Submitted by Эльвира Алексеевна митрофанова on пн, 20/08/2012 - 00:06
10 класс. Урок Решение задач по генетике.
Урок – деловая игра.
Цели урока:
Повторение основных законов генетики.
Закрепление навыков решения задач.
Повышение интереса к изучаемому материалу.
Повышение творческой активности учащихся.
Подтверждение значимости знаний генетических законов в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Организация урока:
Класс делится на группы по 4-5 человек и имитирует работу учреждений:
Судебно-медицинская экспертиза.
Роддом.
Сельскохозяйственное предприятие.
Институт истории.
Таможня.
Редакция газеты.
В каждой группе распределены роли:
руководитель учреждения
научный эксперт
секретарь
сотрудники
В редакции газеты – главный редактор, журналисты.
3. В качестведомашнего задания к уроку ученики придумывают генетические задачи в форме обращения в газету с просьбой помочь разобраться в жизненной проблеме (темы «проблем» соответствуют обозначенным «учреждениям»).
Ход урока.
Вступительное слово учителя. (Регламент – 2 минуты).
2. Презентация учреждений (регламент-2 минуты):
наименование учреждения
функции учреждения
представление сотрудников.
Журналисты распределяют «письма в редакцию» по соответствующим «учреждениям» (Регламент – 1 минута).
Работа учреждений: решение задач. (Регламент – 10 минут).
Работа группы журналистов: посещение учреждений с целью выяснения востребованности знаний законов генетики в различных сферах жизни современного общества: отчёт групп по решению задач (Регламент – 15 минут).
6. Выступление журналистов с итогами своей работы: репортаж
(Регламент – 3 минуты).
7. Заключительное слово учителя. (Регламент – 4 минуты).
Примеры задач, представленных учениками к уроку.
Сотрудники телевизионной передачи «Жди меня» нашли по некоторым приметам семью потерявшегося много лет назад мальчика. Все очень рады встрече, но остаются некоторые сомнения в их родстве. Может ли судебно-медицинская экспертиза подтвердить родство, если известно, что у обоих родителей четвёртая группа крови, а у найденного мальчика - первая?
Невнимательная медсестра в родильном отделении перепутала двух девочек. Сможет ли она определить принадлежность детей истинным родителям, если хорошо помнит школьную программу по генетике, а группы крови родительских пар и девочек – известны:
у Ани – 1 группа крови;
у Оли - 2 группа крови;
у 1-й родительской пары – 1 и 2 группы крови;
у 2-й родительской пары – 2 и 4 группы крови.
Восстановите справедливость!
Фермер собрал семена львиного зева с растений, имевших белые и красные цветки. Растения он выращивал на двух соседних клумбах. Какой цвет фермер должен указать на пакетиках с семенами, если известно, что признаку окраски цветков львиного зева присуще явление неполного доминирования?
Может ли таможенник пропустить пассажира с рыжей лисой, если запрещено способствовать вывозу из страны серебристых лис? Из школьного курса генетики он помнит, что фенотип лисы, в генотипе которой содержится хотя бы один доминантный ген окраски шерсти, – рыжий, а серебристая окраска проявляется только у рецессивных гомозигот.
Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза карие, а у матери – голубые. От этого брака родился голубоглазый сын, который желает составить родословную своей семьи.