Submitted by Татьяна Анатольевна Кушнарёва on вс, 19/08/2012 - 23:15
Кушнарёва Татьяна Анатольевна,
учитель истории, обществознания,
кубановедения ОПК
МБОУ СОШ № 4 г.Апшеронска
Краснодарского края
Аннотация
Предлагаемая разработка урока для 6 класса по предмету обществознание построена с использованием методики квест – урока. Проектная технология квест - урока определяет новую задачу современного образования, связанную с активизацией деятельности учащихся. Кроме перечисленного, педагогическая технология квест-урока, открывает возможность изучения учебных предметов в новом образовательном формате, широко используя межпредметные связи.
Проектная технология квест - урока применена при работе над кратковременным проектом в пространстве одного урока. Цель проектной технологии квест-урока заключается в изменении привычных стереотипов организации урока. Благодаря использованию проектной технологии учащиеся получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения в выборе тем и ее представлении для обсуждения на уроке. В пространстве квест - урока учащиеся постигают элементы научно-практической работы.
Задачами проектной технологии являются развитие креативного мышления; раскрытие творческого потенциала; формирование навыков рационального использования учебного времени; стимулирование познавательной мотивации.
Продолжая работу над проектом в домашних условиях, учащиеся осознанно продолжают исследование темы, но не в формате традиционного учебного материала, а с привлечением электронных ресурсов, позволяющих развить и углубить полученные знания на уроке, привлекая более современные научные концепции, открывая новый иллюстративный ряд, отсутствующий в академических учебниках.
Приступая к работе надпроектом в формате квест-урока, учитель – предметник должен уметь четко определять цели и задачи проекта, формировать группы-команды, получающие индивидуальные проектные задания, определять график работы, предоставлять учащимся доступ к информационным ресурсам в Интернете.
В свою очередь учащиеся, самостоятельно распределяя роли в ходе работы над проектом, исследуя рекомендованные Интернет - ресурсы, формируют навыки информационной и коммуникативной компетенций.
Работу в режиме квест - урока по обществознанию можно разбить на следующие звенья:
1. Определение общей цели проекта.
2. Постановка задачи каждой из команд – участников проекта.
3. Выделение предметной области.
4. Время реализации.
5. защита проектов.
6. Подведение итогов и определение новых задач.
Используя методику квест - урока педагоги с высоким творческим потенциалом, готовые к совместной работе в проектной технологии квест-урока с учащимися класса, создают условия для успешной реализации современных инновационных технологий, открывающих путь к новым образовательным стандартам.
Урок по теме: «Что значит быть патриотом?»
Цель урока:
Подготовить учащихся к самостоятельному определению личностного представления об основополагающих понятиях каждого гражданина - патриотизме и любви к Родине.
Распределение реализации задач урока:
- проследить историю происхождение термина «патриот» и «патриотизм»;
- выяснить значение словосочетаний «субъект», «федерация», «государство».
- подтвердить верность утверждения об интернациональном характере русского языка;
- обобщить и вывести общечеловеческие чувства, лежащие в основе любви к своей Родине каждого человека, живущего на планете Земля.
Оборудование урока:
- экран
- проектор
- компьютеры с подключенной Интернет - услугой (или раздаточный материал к уроку).
Этапы урока:
Этап 1. Определение названия проекта и определение задач каждой из заявленных команд
Этап 2.Распределение ролей в команде.
Этап 3.Составление временного графика работы над проектом.
Этап 4.Отчет о проделанной работе. Подведение итогов.
Этап 5.Домашнее задание. Составление домашнего проекта квест - урока.
Технологическая карта урока (40 минут)
vЭтап 1.Определение название проекта. Вводное слово учителя. (10-12 минут)
Учитель на первом этапе урока предлагает учащимся небольшую справку – рассказ, отражающий основные моменты предстоящего урока.
Цель вступительного слова: подготовка участников квест-урока к самостоятельной работе над заявленной темой, активизация творческой работы учащихся.
«Дорогие ребята! Сегодня на уроке нам предстоит работа над проектом под названием «Что значит быть патриотом?», являющегося составной частью большого проекта «Родина», знакомство с которым мы продолжим и на последующих уроках обществознания.
