Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Морфемная модель слова

Фото пользователя Виктория Ивановна Громова
Submitted by Виктория Ивановна Громова on чт, 02/08/2012 - 16:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кузнецова Наталия Викторовна
Место работы, должность: 
МБОУ «СОШ №28» г. Балаково
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Краткое описание: 
Урок открытия нового знания (ОНЗ)

 

Содержательная цель:

·         формировать представления о морфемной модели слова;

·         выработать умение определять на основе этой модели лексические и грамматические особенности слова.

Деятельностная  цель:

·         создать условия для усвоения темы урока;

·         развивать готовность мышления к усвоению новых способов деятельности.

 

Ход  урока

1. Мотивация (самоопределение в деятельности)

Цель:

·         мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

·         определить содержательные рамки урока: повторить морфемы (приставка, корень, суффикс).

 

     Ребята, вы видели , из чего строят дома? Да, одни дома построены из больших панельных блоков, другие выложены каменщиками из кирпича. Ловко и умело выкладывает мастер стену: кирпичик к кирпичику – и вот уже целый этаж готов. Догадались ли вы, почему я говорю об этом?

Кто догадался, ответьте. Сегодня на уроке вы тоже будете строителями: мы будем строить слова.

                 - Какой раздел лингвистики мы изучаем?

                 - Какие морфемы вам известны?

1) Работа с наборным полотном

Задание: определите, из каких морфем-кирпичиков построены следующие слова:

колосок, переулок, перелететь, выход, снежинка, прогулка

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений

       Цель:

·         актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

·         актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

·         зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.

В течение всего урока вы будете себя оценивать: если задание выполнено правильно,

ставите +, если ошиблись – (раздаются листы контроля с указанными этапами работы)

1) Морфемный разбор слов: подход, подберёзовик, поддон, подлететь, подставка

           - На какую особенность обратили внимание? (одинаковая приставка в словах)

 2) Проверка домашнего задания ( упр. 102)

      Вывод: с помощью одинаковых приставок достигается особый художественный эффект: на начало действия указывает приставка за-, на конец  действия – приставка от-     

 3) Парная работа.  Упражнение «Четвёртый лишний»      

Задание: укажите лишнее слово в каждом ряду, дайте этому объяснение.

            1) сварщик, баянист, барабанщик, регулировщик;

            2) побежать, подлететь, посеять, подумать;

            3) счастливый, удачливый, драчливый,  под сливой.

               - Почему в каждой строке оказалось лишнее слово?

               - Легко ли вы это определили?  Трудно ли правильно определить различие?

3. Постановка проблемы

Цель:

·         организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и                  

фиксируется значение морфемной модели слова;

·         сформулировать тему урока;

·         обозначить логическую необходимость изучения этой темы.

   Указав лишние слова, вы определили, что они не соответствуют предложенным моделям.

                 - Что можно сказать о слове по его модели?

                 - Чтобы узнать об этом , какую цель деятельности на уроке вы можете себе поставить?

                 - Как бы вы определили тему нашего урока?

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

·         организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;

·         зафиксировать материал  знаково, в речи и с помощью эталона

1) Групповая работа.

    Задание: прочитать материал учебника ( стр. 38), составить схему (кластер) , подобрать  примеры-иллюстрации.

    2) Представление схемы, анализ примеров

    3) Обобщение-вывод: морфемная модель – это образец  для построения слов определённой части речи , объединённых словообразовательным и грамматическим значениями.

    4) Поморфемное письмо (упр.104)

         Обобщение-вывод: поморфемное письмо помогает своевременно провести орфографический анализ: выбрать написание с учётом того, в какой морфеме находится орфограмма.    

5. Реализация построенного проекта

Цель:

·         реализовать построенный проект в соответствии с планом;

·         зафиксировать преодоление затруднения.

        1) Распределительный диктант

            Задание: распределить слова в соответствии с морфемной моделью:

                                       -истый                        -оватая                        -щик

Заливистый.голубоватая, гонщик, чистый, игристый, барабанщик, беловатая.

                   - Почему не выписали одно слово?  (Оно не соответствует моделям)

                   - На что указывают окончания в данных словах?    

6. Первичное закрепление во внешней речи

Цель:

·         проговорить новый способ действия во внешней речи;

·         установить состоятельность этого способа.

