Submitted by Ирина Юрьевна Мошурова on Sat, 25/08/2012 - 23:11
Разработка цикла из 3-х внеклассных занятий по математике.
Тема: Системы счисления.
Учитель математики высшей квалификационной категории Мошурова Ирина Юрьевна.
Пояснительная записка: Цикл из трех внеклассных занятий является частью факультативного курса в 8 классе и служит пропедевтикой следующей темы «Арифметические основы ЭВМ». Эти уроки помогут школьникам расширить знания по математике, повысить математическую культуру. Материал излагается в доступной и занимательной форме с привлечением исторических фактов. Привлечение учащихся к освещению некоторых вопросов способствует развитию у них самостоятельности, настойчивости, интереса к познанию окружающего мира.
Цель занятий:
1. Познакомить с понятиями позиционных и непозиционных систем счисления с различными основаниями
2. Овладеть навыками перевода чисел из одной системы в другую при решении простейших задач
3. Использовать дополнительный теоретический материал для развития познавательной активности учащихся.
4. Формировать положительный мотив учения, развитие умений учебно-познавательной активности учащихся
Занятие 1. Тема: Непозиционные и позиционные системы счисления.
Ход урока (урок-лекция с привлечением учащихся):
Учитель: Вам уже известно из курса изучения математики, что системой счисления называют способ наименования и записи чисел. Системы счисления делятся на позиционные и непозиционные. В позиционной системе место каждой цифры имеет значение. Но начнем мы с рассмотрения непозиционных систем.
Сообщение ученика: (слайд №4) Первоначально натуральные числа изображались с помощью нужного количества черточек или палочек. Затем для их изображения стали использовать буквы или специальные знаки. В Древнем Новгороде использовалась славянская система, где применялись буквы славянского алфавита. Чтобы отличить слова от чисел над числами ставился специальный знак – титло: ῀. Различные буквы означали различное количество единиц, десятков, сотен. Например, число 231 изображали ῀СЛА: С – двести, Л – тридцать, А – единица. Тысячи обозначались теми же буквами, но впереди ставили знак ҂. Примером непозиционной системы счисления является пришедшая из Древнего Рима римская система, в которой числа тоже изображались буквами латинского алфавита, но характерной чертой римской системы счисления является то, что в ней определенные буквы всегда обозначают одни и те же числа: буква I означает единицу, V – пять, X – десять, L – пятьдесят, C – сто, D – пятьсот, M – тысяча. Число 1678 запишется MDCLXXVIII – значения написанных букв при изображении числа складываются. Впрочем, чтобы уменьшить число требующихся знаков в римской системе ввели правило: помещение меньшего числа слева от большего означает вычитание, а справа – сложение, например IX – девять, XL – сорок. Обоим этим системам свойственно два основных недостатка, которые привели к их вытеснению позиционными системами: необходимо большое число разных знаков, особенно для изображения больших чисел; неудобство при выполнении арифметических операций. По этим причинам римская система применяется сейчас только в тех редких случаях, когда приходится иметь дело с небольшими числами, над которыми к тому же не требуется выполнять арифметические действия, например, при нумерации глав в книге, столетий.
Учитель: (слайд №5) выполним в тетрадях несколько упражнений по переводу чисел в римскую систему счисления и из римской системы в десятичную: 1. Запишите, в каком веке мы живем в римской нумерации (XXI). 2. Запишите в римской нумерации 2012 год (MMXII). 3. Переведите числа из римской нумерации в десятичную систему счисления: LVIII (58), XLI (41), CCCXXVI (326), DCCLXXXIV (784).