Прежде, чем приступить к работе над проектом «Что значит быть патриотом?», давайте подумаем, почему в рабочем названии нашего проекта в конце стоит вопросительный знак.
- Объясните, почему люди, оказывающиеся в сложных ситуациях связанных с общей опасностью, могут вести себя в ней по-разному?
- Кого в Древней Греции называли героем?
- Как изменилось со временем Древней Греции значение слова «герой»?
- Существует ли на ваш взгляд разница между героем и патриотом?
- Что заставляет обыкновенных людей мирных профессий совершать подвиги во имя Родины?
- Какие черты характера помогают каждому человеку быть готовым стать патриотом своей Родины?
В современных языках народов мира патриотом называют людей, беззаветно любящих свое Отечество, преданных своему народу и даже готовых пойти на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Наша с вами большая Родина носит название Российская Федерация. Если слово федерация перевести латинского языка на русский язык, то получится, что мы с вами живем в Российском Союзе. Российская Федерация состоит республик, краев, областей которые обозначаются термином «субъект федерации», т.е. «равный член, полноправный участник».
- Ребята, знаете ли вы, как правильно называется территория, где мы с вами живем?
- Давайте попробуем вместе составить логическую цепочку:
Мы живем в городе Апшеронске Краснодарского края. Апшеронский район – это один из 44 районов Краснодарского края. Краснодар – это «столица» Краснодарского края. Краснодарский край входит в состав Южного Федерального округа. Южный Федеральный округ является частью Российской Федерации.
На территории Российской Федерации проживают многочисленные народы, каждый из которых имеет свой национальный язык и обычаи. Языком государственного общения является русский язык, который выступает также языком международного общения.
- К примеру, на территории нашего края проживают многочисленные народы, каждый из которых имеют свой язык и свою культуру. Знаете ли вы эти народы? Назовите их.
Каждый из россиян, имеет своею малую Родину, то место, где он появился на свет, где живут его родители, и будут жить его дети. Любовь к малой Родине не мешает каждому из нас любить свою большую родину – Россию.
- Давайте попробуем с вами перечислить географию мест, где родился каждый из вас!
Чувство любви к Родине не раз помогала россиянам защищать свои дома и своих близких от злых врагов; создавать удивительные по красоте художественные ценности; не переставать удивляться красотой и величием российских просторов, и это чувство мы называем тоже патриотизмом.
Для каждого человека Родина связывается с конкретным предметом. Для одних людей Родина – это березка под окном, для других – старый дом на окраине поселка.
- Ребята, а чтобы вы нарисовали, если бы вас попросили графически изобразить понятие Родина или Малая Родина?
Таким образом, на первом подготовительном этапе работы с классом учитель подготавливает учащихся к самостоятельному определению понятия патриотизм и патриотическая любовь к Родине.
vЭтап 2.Распределяются команды и раздаются задания. (3 минуты)
Работая над реализацией проекта «Что значит быть патриотом» каждая из команд получит свое задание и возможность поработать над поставленными задачами. Каждый из участников проекта должен помнить, что на уроке используются принципы командной работы, согласно которым каждый из участников выступает в качестве равноправного партнера.
Учащиеся класса заранее распределяются на команды и выбирают своего командира. Учитель анонсирует названия творческих проектов, и капитаны команд перед началом урока распределяет задачи для каждой команды.
На втором этапе учитель общается с капитанами команд, которые передают ему информацию, какой проект будет реализовать их командой в процессе квест – урока и список участников команды.
Если работа по методике квест-урока проводится постоянно, то класс можно разделить на постоянные команды по пять участников в каждой, которые будут работать в таком составе весь учебный год. Области решения проектных задач будут меняться в зависимости от проектного задания.
Например:
ØКоманда историков:
- прослеживают историю происхождение термина «патриот»;
ØКоманда обществоведов:
- изучают значение словосочетаний «субъект», «федерация», «государство».
ØКоманда лингвистов:
- поручается графически изобразить страны мира, в которых русский язык является официальным языком общения.