        1)  Игра «Аукцион»

            Задание: привести примеры слов, которые соответствуют данным в упр. 103 морфемным  

                          моделям и записать их в тетрадь. Побеждает тот, кто назовёт слово последним.

    2) Индивидуальная работа у доски (упр. 105). Индивидуальная работа по карточкам

        3)  Исправить ошибки в поморфемной записи :

               Поп-рыг-а-ть, за-сме-ять-ся, говор-ун, пере-улок, с-беж-ал-а

      7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель:

·         тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

·         развивать умение самостоятельной проверки по эталону.

  1) Самостоятельная работа( упр. 106) Один учащийся выполняет задание у доски. После самопроверки учащиеся оценивают свою работу в листе контроля (+ или -)

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель:

·         формировать умение использовать полученные знания по назначению;

·         повторить ранее изученное.

– Каким новым знанием мы пополнили свою “копилку” знаний?

1) Аукцион взаимных вопросов по теме «Морфемика»

2) Словарно-орфографическая работа

       Задание:   записатьключевые словосочетания сегодняшнего урока ( морфемная модель, поморфемное письмо)и запомнить их правильное написание.

9. Рефлексия

Цель:

·         оценить результаты собственной деятельности;

·         повторить способ нового знания;

1) Устная работа «Закончи предложение»

1.       Сегодня мы узнали о …

2.       Теперь я могу…

3.       Я научился…

4.       Мне было трудно…

5.       Своей работой я …

6.       В моём листе самоконтроля …

 

Домашнее задание:

·         Повторить материал учебника;

·         Упражнение 110

·         Дополнительно (по желанию) упр. 111

·         Индивидуальные задания (по желанию) : подобрать примеры  авторских слов-новообразований.

 

 

 

 

 

x � �hA4��4� первым возникшим затруднением? Не забудьте себя оценить.

 

- Познакомьтесь с материалами рубрики «Знайте и применяйте». Сформулируйте и задайте своему товарищу по парте 2-3 вопроса по данному материалу.  Докажите при помощи схем-таблиц, что окончание – грамматическая морфема (работа в группах по 4 человека).

Проверка, выбор лучшего проекта.

 

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

  • реализовать построенный проект в соответствии с планом;
  • зафиксировать преодоление затруднения.

 

-  Как ваши схемы-таблицы помогут решить упр. №95?

- А если бы У Лены Лентяйкиной были такие кластеры и схемы таблицы, она бы справилась с заданием своей учительницы? Докажите.

 

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

  • проговорить новый способ действия во внешней речи;
  • установить состоятельность этого способа.

 

6.1.Комментирование по цепочке ( Упр. 96).Выполним задание новым способом, при этом проговорим новый способ действия.

6.2. Игра «Четвёртое лишнее».

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните

лишнее слово в каждой строке.

1. Бархатц.., бац..лла, принц..п, ц..фра.

2. Биостанц..я, вакц..на, ц..клон, ц..ган.

3. Дирекц..я, квитанц..я, кобылиц..н, ц..гейка.

4. Куриц..н, лекц..я, ц..вилизованный, ц..када.

6.3. Морфемный разбор по алгоритму (упр.92)

 

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  • проверить свое умение применять изученный способ;
  • развивать умение самостоятельной проверки по эталону.

7.1.Самостоятельная работа (упр.99)

– Теперь мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону. Один учениквыполняет упражнение на компьютере с целью последующей проверки).

7.2. Самопроверка и самооценивание с использованием смайликов.

 

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:   уяснить место использования нового приема в системе изученного материала;

– Какими новыми открытиями мы пополнили свою “копилку” знаний?

– Какое место в языке занимает маорфема? (наименьшая значимая единица языка)

– Достаточно ли мы закрепили новый прием? (да)

 Можно ли проверить корень ращ нашим правилом? (нет) Об этом мы узнаем на следующем уроке.

 

9. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности;
  • повторить способ нового знания;
  • сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.

– Какие затруднения мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение. Что помогло нам их преодолеть? (кластер, схемы-таблицы).- Как эти знания будете использовать?

– Я рекомендую вам выбрать то д\з, которое поможет вам преодолеть вашу трудность:

А) Упр. 97. (низкий уровень самооценки)

 Б) Упр. 98 (средний уровень самооценки)

В) Упр.101 (высокий уровень самооценки)


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн