Тема урока: «Экскурсия по государству Глагол». (Обобщение и систематизация знаний по теме: «Глагол». (Слайд 1)
Цель урока: Обобщить знания у учащихся о глагол, подчеркнуть роль глагола в нашей речи.
Задачи урока:
-закрепить умение определять морфологические признаки глагола,
- закрепить орфограммы по теме,
-развивать речь детей, прививать любовь к русскому языку,
-развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, листы с заданиями для детей, конспект урока.
Ход урока:
1. Организация класса:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
О какой части речи будем говорить на уроке?
2.Актуализация знаний.
-Глагол- самостоятельная часть речи или служебная?
-Что обозначает глагол?
-На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?
-Как по-другому называются глаголы начальной формы ,неопределённой формы? (Инфинитив)
3.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы будем:
Упражняться, закреплять ,повторять и обобщать,
А ещё писать, играть разбирать слова, спрягать.
И экскурсию по государству Глагол будет проводить экскурсовод Инфинитив.
А эпиграфом к уроку послужат слова А.Югова: «Глагол-самая живая и яркая часть речи .Назначение глагола-выражать само действие».
(Слайд 2)
-Познакомьтесь с картой государства ГЛАГОЛ.
-Назовите ,куда мы отправимся ,где сможем побывать?
(ГОРОД СМЫСЛА,ОБЛАСТЬ СЛОВАРНАЯ,СТОЛИЦА ПЕРВОСПРЯЖЕНСК-ВТОРОСПРЯЖЕНСК, ПЛОЩАДЬ ИСКЛЮЧЕНИЙ,РАЙОН «ВРЕМЕНА ГОДА»,ПРОСПЕКТ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ.
3.Обобщение и систематизация знаний.
-Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду-всё в действие придёт.
А)-А вот и первое задание от экскурсовода Инфинитива, мы пребываем в ГОРОД СМЫСЛА. ( Слайд 3)
-Восстановите четверостишье, соедините стрелками.
Бежит (ручей)
Вишня (цветёт)
Распускаются (листочки)
Ландыши (растут)
А теперь обратимся к путевому листу, задание №1.
-Дополните пословицы глаголами, противоположными по смыслу.
( Ласточка день начинает, а соловей (кончает)
Дождик вымочит, а солнышко (высушит)
Чем зря кричать, лучше (промолчать)
Б)-Мы продолжаем нашу экскурсию и пребываем в область Словарную.
(Слайд 4)
Прочитайте толкование словарных слов-глаголов ,замените одним словарным словом.
-Назовите все орфограммы в этих словарных словах?
-Какая часть слова встречается только в глаголах?
-И теперь снова работаем с путевыми листами. (Задание №2)
В) – Каждое государство имеет свою столицу. Не исключение и наше государство. Мы приближаемся к столице ПЕРВОСПРЯЖЕНСК-ВТОРОСПРЯЖЕНСК. (Слайд 5)
-Ребята, что такое спряжение глагола?
-Какие глаголы относятся ко IIспр.,кIспр?
-Проспрягаем глаголы 1 спряжения: писать, читать, 2 спряжения: учить, говорить.
-А теперь выполним задание №3 путевого листа. ( Заполните пропуски ,определите спряжение глаголов).
-Ребята, сколько у глаголов-исключений? ( СЛАЙД 6)
Г) –Ребята, сколько времён у глагола? Экскурсовод Инфинитив приглашает нас в район «Времена глагола».
- Определите время глаголов в данных предложениях! (Слайд 7)
Д) ФИЗМИНУТКА
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей,
И быстрей, быстрей ,быстрей!
Делаем вперёд наклоны-
Раз, два, три ,четыре, пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать-
Раз, два, три, четыре, пять!
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе,
Руки к солнышку потянем,
Руки в стороны растянем,
А теперь пора учиться,
Да прилежно, не лениться!
-Посмотрите на задание №4 в путевом листе. Самостоятельно определите время глаголов. ( Проверка)
Е) Мы приблизились с экскурсоводом Инфинитивом к проспекту Морфологический.
-Давайте вспомним, как изменяются глаголы. (Слайд 8)
-Работаем с путевым листом. (Задание 5: Сделайте морфологический разбор глагола)
4.Рефлексия .
- Вот и подошла наша экскурсия к концу.
-Что мы делали на уроке, говорите только глаголы.
1. Вспомни свои впечатления на уроке.
2. Закончи предложения:
Я работал с ____ настроением.
Я _____ доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда _____.
Я бы хотел стать более________________________________
5.Домашнее задание.
Экскурсовод Инфинитив предлагает вам выполнить следующее домашнее задание:
1. К данным словосочетаниям подберите близкие по значению глаголы, запишите их в неопределённой форме:
Не вешать нос-
клевать носом-
ходить на голове-
держать в голове-
остаться без ног-
вертеться под ногами-
2.Разберите глаголы по составу: отварить, обскачет, рассказали, погрузим ,отточим. (Слайд 9)
(Домашнее задание в путевых листах, которые дети забирают домой)
6)- Ребята, вы хорошо поработали на уроке и экскурсовод Инфинитив говорит вам (Слайд 10) (Молодцы!)
|