ØКоманда аналитиков:
- обобщают и выводят символы патриотизма, принятые у разных народов мира.
ØКоманда краеведов
-отыскивают земляков, которые являются настоящими патриотами своей Малой Родины.
vЭтап 3.Составление временного графика работы над проектом. (15 минут)
Изучение темы «Что значит быть патриотом?» происходит на одном уроке. Заранее подготовленные учителем Интернет-ресурсы выкладываются на рабочем столе, и команды должны используя рабочий материал создать свой собственный макет проекта в виде одного – двух слайдов. На слайде ребята должны самостоятельно выбрать иллюстрацию, сопроводив ее текстом в соответствии с задачей проекта.
Учитель до начала работы учащихся процесса объясняет правильность оформления слайд – материалов, чтобы на самом уроке не занимать времени на обсуждение оформления работы. Кроме предложенных учителем информационных материалов каждая команда может подготовить собственные творческие варианты раскрытия темы проекта. В этом случае ребята должны также до начала урока познакомить учителя с принесенными материалами. (На первых уроках с использованием предлагаемой технологии возможна совместная работа с учителем информатики). Дополнительные материалы вначале учитель готовит заранее. Когда же ученики освоили навыки работы в группе по составлению презентации, возможна совместная работа в классе под руководством учителя по поиску необходимой информации в Интернете, а затем, и самостоятельная работа в классе и возможно, дома.
Интернет материалы, подготовленные учителем для команды историков.
Патриот– человек, который любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. Слово «патриот» заимствовано из греческого языка. У древних греков так именовались земляки, то есть люди, которые родились в одном месте.
Иллюстрация: Русские былинные чудо богатыри Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Народные былины воспевают русских чудо-богатырей, настоящих патриотов, ради Отчизны не страшившиеся сложить свои головы на поле брани.
Словом родственным по значению со словом земляки – соотечественники. В этом слове соединилась патриотическая преданность Отечеству и связь с местом рождения человека.
Иллюстрация:Памятник героям освободительной борьбы русского народа, соотечественникам Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве.
Место рождение в русском языке может носить разные названия: Родина, Отечество, Отчизна. Все эти слова отражают любовь к Родине, которая носит название патриотизм. Настоящий патриот не просто любит свое отечество, но заботится о его благе и процветании.
Иллюстрация:Картина 1859 года «Куликовская битва». В центре изображен русский князь Дмитрий Иванович Донской, прославившийся как истинный патриот земли русской в битве на Куликовом поле с Мамаем.
Интернет материалы, подготовленные учителем для команды обществоведов.
Россия- государство с федеративным устройством, имеет двойное название – Россия и Российская Федерация, которые закреплены в Конституции. В составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта, в том числе 21республика, 9краёв, 46областей, 2города федерального значения, 1автономная область, 4автономных округа. Россия также подразделяется на 8федеральных округов, в каждом из них работаетполномочный представитель президента.
Гербы и флаги регионов РФ
Столицей Российской Федерации - город-герой Москва.
Президент РФявляется главой государства. В соответствии с Конституцией РФ. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства Президент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
ФоТО
Президент РФ В.В. Путин
Основным законом государства, имеющим высшую юридическую силу, является Конституция.
Конституция Российской Федерации 1993 года
Каждый субъект имеет равные права с другими: свою территорию, органы власти, управления, свой герб, обучает детей на родном языке. Каждый субъект вносит посильный вклад в развитие и процветание государства, заботится о его настоящем и будущем.
Дом правительства Российской Федерации в Москве
Председатель Правительства Д.А.Медведев
Интернет материалы для команды лингвистов
Русский язык - один из восточнославянских языков, крупнейший язык мира, в том числе самый распространённый из славянских языков и самый распространённый язык Европы, как географически, так и по числу носителей языка как родного (хотя значительная, и географически большая, часть русского языкового ареала находится в Азии).
Русский язык является единственным государственным языкомРоссии. Русский язык является официальным языком(во всех случаях другой язык или другие языки выступает как государственный или второй официальный) в следующих государствах и территориях. Это значит, что на русском языке пишутся официальные государственные документы, на нем Россия ведет переговоры с представителями других стран, русский язык изучают в школе.