Сообщение ученика: (слайд№7) общепринятой и наиболее распространенной является десятичная позиционная система счисления, которая была изобретена в Индии, заимствована там арабами и затем через страны Ближнего Востока, Средней Азии и Северной Африки пришла в Европу. В этой, как и в любой другой позиционной системе счисления значение каждой цифры определяется как ей самой, так и местом (позицией), которое она занимает в записи числа. Например, цифра 1 означает единицу. Ту же единицу она обозначает в числе 231, 5081, так как во всех случаях стоит первая справа. Но в числе 12 цифра 1 означает один десяток, а в числе 134 – означает сотню. Или, например, в записи числа 7527 имеются две одинаковые цифры 7, но значения их различны: первая означает 7тысяч, а вторая – 7единиц. Для записи любого числа в десятичной системе счисления достаточно десяти знаков, называемых цифрами 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. В десятичной системе каждые десять единиц любого разряда составляют одну единицу следующего по старшинству разряда. Так, десять единиц первого разряда составляют одну единицу второго разряда (десятков), а десять десятков составляют одну единицу третьего разряда (сотню). В записи любая цифра означает соответствующее количество единиц того разряда, в котором эта цифра стоит: 231 – это две сотни, три десятка, одна единица, 231=100+100+10+10+10+1. Десятичная система счисления потому и именуется десятичной, что за её основание взято число 10. Любое число можно записать в виде суммы произведений степеней числа 10 и некоторого коэффициента: 231=2*102+3*101+1*100 . В десятичной системе легко выполняются и арифметические действия. Сложение многозначных чисел в позиционной системе сводится к сложению однозначных и переносу из младшего разряда в старший, а при вычитании, наоборот, требуется перенос из старшего разряда в младший. Умножение многозначных чисел столбиком сводится в конечном счете к умножению однозначных и последующему сложению.
Учитель: (слайд №8) В самом первом учебнике «Арифметика», который составил Леонтий Магницкий в 1703 году, есть интересные примеры на умножение. Он называл их «примеры умножения с некоим удивлением»: 777*143=111111; 777*286=222222; 777*429=333333. Проанализируем первый пример Магницкого, для этого разложим на простые множители: 777=3*7*37 и 143=11*13. Запишем (3*37)*(7*11*13)=111*1001=111111 (умножение любого трехзначного числа на 1001 равносильно приписыванию к этому трехзначному числу справа такого же числа). «Арифметику» Леонтия Магницкого очень ценили. Величайший русский ученый Ломоносов знал её превосходно и называл «вратами своей учености».
Домашнее задание (по желанию на выбор). (слайд №10) 1.Попробуйте истолковать и объяснить остальные «примеры с удивлением». 2. Подготовить сообщение о Леонтии Магницком и его «Арифметике». 3. Подготовить свою автобиографию, заменив все встречающиеся даты и числа на римскую нумерацию.
Занятие 2. Тема: Позиционные системы счисления с произвольным основанием.
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
Учитель: Какие непозиционные системы счисления вам известны? Какой системой счисления мы пользуемся? Как объяснить «примеры с удивлением» из «Арифметики» Магницкого? Кто подготовил автобиографию в римской нумерации? Заслушаем сообщение о Леонтии Магницком и его «Арифметике» (сообщение учащихся).
2.Изучению нового материала через применение опорных знаний
Учитель: Сегодня рассмотрим позиционные недесятичные системы счисления. Сколько цифр использовалось в десятичной системе? (10) Итак, количество цифр, используемых в данной системе, совпадает с основанием системы. Я зачитаю отрывок, а вы попробуйте определить, в какой системе счисления записан рассказ мальчика (слайд №9).
«Я, Михаил Кузнецов, родился 104 августа 31001 года. После моего рождения, 20 ребенка в семье, маму наградили орденом Мать – героиня. Но я, конечно, понимаю, что это обстоятельство не дает мне права задирать нос перед своими старшими братьями и сестрами. Как и все дети, в 12 лет начал учиться в школе, учусь хорошо: почти всегда получаю балл 10».
