ с. Аркадьевка" была начата работа по мониторингу образовательных достижений школьников. Основными направлениями данного мониторинга являются: изучение готовности первоклассников к обучению в школе, оценка образовательных достижений в процессе обучения в начальной школе, а также особенностей адаптации школьников к обучению в школе. Получение объективной информации по этим направлениям исследования позволят объективно оценить уровень сформированности у учащихся 1 класса универсальных учебных действий.
Изучение готовности первоклассников к обучению в школе.
Первый этап мониторинга образовательных достижений учащихся 1 класса проводился в начале учебного года.
Цель:
· определение показателей готовности первоклассников к обучению в школе;
· разработка рекомендаций для учителя и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе;
· формирование рекомендаций для организации целенаправленной индивидуальной работы учителя с учащимися первого класса.
Для проведения стартовой диагностики был использован комплект материалов «Готовность первоклассников к обучению в школе» (руководитель Г.С.Ковалева), созданный в ходе разработки системы оценки достижения требований ФГОС.
Обследование проводилось на основе пяти методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква», «Домики» (Слайд №2).
Оно также включало анкетирование родителей, с целью получения информации по широкому кругу вопросов, касающихся установок семьи относительно обучения ребенка в школе, подготовки ребенка к школе, оказания помощи ребенку в начале обучения, а также для получения информации по изменению поведения ребенка в первый период обучения в школе. (Слайд №3-4).
Дополнительно на каждого ученика заполнялась «Карта первоклассника», в которую заносилась информация о состоянии здоровья ученика и оценочные суждения учителя о степени готовности к школе и особенностях поведения данного ученика в школе.(Слайд №5).
При определении готовности к обучению учитывались результаты одновременного рассмотрения различных данных (результатов тестирования ребенка и фиксации наблюдений учителя и родителей) и взаимосвязь между различными уровнями их проявлений не только в ситуации тестирования, но и в реальной жизни (поведении в школе и дома).
Общее развитие первоклассника – это один из показателей, на основе которого можно прогнозировать школьную успешность. Оно оценивалось с помощью методики «Рисунок человека» на основе анализа рисунка абстрактного человека, который был сделан ребенком. Чем детальнее и подробнее рисунок, тем выше общее развитие ребенка. (Слайд №6).
В зависимости от детальности рисунка были сформированы 2 группы учащихся (со средним и низким уровнями данного показателя). (Слайд № 7)
Особый интерес для учителя представляют методики «Графический диктант» и «Образец и правило», выявляющие сформированность предпосылок учебной деятельности (принятие и выполнение учебной задачи, произвольность учебных действий, самоконтроль).
Методика «Графический диктант» позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.(Слайд №8).
По результатам выполнения заданий методики «Графический диктант» детей можно условно разделить на три группы (Слайд №9).
Высокий уровень выполнения данной методики продемонстрировали почти 40% обследованных первоклассников. Они хорошо воспринимают и четко выполняют указания взрослого, умеют принимать поставленную задачу и допускают небольшое количество ошибок в самостоятельной деятельности.
Средний уровень выполнения методики - 12% учащихся. Они правильно выполнили половину заданий диктанта. 50% первоклассников выполнили менее половины заданий, показав низкий уровень следования требованиям учителя (0-1 стандартный балл), из них 37,5% практически не справилась ни с самими диктантами (составлением узоров по описанию), ни с их самостоятельным продолжением.
Методика «Образец и правило» проверяет умение самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках дополнительно заданного правила. Она предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, квадрат с квадратом и треугольник с треугольником) (Слайд №10).
Полученные результаты представлены на слайде (Слайд № 11)
Для проверки фонематического слуха и правильного восприятия первоклассниками речи учителя была использована методика «Первая буква». Она выявляет готовность к овладению грамотой (Слайд №12).
С заданиями по этой методике успешно справились 25% первоклассников, которые продемонстрировали умение выделить первый звук в произносимом слове (Слайд № 13 ).
Половина детей (50%) показали низкий уровень, дав 2-3 правильных ответа из 5 возможных, к низкому уровню были отнесены 25% первоклассников, такие учащиеся только в одном случае смогли правильно отметить картинку, начинающуюся с заданной буквы.
Эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам определялось с помощью методики «Домики». При наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивал именно эти домики коричневым или черным цветом.(Слайд №14).
