Какой ребенок не любит играть? А современные дети предпочитают компьютерные игры. Обычная ситуация: мой сын роется в дисках, бубнит под нос попадающиеся названия, среди них и фильм, например, «Разбогатей или сдохни»- обычное и даже жизнеутверждающее название, требующее, должно быть, высокого качества жизни и отвечающее современным ее (жизни) требованиям на западный манер. Сразу скажу, я не смотрела этого фильма, но в этих словах - суть всех устремлений нынешней молодежи. Страшно то, что главных, единственных устремлений.
Я люблю говорить ученикам, что ни в одном языке мира нет слова «дух», «душа» есть, «духа» нет! В этом наша национальная уникальность: в необыкновенном характере, в восприятии жизни душой, в жертвенности и нерациональности, в способности на Поступки. С этого начинается воспитание патриотизма: с одной стороны, с гордости за чистую русскую душу; с другой, с борьбы за эту чистоту.
Федеральные государственные стандарты, о которых мы столько наслышаны, содержат понятие воспитательного идеала - это высшая цель образования, вот как она звучит: «Современный национальный воспитательный идеал- высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий свою ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа». Поэтому содержание идеала определяют два источника: закон «Об образовании» и отечественный педагогический опыт во всей его исторической полноте. В статье 14 п.1-2 сформулированынациональные задачи, среди которых формирование духовно- нравственной личности; если обратиться к словарю, то личности, у которой этические нормы и интеллектуальные интересы преобладают над материальными. Прошу заметить, духовность подразумевает не только характер, уровень воспитанности, но и уровень интеллекта.
ФГОС перечисляют традиционные источники нравственности, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям. Вдумчивое прочтение вроде бы известных слагаемых нравственности во многом может стать открытием. Судите сами:
- ПАТРИОТИЗМ ( Мы привыкли трактовать это понятие как любовь к Родине. Это, безусловно, так, но читаем также… «служение Отечеству - ратное, духовное, трудовое).
- СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ ( …справедливость, доброта, честь, достоинство).
- ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ ( конечно, гражданские свободы, межэтнический мир,…долг, перед Отечеством, старшими поколениями, семьей).
- СЕМЬЯ ( …любовь и верность, здоровье, продолжение рода).
- НАУКА ( разумеется, познание, истина... Далее: экологическое воспитание!).
- ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ (вера, духовность, религиозная картина мира).
- ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА (красота, духовный мир человека, нравственный выбор).
- ПРИРОДА ( жизнь, родная земля, планета Земля).
- ТРУД И ТВОРЧЕСТВО (целеустремленность и… бережливость).
- ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (прогресс – здесь, а не в разделе наука; международное сотрудничество, многообразие культур, мир в мире).
Такой предмет, как литература в первую очередь призван воспитывать нравственность и духовность, сложнее, скажем, с химией или математикой. Думается, прослушивая сейчас перечень источников нравственности, вы могли провести аналогии со школьными предметами. Это важно, потому как целевые программы и содержащиеся в них воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных предметов. Здесь, уважаемые педагоги, нам предстоит посмотреть на учебное содержание не только со стороны традиционных дидактических принципов, но и ценностной ориентации образования. Нам предстоит перестать воспринимать школу как учреждение, где оказывают образовательные услуги и дают путевку в жизнь в виде аттестата. « Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно- нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом - человеческого развития обучающегося».
Кстати, в этом контексте становится понятным введение в учебный курс МХК, граждановедения, краеведения и прочее.
Основная форма духовно- нравственного воспитания в школе- это все-таки урок. На уроках русского языка, литературы, кружковых занятиях и классных часах мы обеспечиваем учащихся сначала определенными знаниями о добре, зле, истине, вере, гармонии, совести.., затем вводим их в определенные нравственные ситуации, в которых эти знания проявляются. Однако меня больше расстраивает не незнание текста, а ситуации, когда нравственный выбор, сделанный на уроке, не повторяется в жизни. Объясняю это тем, что учащиеся подчас не воспринимают школьные знания частью реальной жизни, для них школа- это прежде всего теория и попросту рутина. Отчасти потому, что и для нас это часть образовательного процесса и воспитательной работы. Сколько раз, приводя литературные примеры на уроке и жизненные вне урока, видела недоумение учащихся. На мой взгляд, они будто по инерции проводят границу между тем и другим, следовательно, наша задача ее устранить. Уверена, что начинать надо с этого и не бояться прослыть в чем-то белой вороной.
Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему
+ подбор синонимов и антонимов
+ напишите на доске слово и подберите к нему максимум прилагательных (т.е. определений), глаголов… затем запись обсуждается и анализируется.