- Сколько цифр в данной системе? (0,1,2,3,4) Значит, это пятеричная система, то есть основание системы – число 5. Вообще, в качестве основания системы счисления можно использовать любое число, начиная с двух. И в истории развития человеческой культуры десятичная система не была единственной: существовали пятеричная, двенадцатеричная, сорокаичная, шестидесятиричная. Пальцы одной руки породили пятеричную систему счисления. Она в прошлом использовалась многими народами. В пятеричной системе каждые 5 единиц любого разряда составляют одну единицу следующего разряда. Например, как записать число 5 – один пяток – составляет одну единицу второго разряда и нет единиц в первом разряде: 105. Первые пятнадцать чисел в пятеричной системе представлены в таблице:
Осн.10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Осн. 5
1
2
3
4
10
11
12
13
14
20
21
22
23
24
30
Любое число в пятеричной системе можно разложить на разряды для перевода в десятичную систему. Рассмотрим на примере года рождения Миши: 310015=1*50 + 0*51 + 0*52 + 1*53 + 3*54 = 1 + 125 + 1875 = 2001. Для выполнения арифметических действий надо знать таблицы сложения и умножения:
+
0
1
2
3
4
*
0
1
2
3
4
1
2
3
4
10
1
1
2
3
4
2
3
4
10
11
2
2
4
11
13
3
4
10
11
12
3
3
11
14
22
4
10
11
12
13
4
4
13
22
31
- А как же переводить числа из десятичной системы в пятеричную? Здесь существует несложный алгоритм действий: последовательное деление числа на основание системы – число 5.
2710| 5 2710 = 1025
25 5| 5
25 1
0
Первичное осмысление и закрепление изученного материала.
- Определите, сколько детей было в семье Миши? Какие оценки получает Миша в школе?
- Попробуйте узнать, какого числа родился Миша? (1045 = 2910)
- Переведите в пятеричную систему 34110 (23315), 204110 (23315)
- Выполните действия в пятеричной системе: 104335 + 311315 (421145); 104335 * 45 (433425)
4. Домашнее задание (по желанию на выбор). 1. Подготовить сообщения об использовании различных систем счисления в современном мире. 2. Выполните действия: 42315 + 3105; 20105* 325. 3. Подготовить свою автобиографию, заменив все встречающиеся даты на числа, записанные в пятеричной системе.
Занятие 3. Тема: Позиционные системы счисления с произвольным основанием
(урок-практикум)
Заслушать сообщения учащихся о двенадцатеричной системе счисления и о шестидесятеричной системе счисления.
Учитель: Проверим, насколько внимательны вы были. Ответим на несколько вопросов:
- Как называется единица второго разряда в двенадцатеричной системе? (дюжина)
- Что считают дюжинами? А где до сих пор применяют только шестидесятеричную систему?
- Как называется единица третьего разряда в двенадцатеричной системе? (гросс) А сколько это в десятичной системе счисления? (10012 = 0* 120 + 0* 121+ 1* 122 =14410)
- Сколько цифр необходимо для записи чисел в двенадцатеричной системе? (двенадцать: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,), а сколько в шестидесятеричной системе? (шестьдесят: от 0 до )
Решение упражнений:
Перевести число 146310 в двенадцатеричную систему счисления и выполнить проверку. (112)
Перевести число 560 в десятичную систему счисления и выполнить проверку. (2149010)
Расшифруйте отрывок из биографии великого русского математика Чебышева. Какая система счисления здесь использована?
Пафнутий Львович Чебышев родился в 2111110 году. Юноша в возрасте 202 года окончил Московский университет, а через 2 года в возрасте 211 лет опубликовал свою первую научную работу (троичная система счисления; 21111103= 182110, 2023 = 2010).
4. Записать число, номер месяца и год своего рождения в троичной, пятеричной и двенадцатеричной системах.
Домашнее задание (по желанию на выбор). 1. Подготовить сообщение об использовании двоичной системы счисления в современном мире. 2. Вычислить: 130214 + 23034; 210213*213. 3. Составить таблицы сложения и умножения в троичной системе счисления.
Литература:
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1989.
Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Книга для учащихся – М.: Просвещение, 1990.
Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе: Библиотека учителя. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2006.