Диагностика дает представление об уровне эмоционального напряжения и зонах конкретного неблагополучия ребенка. Полученные данные позволяют выделить базовые отношения к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, а также позволяют определить адаптационный потенциал ребенка при поступлении в школу и использовать его для оказания поддержки ребенку.
Как видно из таблицы, доминирующими являются синий, зеленый и желтый цвета, соответственно означающие «спокойствие», «уверенность» и «веселость» (Слайд № 15).
Цветовая гамма отражающая основные виды деятельности детей в школе (позиции 5-8) в целом выглядит положительной, поскольку темные цвета (черный и коричневый) представлены в наименьшем количестве. Исключение составляет деятельность, связанная с овладением счетом (65% детей выбрали коричневый цвет).
Те виды деятельности (позиции 9,10), которые характеризуют уровень коммуникабельности детей окрашены в синий, зеленый и желтый цвета. Это свидетельствует о спокойствии, стремление к общению, любознательности, веселости. Из наблюдений за первоклассниками так же видно, что способность к взаимодействию с другими детьми в данном коллективе находится на хорошем уровне. Дети адекватно действуют в условиях коллективной деятельности.
После проведения обследования и обработки полученных данных на каждого ученика формируется профиль готовности первоклассника к обучению в школе и профиль готовности класса в целом.
Учителю выдаются данные результаты обследования каждого ученика и всего класса, даются рекомендации по работе с детьми. Профиль готовности первоклассника к обучению в школе включает следующие позиции (они представлены на Профиле слева направо):
Познавательная сфера
1.Тест «Рисунок человека»
2. Тест «Графический диктант»
3. Тест «Образец и правило»
4. Тест «Первая буква»
5. Общая успешность в 4-х тестах.
6. Навыки чтения, письма, счета
Индивидуально-личностные особенности ребенка
7. Мотивация
8. Усвоение норм поведения в школе
9. Успешность функционирования в роли ученика
10. Взаимодействие со сверстниками
11. Эмоциональная стабильность (тревожность)
12. Эмоциональное благополучие
Дается пример интерпретации профиля готовности учащегося к обучению в школе (анализируются и сравниваются профили учеников, представленные на слайдах №16,17).
Профиль содержит рекомендации для учителя и родителей, перечень занятий психолога с первоклассником. (Зачитывается профиль ученика (05) и рекомендации, которые получил учитель).
Основываясь на результатах выполнения заданий, была выделена группа риска: те дети, у которых возникли сложности на начальных этапах обучения. Это дети, получившие по одной или нескольким методикам наиболее низкие баллы. С данными обучающимися проводились индивидуально-групповые занятия во второй половине дня.
Дети, не справляющиеся с методикой «Графический диктант», испытывают затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу. С такими детьми проводились групповые игры, специально направленные на развитие умения внимательно слушать других и выполнять требуемые действия (слайд № 18). Игра «Аист-лягушка – корова»
Особо низкие результаты по методике «Образец и правило» нередко служат предвестником трудностей в овладении математикой (речь идет не столько об арифметических операциях, сколько о решении задач). Для развития планирования действий с такими детьми проходили занятия по конструированию (воспроизведение модели по образцу) (слайд №19).
Методика «Первая буква» выявляет готовность к овладению грамотой. С детьми, показавшими низкие результаты по данной методике, проводились занятия по фонематическому анализу слов, развитию фонематического слуха- «Звуковая цепочка», «Чудесный художник» и др (Слайд №20).
По результатам теста «Рисунок человека» - с учениками, показавшими результат во второй зоне ниже среднего уровня, проведены дополнительные общеразвивающие занятия в игровой форме (развитие памяти, восприятия, внимания).
Изучая готовность первоклассников к обучению в школе, а также проводя с ними занятия, я использовала материал, размещенный на следующих сайтах:
(слайд 21-24)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса. Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
· систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения.
· формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
· создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
К большому сожалению, в большинстве школ, особенно сельских, ставки психологов были сокращены, а ведь в современных условиях без этого специалиста невозможно обойтись. Психолог стал играть ключевую роль в обновленной системе образования, поэтому хотелось бы надеяться, что в ближайшее время педагоги-психологи будут во всех образовательных учреждениях нашей страны.