Морфемика как раздел лингвистики. Окончание – грамматическая морфема
Submitted by Виктория Ивановна Громова on чт, 02/08/2012 - 16:15
Цели:
· дать понятие о морфемике как разделе лингвистики, изучающем строение слова;
· добиваться от учащихся осознания того, что морфемы являются значимыми частями слова;
· вырабатывать умение определять грамматические признаки слова по окончанию
· создать условия для усвоения темы, развития готовности мышления к
осознанию и усвоению новых способов деятельности,
· обучать индивидуальной рефлексии достижения цели, создать ситуацию успеха
Ход урока
Организационный момент. 1 мин
Прозвенел звонок в срок…
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Всё в порядке?
Учебник Львовой и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
За учителем следят?
Каждый хочет отвечать и оценки получать?
Все ли тут хотят учиться?
Значит, можно всем садиться.
Откройте тетради, запишите число, классная работа (слайд № 1) 1 мин
1. МОТИВАЦИЯ (самоопределение к учебной деятельности)
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
определить содержательные рамки урока: повторить морфемы (приставка, корень, суффикс).
Однажды ученикам 5 класса на уроке русского языка учитель предложил подчеркнуть однокоренные слова в стихотворении Г.Комаровского и Г.Ладонщикова. Вот как с эти заданием справилась Лена Лентяйкина:
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля колет,
Поля полет,
Паша пашет,
Соня спит,
Катя катит, Тоня тонет,
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Подрисую что-нибудь.
Учительница, заглянув в тетрадь, сказала, что Лена неправильно выполнила задание, на что девочка ответила: «Значит, в этом стихотворении нет совсем однокоренных слов».
- Согласны ли вы с Леной?
- Почему она ошиблась?
- А что вы знаете о корне, приставке, суффиксе и окончании?
- Зачем изучать части слова?
- Действительно, известный ученый-лингвист академик Н.М.Шанский утверждал, что «разбор слова по составу не только позволяет понять, из чего и как слово построено, но также помогает правильно написать его, четче и точнее представить его значение и грамматические свойства, а иногда даже проникнуть в святая святых происхождения слова». Готовы? Тогда вперед, к новым открытиям!
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
– Какие задания вызвали у вас затруднение? (вопрос №8, игра «Не угоди в ловушку»)
– Почему?
(Затруднения при определении в слове окончания)
2.3. Проверка выполненного, озвучивание вариантов ответа.
3. Постановка проблемы.
Цель:
· организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которогодать понятие о морфемике как разделе лингвистики, изучающем строение слова; добиваться от учащихся осознания того, что морфемы являются значимыми частями слова;
· сформулировать тему урока;
· обозначить логическую необходимость изучения этой темы.
- Можем ли мы сейчас решить все возникшие проблемы? Почему? ( У нас недостаточно знаний по данному вопросу).
- Какую же цель деятельности на уроке вы можете себе поставить? (изучить новый материал о морфемах).
-А как определим тему урока? (Морфемика как раздел лингвистики. Окончание.)
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Цель:
· организовать коммуникативное взаимодействие для овладения новыми знаниями;
· создать план достижения цели, определить средства;
· зафиксировать новую модель знаково, в речи и с помощью эталона.
- Что же надо сделать, чтобы решить эту проблему? (вспомнить изученное в 1-4 классах, изучить теоретический материал учебника).
Работа в парах с теоретическим материалом. Прочитать текст, изложить его содержание в форме кластера.
При проверке результатов работы выбирается лучший вариант.
Самостоятельная работа в парах (упр. 91)
При проверке ответы выносятся на экран проектора.
- Справились ли вы с первым возникшим затруднением? Не забудьте себя оценить.
- Познакомьтесь с материалами рубрики «Знайте и применяйте». Сформулируйте и задайте своему товарищу по парте 2-3 вопроса по данному материалу. Докажите при помощи схем-таблиц, что окончание – грамматическая морфема (работа в группах по 4 человека).
Проверка, выбор лучшего проекта.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
реализовать построенный проект в соответствии с планом;
зафиксировать преодоление затруднения.
- Как ваши схемы-таблицы помогут решить упр. №95?
- А если бы У Лены Лентяйкиной были такие кластеры и схемы таблицы, она бы справилась с заданием своей учительницы? Докажите.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
проговорить новый способ действия во внешней речи;
установить состоятельность этого способа.
6.1.Комментирование по цепочке ( Упр. 96).Выполним задание новым способом, при этом проговорим новый способ действия.
6.2. Игра «Четвёртое лишнее».
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните
лишнее слово в каждой строке.
1. Бархатц.., бац..лла, принц..п, ц..фра.
2. Биостанц..я, вакц..на, ц..клон, ц..ган.
3. Дирекц..я, квитанц..я, кобылиц..н, ц..гейка.
4. Куриц..н, лекц..я, ц..вилизованный, ц..када.
6.3. Морфемный разбор по алгоритму (упр.92)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
проверить свое умение применять изученный способ;
развивать умение самостоятельной проверки по эталону.
7.1.Самостоятельная работа (упр.99)
– Теперь мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону. Один учениквыполняет упражнение на компьютере с целью последующей проверки).
7.2. Самопроверка и самооценивание с использованием смайликов.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: уяснить место использования нового приема в системе изученного материала;
– Какими новыми открытиями мы пополнили свою “копилку” знаний?
– Какое место в языке занимает маорфема? (наименьшая значимая единица языка)
– Достаточно ли мы закрепили новый прием? (да)
Можно ли проверить корень ращ нашим правилом? (нет) Об этом мы узнаем на следующем уроке.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
оценить результаты собственной деятельности;
повторить способ нового знания;
сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.
– Какие затруднения мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение. Что помогло нам их преодолеть? (кластер, схемы-таблицы).- Как эти знания будете использовать?
– Я рекомендую вам выбрать то д\з, которое поможет вам преодолеть вашу трудность: