Основы светской этики (ОРКСЭ). Урок №21. Тема: «Стыд, вина и извинение»
Submitted by Светлана Александровна Якунина on вс, 12/08/2012 - 03:34
Задачи:
1) личностные: развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
2) метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
3) предметные: формирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
10. Ти
11. Формы работы учащихся: беседа, работа с иллюстративным материалом, практическая работа (анализ ситуаций), работа с учебником, составление конспекта, творческая работа.
1
13. Структура и ход урока:
№
Этап
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
УУД, способствующие отработке личностных,
предметных, метапредметных результатов
Время
1
Оргмомент
Проверка
готовности ученика
к уроку
Проверка наличия необходимых
принадлежностей и учебного материала к
уроку.
Формирование планирования учебных действий, наличие мотивации к труду.
1 мин
2
Подведение к теме урока
Рассмотрим картину Ф.Решетникова «Опять двойка»: Какие чувства выражают лица персонажей картины? Объясните почему.
Наблюдают, размышляют - см.фрагменты картины. На лице мамы- печаль и усталость, сестры- осуждение, братишки- любопытство, двоечника- подавленность.
Овладение логическими действиями анализа и синтеза, понимание и сопереживание чувствам других людей.
3 мин
3
Запись даты и темы урока в рабочих тетрадях. Сопоставление значения слов «вина» и стыд».
1) Если бы на картине был изображен только один двоечник, понимали бы мы, что ему стыдно?
2) Изображен ли на картине диалог? Из чего же видно, что мальчик виноват? (он подавлен, раскаивается)
3) понятие «ложного стыда»
1)Учебник- стр.44-45 (до последнего абзаца)
2) учебник – стр.45 (один абзац)
3) слушают учителя
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, работа на результат, понимание значения нравственности.
5 мин
4
Постановка проблемы. Погружение в проект.
А всем ли бывает стыдно за двойку? Как называют человека, не испытывающего ни вины, ни стыда? Кто такой совестливый человек?
Дети приходят к выводу, что перед ними проблема - актуальная, воспитательная, близкая лично им и всем вокруг независимо от возраста.
Установление аналогий и причинно-следственных связей, развитие мотивов учебной деятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, понимание значения нравственности.
3 мин
5.
Формулировка сюжетной ситуации (см. Приложение№2)
См. рабочую тетрадь Н.Ф.Виноградовой «Основы светской этики»- стр.10-11. Задание выполняется по рядам (группам)
В результате заполняется таблица (см Приложение №3), при этом ответ держат по 3 уч-ся от каждой группы: один выразительно читает заданный текст, другой формулирует тезисы, третий записывает их на интерактивной доске, а ребята в своих тетрадях.
Овладение логическими действиями анализа и обобщения, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
15мин
6
Динамическая пауза (физминутка)
Задания изобразить морские волны в разных направлениях класса
Дети снимают напряжение и усталость, готовятся к следующему этапу урока.
1мин
7
Закрепление материала.
1) Подчеркните те из перечисленных качеств, которыми, на ваш взгляд, обладаете вы.
2) Наверняка в вашей жизни бывали случаи, когда вы вели себя так же, как Миша, не заметивший тревоги синички; как Оля, которой лень было за собой убрать; как, наконец, мальчик, побоявшийся признаться маме в малом и натворивший тем самым еще большую беду, т.е. случаи, когда вам было стыдно или вы испытывали чувство вины. Что вы должны были сделать в подобной ситуации?
1) Самоанализ;
2) Запись вариантов ответов в рабочих тетрадях: 1.извиниться=попросить прощения; 2.раскаяться=не повторять ошибки, изменить свое поведение.
Овладение логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей, работа на результат, понимание значения нравственности.
5мин
8
Формулировка целей и задач проекта
В рамках нашего проекта вам тоже предстоит за что-то извиниться, в чем-то раскаяться или хотя бы признаться, поэтому мы так и назовем проект- «Признание» (слайд №1)
Совместно формулируем цели и задачи проекта. Цель: научиться анализировать собственное поведение и поведение окружающих на основе представлений о нравственных нормах (слайд №2) Задачи: 1.учиться доброжелательно и чутко относиться к людям, уметь сопереживать; 2.развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки (слайд №3)
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, принятие и освоение социальной роли обучающегося, , понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
3 мин
9
Подготовка к д/з.
Организация деятельности в проекте: 1)дети должны на листочках написать или нарисовать свою историю неправоты, не подписывая их и сдать, опустив в «Копилку мудрости» (коробка с прорезью и соответствующей надписью); 2) исследование «Википедия признания» (делается презентация по многозначности этого слова) - выполняют 2 человека из класса индивидуально.
