Submitted by Виктория Ивановна Громова on чт, 02/08/2012 - 16:18
Содержательная цель:
· формировать представления о морфемной модели слова;
· выработать умение определять на основе этой модели лексические и грамматические особенности слова.
Деятельностная цель:
· создать условия для усвоения темы урока;
· развивать готовность мышления к усвоению новых способов деятельности.
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение в деятельности)
Цель:
· мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
· определить содержательные рамки урока: повторить морфемы (приставка, корень, суффикс).
Ребята, вы видели , из чего строят дома? Да, одни дома построены из больших панельных блоков, другие выложены каменщиками из кирпича. Ловко и умело выкладывает мастер стену: кирпичик к кирпичику – и вот уже целый этаж готов. Догадались ли вы, почему я говорю об этом?
Кто догадался, ответьте. Сегодня на уроке вы тоже будете строителями: мы будем строить слова.
- Какой раздел лингвистики мы изучаем?
- Какие морфемы вам известны?
1) Работа с наборным полотном
Задание: определите, из каких морфем-кирпичиков построены следующие слова:
- На какую особенность обратили внимание? (одинаковая приставка в словах)
2) Проверка домашнего задания ( упр. 102)
Вывод: с помощью одинаковых приставок достигается особый художественный эффект: на начало действия указывает приставка за-, на конец действия – приставка от-
3) Парная работа. Упражнение «Четвёртый лишний»
Задание: укажите лишнее слово в каждом ряду, дайте этому объяснение.
1) сварщик, баянист, барабанщик, регулировщик;
2) побежать, подлететь, посеять, подумать;
3) счастливый, удачливый, драчливый, под сливой.
- Почему в каждой строке оказалось лишнее слово?
- Легко ли вы это определили? Трудно ли правильно определить различие?
3. Постановка проблемы
Цель:
· организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и
фиксируется значение морфемной модели слова;
· сформулировать тему урока;
· обозначить логическую необходимость изучения этой темы.
Указав лишние слова, вы определили, что они не соответствуют предложенным моделям.
- Что можно сказать о слове по его модели?
- Чтобы узнать об этом , какую цель деятельности на уроке вы можете себе поставить?
- Как бы вы определили тему нашего урока?
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
· организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;
· зафиксировать материал знаково, в речи и с помощью эталона
3) Обобщение-вывод: морфемная модель – это образец для построения слов определённой части речи , объединённых словообразовательным и грамматическим значениями.
4) Поморфемное письмо (упр.104)
Обобщение-вывод: поморфемное письмо помогает своевременно провести орфографический анализ: выбрать написание с учётом того, в какой морфеме находится орфограмма.
5. Реализация построенного проекта
Цель:
· реализовать построенный проект в соответствии с планом;
· зафиксировать преодоление затруднения.
1) Распределительный диктант
Задание: распределить слова в соответствии с морфемной моделью:
· тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
· развивать умение самостоятельной проверки по эталону.
1) Самостоятельная работа( упр. 106) Один учащийся выполняет задание у доски. После самопроверки учащиеся оценивают свою работу в листе контроля (+ или -)
8. Включение в систему знаний и повторение
Цель:
· формировать умение использовать полученные знания по назначению;
· повторить ранее изученное.
– Каким новым знанием мы пополнили свою “копилку” знаний?
· Индивидуальные задания (по желанию) : подобрать примеры авторских слов-новообразований.
x � �hA4��4� первым возникшим затруднением? Не забудьте себя оценить.
- Познакомьтесь с материалами рубрики «Знайте и применяйте». Сформулируйте и задайте своему товарищу по парте 2-3 вопроса по данному материалу. Докажите при помощи схем-таблиц, что окончание – грамматическая морфема (работа в группах по 4 человека).
Проверка, выбор лучшего проекта.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
реализовать построенный проект в соответствии с планом;
зафиксировать преодоление затруднения.
- Как ваши схемы-таблицы помогут решить упр. №95?
- А если бы У Лены Лентяйкиной были такие кластеры и схемы таблицы, она бы справилась с заданием своей учительницы? Докажите.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
проговорить новый способ действия во внешней речи;
установить состоятельность этого способа.
6.1.Комментирование по цепочке ( Упр. 96).Выполним задание новым способом, при этом проговорим новый способ действия.
6.2. Игра «Четвёртое лишнее».
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните
лишнее слово в каждой строке.
1. Бархатц.., бац..лла, принц..п, ц..фра.
2. Биостанц..я, вакц..на, ц..клон, ц..ган.
3. Дирекц..я, квитанц..я, кобылиц..н, ц..гейка.
4. Куриц..н, лекц..я, ц..вилизованный, ц..када.
6.3. Морфемный разбор по алгоритму (упр.92)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
проверить свое умение применять изученный способ;
развивать умение самостоятельной проверки по эталону.
7.1.Самостоятельная работа (упр.99)
– Теперь мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону. Один учениквыполняет упражнение на компьютере с целью последующей проверки).
7.2. Самопроверка и самооценивание с использованием смайликов.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: уяснить место использования нового приема в системе изученного материала;
– Какими новыми открытиями мы пополнили свою “копилку” знаний?
– Какое место в языке занимает маорфема? (наименьшая значимая единица языка)
– Достаточно ли мы закрепили новый прием? (да)
Можно ли проверить корень ращ нашим правилом? (нет) Об этом мы узнаем на следующем уроке.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
оценить результаты собственной деятельности;
повторить способ нового знания;
сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.
– Какие затруднения мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение. Что помогло нам их преодолеть? (кластер, схемы-таблицы).- Как эти знания будете использовать?
– Я рекомендую вам выбрать то д\з, которое поможет вам преодолеть вашу трудность: