1 Организационный момент.
Цель этапа:настрой учащихся на результативную работу на уроке.
Проверка готовности рабочих мест к началу урока
2. Актуализация знаний
Цель этапа:организовать воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся.
Приветствие.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть осень прохладой в окна дышит.
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс друг дуга любит,
Чувствует и слышит.
- В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов, Назовите их.
- Какой частью речи являются данные слова?
- Какой теме будет посвящен наш урок?
- Сообщение темы и цели урока
Запись даты и темы урока
- Изучать местоимение мы будем по следующему плану:
1. Общее грамматическое значение, вопросы.
2. Морфологические признаки.
3. Синтаксическая функция.
4. Роль и употребление в речи.
3. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа:формирование понятия о местоимении как самостоятельной части речи, его общем грамматическом значении
1. Наблюдение над языковым материалом.
Задача.Определите общее грамматическое значение местоимения, вопросы части речи.
Работа с предложением.
Такой он пришел несколько дней назад.
- Понятен ли вам смысл этого предложения?
- Кто или что он такой?
- Когда он пришел?
- Какое получилось предложение?
- Вместо каких слов употреблялись местоимения такой, он, несколько?
- Чем отличаются местоимения от данных частей речи?
2. Создание на основе предложенной схемы самостоятельного определения понятия местоимения.
- Что такое местоимение, на какие вопросы оно отвечает?
- Закончите предложение, ,сделайте вывод.
Местоимение – это…часть речи, которая указывает на …, …, …, но … называет их. К местоимениям можно задать вопросы: …? …? ...? ...?
- В чём выражается общее грамматическое значение местоимения?
… Местоимения выделяют в особый класс слов-заменителей, которые, как “запасные игроки” на футбольном поле или “дублеры” в театре, выходят на поле, когда вынужденно “освобождают игру” знаменательные слова.
(А.А.Реформатский.)
3. Знакомство с текстом учебника (Теория 5-9 класс)
Цель:Продолжить работу над 4 видами деятельности – чтение, слушание, говорение, письмо.
Формировать понятие о культуре речевого поведения при употреблении местоимений.
Самостоятельная работа в парах.
Задача.Определите морфологические признаки местоимения.(c. 161-162)
Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости.
- Какие морфологические признаки имеет местоимение?
4. Самоконтроль и самопроверка по эталону.
Цель: тренировать свою способность к самоконтролю и самооценке. Проверить свое умение. Развивать свое умение самостоятельно проверять по эталону.
Работа со словосочетаниями.
- В данных словосочетаниях замените выделенные слова подходящими по смыслу местоимениями.
Подарила ребятам, любимый край, пять дней, послышались вдалеке.
- Если кто затрудняется, то можно использовать слова для справок: им, наш, несколько.
- Определите морфологические признаки этих местоимений.
- К какому выводу пришли?
5. Физкультминутка.
Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости.
Цель:снять эмоциональную усталость,
предупредить утомление.
6. Понимание изученного.
Цель:Актуализировать знания о местоимении;
Выполнять учебное задание, используя алгоритм
- Мы изучили новый материал.
Как вы думаете, что нужно теперь сделать?
- На стр. 43 прочитайте текст упражнения 128
- Какое задание вы могли бы дать своему соседу по парте?
- Прочитайте задание, совпадает ли оно с вашим?
- Какие действия вы будете совершать, выполняя задание?
- Выполните это задание, в парах оцените результат.
( + - справился хорошо
+- - думаю, что допустил ошибки
- - мне трудно, я пока не справился.)
Фронтальная проверка.
- Кому из вас потребовалась помощь?
- На каком этапе работы?
- По алгоритму возникли затруднения?
- Пометьте в справочных тетрадях тему для повторного разбора.
- Что нового узнали из этого упражнения?
7 Работа с текстом.
Цель:определить синтаксические функции местоимений, их роль и употребление в речи;
Правильно писать слова с известными орфограммами;
- Выразительно прочитайте текс.
Какую картину представили?
- Определите стиль и тип речи.
- Озаглавьте текст.
- Объясните правописание пропущенных букв и знаков препинания.
- С какими орфограммами и пунктограммами они связаны?
- Обратите внимание на грамматическое построение текста. Что не так?
- Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку?
- Какими местоимениями следует заменить повторяющиеся слова?
- Какую роль в тексте выполняют местоимения?
- Выполните синтаксический разбор предложения.
Я люблю эту березку.
- Каким членом предложения является местоимение?
- Определите синтаксическую роль местоимения во втором предложении
- Сделайте вывод о синтаксической роли местоимений в тексте.
4. Первичное закрепление.
Цель этапа:проверить степень понимания учащимися нового учебного материала.
Блиц – опрос. Проверь себя.
- Что такое местоимение?
- На какие вопросы отвечает?