+незаконченное предложение
+ лист пополам (идеал)
+письмо самому себе, какому-либо персонажу, автору произведения
Таким образом создается ситуация самораскрытия, внутреннего очищения, которая ведет к изменению нравственного сознания человека. Значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей, нельзя недооценивать. Как бы ни были хороши коллективные, совместные виды ценностно-ориентирующей деятельности, основным условием нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний. (А у нас что? Дневников не ведут, цитатников тоже, сочинения списывают)
Мне очень нравится программа по литературе в 6 и 7 классах, нравится за то, что в них изучаются «Кладовая солнца» М.Пришвина, где дети выживают благодаря гармоничной жизни друг с другом и с природой; «Конь с розовой гривой» В.Астафьева, где главный герой «наказан» - вопреки обыкновению - добротой, и именно поэтому его накрывает волна раскаяния; «Уроки французского» В.Распутина, где мальчик получает бесценные уроки доброты; «Легенду о Данко», вырвавшем свое сердце и осветившем путь людям, вовсе это не оценившим, рассказанную М.Горьким; наконец, «Юшку» Андрея Платонова- рассказ о человеке, терпевшем жестокость мира и тихо творившем добро. Наша литература- это наше богатство, наша гордость, это мощное оружие, которое должно охранять границы дозволенного. И всего-то нужно приучить читать и научить думать. Ведь на мой взгляд, начитанный человек- не тот, кто много читает, а тот, кто понял все прочитанное. Поэтому основной формой работы на уроке литературы является беседа, успешным уроком - беседа, переросшая в дискуссию. Безграничные воспитательные возможности этого предмета часто ограничивают выбор форм опроса на уроке, чтобы не прервать диалога, настроения, которое тоже важно создать.
Что касается старшего школьного возраста, о нем следует сказать отдельно из-за проблем самоопределения, самореализации, самосовершенствования, поисков идеала, потребности в творческом выражении, в осознанном отношении к миру, характерных для него. Этот возраст также уникален по своим возможностям вхождения в мир культуры, когда старшеклассник имеет не только интеллектуальную, но и физическую возможность для формирования основ духовной ориентации и нравственного поведения. Возрастными особенностями объясняется двойная польза включения старшеклассников в социально-значимые дела, имеющие культурную и нравственную ценность, т.е. это тот возраст, когда мы уже пожинаем труды своего духовно-нравственного воспитания, набирающего с возрастом обороты.
Говоря о самоопределении, хочется познакомить вас с притчей Светланы Гладенко, которая и называется символично- «Кто ты? Где ты?»
На окраине маленького города за изящной, красивой изгородью находился большой сад. Внутри сада за ветвистыми и плодоносными деревьями был небольшой домик, где жила дружная семья. Отец, мать и сын очень любили свой сад и много времени проводили там. Отец подрезал и окапывал большие деревья, такие как яблони, груши, орех. Мать сажала и ухаживала за участком с овощами, а на сыне лежала ответственность за цветы. Цветов в саду было огромное количество, они были посажены в отдельные клумбы, горшки и вдоль дорожек. Как они радовали глаз, какой аромат шёл от этой благоухающей феерии! Возле самого домика находилась клумба с розами. Каких сортов здесь только не было, как они были подобраны, какой головокружительный аромат излучали! В самом центре клумбы росла одна-единственная роза, привезённая издалека и подаренная хозяину дома. Роза была очень красива и непохожа на своих прелестных сородичей. Она переливалась необычным цветом, в различные часы суток она выглядела по-разному: от ярко-красного до тёмно-бордового цвета.
Внизу, на земле под розами, тоже проходила жизнь. Муравьи, жучки, букашки, кузнечики, червячки — все имели право на жизнь, и жизнь бурлила ничуть не проще, чем в других областях сада. Все эти земляные жители видели розу только снизу. Они слышали о её красоте и запахе, но не могли понять, почему идут такие разговоры. Ну, стоит столб, весь покрытый колючими шипами, и что же здесь красивого? Все сторонились этого уродства, и мало кто хотел залезать на этот колючий и уродливый столб. Где же здесь красота?
Были и другие жители сада — бабочки, пчёлы, птички. Они видели розу сверху, чувствовали её аромат и не могли понять, почему земляные жители возмущаются, и не видят красоту лепестков, и не чувствуют прекрасный запах розы. Как можно не видеть этой красоты?
И спор между верхними и нижними жителями сада был нескончаем. Одни видели колючие шипы, другие — только благоухающие цветы. Ну, а что же человек?
Человек видел розу в общем объёме. Он наслаждался красотой и ароматом чудесного цветка, но при этом никогда не забывал о колючих шипах, скрывающихся в стволе розы. Человек — это подобие Творца, и он должен всегда знать, что есть не только колючки жизни, но есть Великая Мощь Красоты. Красоты, дающей Силу, Радость, Надежду, Веру, Любовь.
В заключение хочется сказать, что прочитанная притча - не что иное как пример гуманистической педагогики, которая строит школу развития, где педагогический и воспитательный процесс рассматриваются как синонимы.
|