Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тесты по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор"

Фото пользователя Елена Петровна Шашкова
Submitted by Елена Петровна Шашкова on Fri, 24/08/2012 - 18:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шашкова Елена Петровна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ№1
Регион: 
Кемеровская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Выявить уровень умения анализировать фрагмент эпического произведения 

Тип урока: 
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Краткое описание: 
Тесты по творчеству А.И.Солженицына позволяют выявить уровень умения анализировать фрагмент эпического произведения. Ресурс содержит вопросы об идейном содержании его произведений, особенностях жанра, изобразительно-выразительных средствах языка, вопросы на знание текста. К каждому вопросу в части А даётся четыре варианта ответа. Задания части В предполагают развернутый ответ. Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству писателя в 10 - 11 классах.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

ТЕСТ

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»

 

Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:

 

Так  и  поселился я у  Матрены  Васильевны. Комнаты мы не делили. Ее кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матренины фикусы, еще у одного окна поставил столик.  Электричество же в деревне  было – его еще в двадцатые годы подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда "лампочки Ильича", а мужики, глаза тараща, говорили: "Царь Огонь!"

Может,  кому из  деревни,  кто  побогаче,  изба Матрены  и не  казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень  и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала  и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.

 Кроме Матрены и  меня, жили в избе еще – кошка, мыши  и тараканы. Кошка была  немолода,  а главное – колченога.  Она  из  жалости  была  Матреной   подобрана  и   прижилась. Хотя она   и ходила на  четырех  ногах,  но сильно прихрамывала: одну ногу она  берегла, больная была  нога. Когда кошка прыгала  с печи на пол,  звук касания ее о пол не  был кошаче-мягок, как  у всех, а – сильный одновременный  удар трех ног: туп! – такой сильный удар, что я не сразу  привык, вздрагивал. Это она три ноги подставляла разом, чтоб уберечь четвертую.

 

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман.

А2. Какое место занимает фрагмент в произведении?  А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжета, Г) является кульминацией сюжетного действия.

А3. Главной темой данного фрагмента является: А) образ жизни рассказчика, Б) дом Матрёны, В) внешность Матрёны, Г) природа. 

А4. Почему Матрёна приютила кошку? А) из материальных соображений, Б) из жалости, В) от нечего делать, Г) из любви к животным.

А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание избы Матрёны? А) показать её незаурядность, непохожесть на других, Б) сопоставить Матрёну с рассказчиком, В) раскрыть характер героини, Г) заинтересовать читателя.

 

Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:

 

В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить свое отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»?

В2. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «В газетах писали тогда «лампочки Ильича», а мужики, глаза тараща, говорили: «Царь Огонь!»?

В3. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: «Комнаты мы не делили» и далее.

В4. Напишите название любимого растения героини.

В5. Каким эпитетом характеризуется кошка Матрёны?

 

КЛЮЧ:

 

А1

А2

А3

А4

А5

а

г

б

б

в

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

эпитет

цитирование

интерьер

фикусы

колченога

 

 

ТЕСТ

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»

 

Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:

 

 Вообще,   приглядываясь    к  Матрене, я  замечал,  что,  помимо  стряпни и хозяйства,  на  каждый день у  нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело,  закономерный порядок  этих  дел она  держала в голове и,  проснувшись поутру,  всегда знала, чем сегодня день  ее  будет занят. Кроме торфа, кроме сбора  старых пеньков,  вывороченных трактором  на  болоте, кроме  брусники, намачиваемой на зиму в четвертях ("Поточи зубки, Игнатич", – угощала меня), кроме копки картошки, кроме беготни по пенсионному делу, она должна была еще где-то раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы.

     – А почему вы коровы не держите,  Матрена Васильевна?

     – Э-эх,  Игнатич, –  разъясняла   Матрена ,  стоя  в нечистом фартуке в кухонном  дверном вырезе и оборотясь к моему столу. – Мне молока и от козы хватит.  А корову заведи, так она меня  самою' с  ногами съест. У полотна не скоси –  там свои хозява, и  в лесу косить  нету –  лесничество хозяин, и в колхозе мне  не велят – не колхозница, мол,  теперь. Да они и колхозницы до самых белых мух  всё в  колхоз, а  себе уж из-под снегу – что  за трава?... По-бывалошному кипели с сеном в межень, с Петрова до Ильина. Считалась трава –- медовая...

     Так,  одной  у'тельной козе  собрать  было  сена  для  Матрены   –  труд великий. Брала она с утра мешок  и серп и уходила в  места, которые помнила, где трава росла по обмежкам, по задороге,  по островкам среди  болота. Набив мешок  свежей  тяжелой травой,  она  тащила ее  домой  и  во дворике  у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена – навильник.

 

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман.

А2. Какое место занимает фрагмент в произведении?  А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжетного действия, Г) является кульминацией сюжета.

А3. Главной темой данного фрагмента является: А) людская зависть, Б) трудовой день Матрёны, В) красота села Тальново, Г) деревенская жизнь.

А4. Чем занималась Матрёна изо дня в день? А) воспитанием внуков, Б) только стряпней и хозяйством, В) уходом за скотиной, Г) дел у Матрёны было множество.

А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание будней Матрёны? А) выявить отсутствие в героине серьезного отношения к жизни, Б) показать угнетающее действие рутины порядков на человеческую душу, В) раскрытие образа жизни героини, Г) заинтересовать читателя.

 

Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:

 

В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить свое отношение к ней: «великий», «тяжелой», «медовая»?

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описание его действий (со слов: «Кроме торфа…»)

В3. Из реплики Матрёны выпишите предложение, которое объясняет, почему она не держала коровы.

В4. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор во втором абзаце?

В5. Из абзаца, начинающемся со слов: «Так,  одной  у'тельной козе…» найдите слово, которое объясняет, сколько сена получалось из мешка свежескошенной травы.

 

КЛЮЧ:

 

 

А1

А2

А3

А4

А5

а

В

б

Г

в

 

 

В1

В2

В3

В4

В5

эпитет

поступок

А корову заведи…

диалог

навильник

 

  

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн