Правописание корней с чередующимися гласными Е и И
Submitted by Виктория Ивановна Громова on чт, 02/08/2012 - 16:42
• Цели урока:содержательная: расширить понятийную базу об орфограммах в корне слова; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися отличия орфограммы «Чередующиеся гласные е-и» от орфограммы «Безударная гласная в корне слова»;
• деятельностная: формировать у учащихся навыки работы со словами, в которых есть орфограмма «Чередующиеся гласные е-и» и
умения определять видовые пары с чередованием гласных е-и в корне слова; формировать у учащихся УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока (урок «открытия» новых знаний).
На данном уроке дети должны:
• усвоить, что слова, имеющие корни с чередованием, нарушают общее правило (принцип) о единообразном написании морфем;
• усвоить алгоритм определения написания е-и в корнях глаголов;
• сделать первые шаги по применению алгоритма в записи текста, в котором есть слова с пропусками чередующихся гласных в корне
е-и;
• научиться находить слова с орфограммой «Чередующиеся гласные е-и».
Содержание учебного материала (СУМ): Правило правописания корней с чередованием е-и.
Единица содержания образования (СО) : способ выбора гласных е-и в корнях с чередованием по алгоритму; выделение видовых пар, имеющих один корень.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Подготовительный этап.
I. Организационный момент. (1-2 минуты)
Приветствие.
Высказывание добрых пожеланий.
Организация самопроверки д/з.
Цель этапа:включение учащихся
в деятельность на личностно-значимом
уровне «Хочу, потому что могу».
Проводят самопроверка д/з по образцу
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. (Р)
Оценка выполнения д/з:
Выполнено в соответствии с эталоном (1 недочёт) – 3 балла; выполнено с небольшим отклонением (2-3 недочёта) – 2 балла;
выполнено с существенным отклонением – 1 балл. (Р)
II. Актуализация знаний. (4-5 минут)
Мотивирование.
Рефлексия изменившихся условий:
понимание места и причины затруднения,
определение границы между знанием и незнанием.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Организует работу (беседу) по повторению в группах, подводит итог беседы. Использует ИКТ.
Читают письмо медвежонка, который просит помочь распределить слова на 2 группы, а как это сделать, он не знает.
Распределяют слова на 2 группы, объясняют, почему так распределили.
Отвечают на вопросы: на какие группы распределили слова, почему?
Вспоминают «главное» правило написания безударной гласной в корне, называют известные корни, которые не подчиняются этому правилу.
А к какой группе вы отнесёте слова «замереть-замирать»? Почему? Определяют: один ли это корень или разные, чем отличаются глаголы, кроме написания разных гласных в корне.
Определяют тему урока.
Поиск и выделение информации (П)
Подведение под понятие (П)
Выражение собственного мнения (К)
Аргументация (К)
III. Постановка учащимися цели
урока как собственной учебной задачи.
(4-5 минут)
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
Предлагает выполнить упр. 928: вставить пропущенные буквы е-и в видовых парах глагола, создаёт проблемную ситуацию.
Ставят цели урока в виде вопроса: а когда надо писать е или и?
Формулирование проблемы (П)
Целеполагание (Р)
Планирование (Р)
Основной этап – открытие новых знаний.
IV.Разработка проекта выхода
из затруднения ( алгоритм,
перевод правила на язык образов).
( 7-8 мин.)
Цель этапа : решение устных задач и обсуждение проекта её решения.
Проговаривают правило в громкой речи, комментируют выполнение упр. 928; самостоятельно контролируют себя.
Выставляют максимально 2 балла за работу.
Использование знако-символических средств (П)
Выполнение действия по алгоритму (П)
Контроль (Р)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 минут)
Цель этапа:каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет
Организует работу по упр.930 и самооценку результатов работы.
Упр.930: расшифровывают запись, приводят примеры;
Выписывают примеры с чередованием е-и
Проверяют себя.
Выставляют максимально 3 балла за работу.
Действие по аналогии (П)
Осознанное и произвольное построение высказывания (П)
Контроль (Р)
Коррекция (Р)
Оценка (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Заключительный этап. Применение и рефлексия.
VII. Включение в систему знаний и повторение. ( 7-8 минут)
Цель этапа: включить полученные знания в систему знаний о правописании гласных в корнях слов, не подчиняющихся главному правилу написания безударных гласных в корнях слов.
Организует выполнение тестового задания, повторение изученного ранее, включает новый материал в систему знаний.
Выполняют задание, предложенное учителем, опираясь на алгоритм: в каких глаголах пропущена буква и: зам…реть, зап…рать, отд…рать, заст…лить.
Упр.929 (3-5) – используют новые знания с ранее изученными. Самопроверка выполненной работы.
Выставляют максимально 2 балла за работу.
Действие по алгоритму (П)
Осознанное и произвольное построение высказывания (П)
Контроль (Р)
Коррекция (Р)
Оценка (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (2-3 минуты)
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Проводит беседу, организует самооценку результатов уч-ся.
Отвечают на вопросы:
• Какую цель ставили ?
• Удалось достичь поставленной цели?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Где можно применить новые знания?
Рефлексия способов и условий действия (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Домашнее задание
Обязательное для всех: выучить текст с. 139;№929(3-5)
По выбору: №931
Оценки за урок:
• Домашнее задание - максимум 3 балла.
• Упражнение №928, записанное в тетради - максимум 2 балла.
• Самостоятельная работа № 930 - максимум 3 балла.