1) выбор формы и содержания при выполнении проекта, можно посоветоваться с родителями; 2) поиск материала осуществляется в компьютерном классе школы. (слайд №4) Запись д/з в дневники.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
5 мин
10
Подведение итогов урока.
Учебник – стр.45- вопросы: Как вы понимаете пословицы:
« Стыдливый из-за стола голодный встает», «Стыдливый покраснеет, а бесстыдный побелеет», «Со стыда сгорел»?
Комментируют прочитанное, рассуждают.
Осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
4 мин
P.S. Поскольку через урок после этого следует тема Совесть» (урок №23), то итоги проекта подводятся на нем, т.е. длительность проекта составляет 3 часа. На этом уроке «Копилка мудрости» вскрывается, дети разбирают «корреспонденцию», читают кому что досталось, отвечают на вопрос: «В чем заключается ошибка автора признания и как надо было поступить или не поступить по совести?» (слайд №5)
Самостоятельные работы сдаются учителю, который задает следующий вопрос:« Мы не подписывали свои откровения, может ли кто-то из вас теперь по-настоящему признаться, очистить свою совесть, подписав их или вручив написанное тому, кого оно касается?» (слайд №6) Затем проверяется индивидуальное задание- «Википедия признания» (презентация) и делается вывод, что к теме разговора (урока) можно применить самые разные значения этого слова:
готовность считать истинным или справедливым к-л. факты, суждения и т.п.;
откровенное сообщение о своих поступках, чувствах;
положительная оценка к-л. со стороны к-л. группой людей;
дипломатический акт (в переносном смысле).
Итоговые вопросы: Давайте посмотрим, достигнуты ли цели и задачи проекта? Каким называют человека, способного испытывать стыд и чувство вины? Что такое совесть? См. рабочую тетрадь Н.Ф.Виноградовой, стр.12- зад. «Отметь правильный ответ», записываем полученный вывод в свою рабочую тетрадь.
У учителя до окончания проекта есть возможность познакомиться с содержанием написанного детьми- полученными наблюдениями он делится с родителями на итоговом родительском собрании по курсу или на рядовом классном родительском собрании, акцентируя внимание на поведенческой стороне проекта и, безусловно, не забывая о том, что дети в нем выступали инкогнито.
Приложение №2.
Н.Ф.Виноградова. Основы светской этики. Учебник-тетрадь для 4 кл. общеобразоват. школы. М.: Вентана-Граф, 2012
Работа в группах
Группа выбирает любой текст, читает его, отвечает на вопросы, кого из ребят можно назвать совестливым человеком? Почему? У каких героев «совесть молчала?».
Почему плачет синичка?
В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – Миша и Оля. Около дома рос высокий ветвистый тополь.
– Сделаем на тополе качели, – сказал Миша.
– Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, привязал к веткам верёвку. Встали на качели Миша и Оля и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет.
Миша говорит:
– Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнёздышко, а в гнёздышке птенчики маленькие.
– Синичка не радуется, а плачет, – сказала Оля.
– А почему же она плачет? – удивился Миша.
– Подумай, почему, – ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнёздышко и думает: почему же она плачет?
В.А. Сухомлинский
Стыдно перед соловушкой
Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно... перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
В.А. Сухомлинский
Корова
(Быль)
Жила вдова Марья со своей матерью и с шестью детьми. Жили они бедно. Но купили на последние деньги бурую корову, чтоб было молоко для детей. Старшие дети кормили Буренушку в поле и давали ей помои дома. Один раз мать вышла со двора, а старший мальчик Миша полез за хлебом на полку, уронил стакан и разбил его. Миша испугался, что мать его будет бранить, подобрал большие стекла от стакана, вынес на двор и зарыл в навозе, а маленькие стеклышки все подобрал и бросил в лоханку. Мать хватилась стакана, стала спрашивать, но Миша не сказал; и так дело осталось.
На другой день после обеда пошла мать давать Буренушке помои из лоханки, видит, Буренушка скучна и не ест корма. Стали лечить корову, позвали бабку. Бабка сказала: корова жива не будет, надо ее убить на мясо… Когда убили Буренушку, сняли шкуру и разрезали на части, у ней в горле нашли стекло. И узнали, что она издохла оттого, что ей попало стекло в помоях.
Когда Миша узнал это, он стал горько плакать и признался матери о стакане. Мать ничего не сказала и сама заплакала…
Л.Н. Толстой
Приложение №3Кто такой совестливый человек? Почему?
Почему плачет синичка?
Стыдно перед соловушкой
Корова
Оля- внимательная, неэгоистичная, добрая.
Лида- ответственная, аккуратная, заботливая, требовательная к себе