Русский язык
Страны:
Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Молдавия, Армения, Израиль, Латвия, Литва, Эстония, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан, Грузия, Польша, Монголия, Шпицберген, Финляндия, Чехия, Болгария, Румыния, Восточная Европа, Германия, Франция, Уругвай, мегаполисы США, Канады, КНР, Турции, Австралии.
Официальный статус русского языка.
Россия
Белоруссия
Казахстан
Киргизия
Абхазия
Южная Осетия
Автономная Республика Крым
Приднестровье
Общее число носителей русского языка
300—350 млн, в том числе как родной для 200 млн (из них порядка 130 млн в РФ)
Классификация
Категория:
Языки Евразии
Индоевропейская семья
Славянская группа
Восточнославянская подгруппа
Письменность
кириллица(русский алфавит)
Интернет материалы для команды аналитиков.
Франция.
Символом патриотизма Франции времен революционных потрясений в стране стала девушка – Марианна
Соединенные Штаты Америки
Для американцев символом патриотизма является ежедневно развивающийся флаг страны на флагштоке рядом с домом
Чехия
Для жителей Праги символом патриотизма является национальный театр.
Чили
Как бы сложно не складывалась жизнь чилийца на своей собственной земле, ему, тем не менее, присуще чувство патриотизма,уважения к своей истории и национальным символам
Дагестан
Мемориальный комплекс "ВАТАН" -символмужества, патриотизмаи единства народов Дагестана
Казахстан
Одним из важных составляющих в воспитании патриотизмав обществе, несомненно, является привитие глубокого, сыновнего уважения гражданам к государственным символам,определяющим Казахстан как целостное, суверенное и независимое государство
Универсальный символ патриотизма
Ветка багульника - символпатриотизма, любви к родному краю
Это тоже символ патриотизма?
Подумайте, можно ли считать изображенного на фотографии молодого человека настоящим патриотом своей страны?
Россия
Город Петра является символомвеличайшего взлета науки и духовной жизни, а также стойкости духа и удивительного патриотизмароссийского народа в годы Великой Отечественной войны.
Четыре года мужества, стойкости и героизма навечно вошли в историю страны как символпатриотизма
Каждый год 9 мая вся страна встречает День Победы - самый дорогой праздник нашего народа, символего стойкости, мужества, патриотизма,верности высоким нравственным идеалам
Здание Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко
Интернет - материалы поКраснодарскому краевому художественному музею им. Ф.А.Коваленко
Фёдор Акимович Коваленко родился 16 мая 1866 в многодетной крестьянской семье. Закончил двухклассное училище. В 1881 году семья Коваленко перебралась в Екатеринодар, где отец отдал мальчишку рассыльным в бакалейный магазин купца Пяткова, где он дослужился до кассира. Работая кассиром, Федор начал приобретать книги, гравюры, картины. К 1890 году коллекция разрослась до таких размеров, что её владелец счел возможным устроить у себя на дому первую выставку.
Краснодарский краевой художественный музей, старейший на Северном Кавказе, был открыт в 1904 году. Его основатель, Федор Акимович Коваленко, подарил городу свою коллекцию картин, книг и археологических ценностей. Вскоре музей стал центром художественной жизни города: дважды в год организовывались выставки, в которых участвовали петербургские и московские, а впоследствии и кубанские художники; пополнялись художественные и литературные фонды, росло число посетителей.
Следующий этап жизни музея начинается в 1926 году с приходом нового заведующего, профессора Ромуальда Казимировича Войцика. В это время в музей поступают художественные произведения из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа и других столичных музеев. Р.К.Войцик, благодаря личным связям с сотрудниками и руководством музеев, имеет возможность участвовать в выборе произведений. Коллекция музея формируется на научной основе: пополняются и развиваются разделы иконописи, классического русского и западноевропейского (итальянского, французского, голландского, немецкого) искусства, японской ксилографии XVIII-XIX вв, искусства авангарда.