- Какие морфологические признаки свойственны местоимению?
- Какую синтаксическую функцию они выполняют?
- Для чего необходимы местоимения в речи?
1. Закрепление новых знаний.
Цель:закрепить знания учащихся по теме урока, в соответствии с поставленными целями и задачами;
Научить применять новые знания для решения учебных задач.
Самостоятельная работа учащихся с упр. 130 на стр.44
Задача. Выбрать уровень сложности задания в соответствии со своими силами.
1. Найти и выписать местоимения
2. Определить их морфологические и синтаксические признаки.
3. Определить роль местоимений в тексте.
Фронтальный способ проверки уч-ся.
5. Итог урока.
Цель этапа: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.
- О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?
- Какие задачи, поставленные в начале урока нам удалось решить?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
6. Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.
Цель этапа:Сообщить домашнее задание, проинструктировать по его выполнению.
Инструктаж по выполнению домашнего задания
|
Проверяют готовность рабочих мест.
- каждого, из вас, нам, наш
- слова являются местоимениями
- наш урок будет посвящен местоимению
- работают в тетрадях, записывают дату и тему урока
Записывают предложение в тетрадь.
Отвечают на поставленные вопросы.
Смысл данного предложения не понятен, т.к. затруднительно ответить на поставленный вопрос.
Накладываются существительные, прилагательные, числительные на места местоимений
Читают предложение.
Теплый апрель пришел пять дней назад.
Отвечают. Вместо прилагательного теплый, существительного апрель, числительного пять.
Записывают высказывание в тетради.
Читают теоретические сведения в учебнике.
Отвечают. Почти не имеют особых морфологических признаков. Их морфологические признаки зависят от того, какую часть речи они замещают.
Записывают в тетрадь.
Проверка по эталону.
Отвечают. Морфологические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они замещают.
Выполняют упражнения.
Отвечают.
1. Прочитаю предложение
2. Спишу в тетрадь.
3. Выделю грамматическую основу.
4. Задам вопрос от грамматической основы к второстепенным членам предложения.
5. Определю, каким членом предложения оно является.
6. Подчеркну.
Второстепенные члены украшают, дополняют подлежащее или второстепенный член, выраженный именем существительным.
Читают текст.
Березка.
На склоне небольшого пригорка нашего села одиноко стояла молоденькая березка.
У березки была нежная и светлая атласная кожица. Березка по-детски радостно встряхивала ветвями, точно восторженно приветствуя солнце. Играя, ветер весело пересчитывал на березке изумрудные листочки.
Я любил эту березку. Любил вдыхать запах листвы березки, смотреть, как березка доверчиво протягивала свои ветви.
Отвечают. Одиноко стоит молоденькая березка. Автор текста любуется ее красотой.
Художественное описание.
Березка.
Работают с текстом.
Несколько раз повторяется слово березка.
Заменить слово березка местоимением.
Работают самостоятельно, сверка с эталоном.
Являются средством связи между предложениями в тексте.
Выполняют синтаксический разбор.
В предложении местоимения могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством, определением.
Учащиеся отвечают.
Учащиеся выполняют задание.
Ответы учащихся.
Задают возникшие вопросы.
|
Личностные - настрой на позитивное начало урока
Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Личностные – осознание поставленных целей и задач урока.
Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества, умение полно и ясно формулировать свое мнение
Регулятивные – планирование урока
Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков
Создание проблемной ситуации.
Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа.
Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.
Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.
Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе.
Регулятивные – умение структурировать информацию и на её основе составлять речевое высказывание.
Познавательные – умение преобразовывать информации под лингвистическое понятие.
Коммуникативные – развитие монологической речи, умение полно и ясно выражать свои мысли, отработка навыков создания научной формулировки.
Личностные – освоение одного из способов выделения правила
Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации
Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.
Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.
Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.
Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка.
Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок.
Регулятивные – контроль,оценка,коррекция.
Личностные – формирование критического мышления.
Регулятивные – понимание цели этого этапа работы.
Коммуникативные – умение сотрудничать.
Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.
Личностные – творческое отношение к процессу письма.
Регулятивные – выполняются задания в соответствии с условиями.
Познавательные – уметь использовать приобретенные знания.
Коммуникативные – адекватно использовать речевые средства для предоставления результатов.
Регулятивные – понимание цели того этапа работы.
Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы.
Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других
Познавательные – умение анализировать информацию.
Регулятивные – умение применять полученные знания на практике.
Личностные – осознание личной значимости темы урока.
Коммуникативные – развитие навыков индивидуальной работы.
Познавательные – анализ проделанной работы, полученных знаний и умений.
Регулятивные – оценка проделанной работы.
Личностные – осознание личной значимости, применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
Коммуникативные – развитие монологической речи и её реализация в устной и письменной форме.
|