В годы Великой Отечественной войны Краснодарскому художественному музею удалось избежать тотального разграбления. В 1942 году благодаря решительным и своевременным действиям директора А.К. Осиповой и старшего научного сотрудника М.П. Богоявленского значительная часть музейной коллекции была эвакуирована в Соликамск. В 1944 г. все произведения вернулись в стены родного музея; была восстановлена экспозиция; здание музея существенно не пострадало.
С 2001 по 2004 гг. музей был закрыт на реконструкцию, благодаря которой зданию-памятнику "Особняк Шарданова" был возвращен первоначальный вид, залы отреставрированы и оснащены новым музейным оборудованием.
В 2007 году открыт Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"
В настоящее время продолжают пополняться музейные фонды, формируется раздел современного искусства. Помимо живописи, музей обладает собранием скульптуры, фарфора, обширным собранием гравюры, рисунков, акварелей. Ведется активная работа по привлечению посетителей, музеефикации здания-памятника "Екатеринодарская контора Госбанка". Музей участвует в различных социальных проектах.
Победитель конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире"2010 г. Проект "МультМузей: песочные фантазии"
Музей занимает "Дом инженера Б. Шарданова" - памятник архитектуры федерального значения начала ХХ века (ул. Красная, 13) и "Екатеринодарскую контору Госбанка" - памятник архитектуры рубежа ХIХ и ХХ веков (ул. Красная, 15)
Почетный гражданин города – Евгений Дмитриевич Фелицин.
Иллюстрации: Здание Краснодарского историко-краеведческого музея им. Е.Д.Фелицина
Фотографии Е.Д.Фелицина
Интернет - материалы
История создания Кубанского войскового музея тесно связана с деятельностью известного регионального исследователя Евгения Дмитриевича Фелицына (1848-1903). Современники называли Фелицына "энциклопедией Кавказа", "живой летописью". О нем говорили, что он "труженик, который вдали от главнейших центров науки единоначальным трудом, при ничтожных средствах накопил необходимый материал для создания священного здания науки". Е. Д. Фелицын — зачинатель многих полезных дел в общественной и культурной жизни как Кубанской области, так и Северного Кавказа. В июле 1879 года при его участии в г. Екатеринодаре был открыт Кубанский областной статистический комитет, первым секретарем которого становится Евгений Дмитриевич. Родился историк 5 марта 1848 года в семье военного в г. Ставрополе. Образование получил в Тифлисском военном училище. В 1873-м был направлен в Екатеринодарский конный полк в чине хорунжего и прикомандирован к штабу Кубанского казачьего войска. Через год его приписали казаком к станице Северской. В исторических источниках, литературе, прессе, воспоминаниях современников, отчетах Кубанского войскового музея обозначена дата создания музея - 1879-й. В этот период в отдельной комнате помещения Кубанского областного статистического комитета, на углу улиц Красной и Штабной, располагались коллекции предметов археологии, этнографии, палеонтологии и геологии, собранные Е. Д. Фелицыным и ставшие основой музея. Фелицын, выполняя обязанности офицера по особым поручениям Кубанского войскового штаба и Кубанского областного правления, совершил в 1878-1879 годах многочисленные поездки по Кубанской области, в Баталпашинский и Майкопский отделы, где и собрал самые первые экспонаты коллекции древностей. Это были археологические находки, предметы этнографии горских народов, карты, документы. Впервые он представил свои находки в 1878 году на выставке Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве. Его коллекция составила третью часть всей этнографической выставки. Организаторы высоко оценили труды Фелицына, наградив кубанского ученого золотым председательским жетоном. Впоследствии он становится членом комитета выставок этого общества.
По описанию исторических документов, экспозиция музея состояла из двух разделов. Основной раздел представлял коллекции по археологии, этнографии, палеонтологии, зоологии, геологии, а также фотографии, карты, документы. Коллекция половецких баб располагалась во дворе статистического комитета. Фелицын собирал их в 70—90-х годах XIX века в станицах Кубанской области, сам организовывал их доставку во двор статистического комитета, зачастую на собственные средства. В 1896 году их было уже более двадцати. В начале XX века эти каменные изваяния экспонировались также во дворе Александровского реального училища, на углу улиц Красной и Гимназической.
В отчете Кубанского статистического комитета уже в конце 1879 года Фелицын поставил вопрос о выделении постоянного просторного помещения для войскового музея.
В октябре-ноябре 1879 года Фелицын с действительными членами статистического комитета В. Сысоевым и Султаном Крым-Гиреем экспонировали новые коллекции музея на антропологической выставке в Москве. Вместе с этнографическими предметами быта горцев были представлены предметы казачьего быта. В исторических документах сохранилась первая опись предметов музея за 1879 год.
В 1879 году при статистическом комитете создается библиотека, которая в начале XX века станет одним из отделов Кубанского войскового музея. В числе первых книг, купленных для нее, была "История Сибирского казачьего войска". В первые годы деятельности музей с помощью внештатных сотрудников проводил большую работу по исследованию археологических памятников, дольменов, древних христианских храмов, памятников старины Тамани, русских крепостей. В 1879 году Фелицын сделал зарисовки хаты, в которой останавливался в Тамани поэт М. Ю. Лермонтов. Особо ценные находки Е. Д. Фелицын отправляет в Петербург — в Эрмитаж и в Москву — в Российский исторический музей, а также в Кавказский музей в Тифлисе.
В 1879 году Е. Д. Фелицын проводит археологические раскопки с членом Императорского археологического общества В. Беренштаммом в Екатеринодаре, на берегу реки Кубани, и вместе с учителем К. Живило в станице Григориполисской. В 1886 году участвует в археологической экспедиции Императорского археологического общества в верховьях реки Кубани. Блестящим успехом увенчались в 1889 году раскопки кургана Карагодеуашх близ станицы Крымской. Найденные предметы IV века до н. э. из серебра, золота, бронзы были переданы в Эрмитаж.
В 1892 году Фелицын был назначен председателем кавказской археографической комиссии, и его деятельность в основном сосредоточилась в Тифлисе. Он умер 10 декабря 1903 года в Кубанской войсковой больнице от воспаления мозга, а 12 декабря в Воскресенской церкви, на территории Екатеринодарской крепости, состоялась панихида. Священник Эмидинский произнес речь о заслугах Фелицына, о его бескорыстном и честном служении обществу. В сопровождении двух сотен Екатеринодарского полка и полкового оркестра Фелицын был погребен на офицерской части войскового кладбища. Ныне по ней проходит часть улицы Северной и стоят жилые дома по улице Бабушкина.
"Фелица" в переводе означает вдохновение, озарение. Такой была вся недолгая жизнь кубанского историка. Определяя значение его деятельности для науки и края, один из сотрудников кубанского музея В. М. Сысоев сказал, что память об этом истинном патриоте "живет и служит образцом для высокой научной труженической деятельности".
Сегодняшний музей является одним из крупнейших региональных научно-просветительских учреждений страны, методическим центром для музеев юга России. Коллекции его фондов насчитывают более 500 тысяч памятников истории и культуры. В ноябре 1990 года музею было присвоено имя его основателя Е.Д. Фелицина.
vЭтап 4Отчет о проделанной работе. Подведение итогов. (10 минут)
На завершающем этапе рефлексии материала учащиеся объединяют все четыре проекта в один проект под общим названием «Что значит быть патриотом» в котором уже отсутствует вопросительный знак. Совместно с учителем комментируя и доказывая значимость выбранного материала, еще раз отрабатывают термины и понятия, заявленные в тематической карте урока: федерация, субъект, государство, патриот, патриотизм в форме защиты проекта.
На завершающем этапе важно дать возможность учащимся высказать разные точки зрения. Каждый из предлагаемых вариантов проектов должен быть проанализирован участниками квест-урока, отмечены удачные решения раскрытия темы и явные неудачи.
vЭтап 5Домашнее задание. Составление домашнего проекта квест-урока. (2 минуты)
Подводя итог квест-урока по теме «Что значит быть патриотом» учитель, обобщая все высказывания и определяя конечную формулу подлинного патриотизма, предлагает каждому из участников составить свой проект героем которого должны стать россияне, которых можно считать подлинными патриотами страны.
На: Что значит быть гражданином!
Интересно,