Submitted by Виктория Ивановна Громова on чт, 02/08/2012 - 16:13
Цели урока:создание условий для усвоения темы, развития готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности, обучение индивидуальной рефлексии достижения цели, создание ситуации успеха.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент
Цель этапа:мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
определить содержательные рамки урока: повторить морфемы.
-Здравствуйте, ребята.
- Сегодняшний урок пройдет под девизом: «Хочу узнать все тайны слова, в чем суть его и в чем основа?».
-А начнем с фонетической зарядки . Отгадайте звук по паспорту: согласный, глухой непарный, твердый непарный.
- Звук «ц» особый. Он будет сегодня гостем нашего урока, мы познакомимся с новым правилом, но сначала повторим изученное.
Подготовка класса к работе.
Отгадывание фонетической загадки.
Личностные ( самоопределение, смыслообразование),коммуникативные(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками),регулятивные(целеполагание).
II. Актуализация знаний
Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.
1)-Какие морфемы знаете?
-От чего может зависеть написание орфограмм?
-В какой форме можно отразить эту информацию? / таблица или кластер /
-Задание: заполнить кластер.
Проверка: сверка с образцом – само- или взаимопроверка. Показать пальчиками свою оценку.
от части слова от части речи от ударения
от приставки
от суффикса
от стоящей рядом буквы от проверочного слова
- Как вы считаете, можем мы выполнять практическую работу?
2) Словарный диктант.
-1 ученик обозначает орфограммы приставок, 2 – корня, 3 – корня. Объясните правописание. Определите, от каких условий зависит выбор написания.
* Прилетел, пришкольный, преумный, преграда.
* Растение, выросли, изложение, предлагать.
* Касается, коснулся, прикоснется, касание.
Ответы на вопросы учителя.
Самостоятельное составление кластера.
Взаимопроверка работ.
Выделение изученных орфограмм в разных морфемах, определение верного написания слов.
Познавательные ( логические – анализ объектов с целью выделения признаков), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа:организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм правописания И-Ы после Ц;
сформулировать тему урока;
обозначить логическую необходимость изучения этой темы.
1)Стадия вызова.
У доски несколько учеников записывают слова /делают ошибки /.
Цикорий, Синицын, станция, улицы,цирк,цыпленок.
-Какая орфограмма есть во всех словах? Можете ее обозначить?
- Почему то И, то Ы? А как правильно?
-Вы догадались, какой будет тема сегодняшнего урока? Запишем ее.
-Какие же у нас трудности? /записываем на доске и в тетрадях: И или Ы?/
-В какой морфеме может быть орфограмма? От чего зависит написание? /вопросы записываем на доске и в тетрадях/
-Какова же цель нашего урока? /узнать, понять, выучить, разобраться прочитать – выбрать вариант ответа и записать/.
2)Осмысление.
-Где мы можем найти ответы на наши вопросы?
-Посмотрим на наш кластер и попробуем догадаться самостоятельно.
-Учебник – наш помощник. См. стр. 182 и ищем ответы на наши вопросы./ Ответы учащихся/.
-Прослушайте песню и назовите слова- исключения.
Цыган цыпленка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыпленок услыхал,
Станцевал на цыпочках.
Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьется,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвется.
-Назовите эти слова.Для какой части слова есть исключения?
-Итак, какой самый первый вопрос вы зададите себе, если надо писать слово с (ЦЫ)? /в какой части слова находится орфограмма/.
3)Физминутка»Цирковое представление».
Внимание! Внимание! Дамы и господа! Взрослые и дети! Приглашаем вас в цирк, на наше цирковое представление!/звучит мелодия/
Перед нами цирк, арена.
В зале шум и оживление.
Начинаем наше представление!/дети встают/
Выстуают дрессированные собачки.
Они ходят на задних лапах и решают умные задачки./дети изображают собак/.
А теперь выходят силачи!
В воздух подбрасывают гири , словно мячи.
А это кто? Клоуны забавные!
Веселят, развлекают народ шутками разными.
Закончилось наше представление.
Спасибо артистам за выступление!
- Какие слова на нашу орфограмму встретились вам?
Запись слов на доске и в тетрадях, оределение орфограммы.
Определение темы урока и постановка цели урока.
Работа со статьей учебника, нахождение правильных ответов на вопросы.
Прослушивание песни и нахождение в ней слов - исключений.
Исполнение физминутки и анализ слов с данной орфограммой.
Познавательные (общеучебные – поиск и выделение информации , логические – построение логической цепи рассуждений), коммуникативные ( постановка вопросов), регулятивные
( планирование, прогнозирование)
IV. Первичное закрепление
Цельэтапа: проговорить новый способ действия во внешней речи;
установить состоятельность этого способа.
1)– Выполним задание новым способом, при этом проговорим новый способ действия.Вставим пропущенные буквы иобъясним, почему именно эту букву вставили.
Рац_я, цариц_но, афганц_, ц_гейка, мультипликац_я, взять под узц_.
2)Работа с толковым словарем.
-Ребята 1 варианта записывают в тетрадь слово «цикада», а 2 варианта-«циновка». Используя толковый словарь в конце учебника, прочтите , что оно означает.Почему в этих словах пишется буква И?Запишите транскрипцию слова.
Запись слов с объяснением способа действия.
Работа с толковым словарем, выполнение транскрипции слова.
Регулятивные ( контроль, оценка , коррекция), познавательные( общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач), коммуникативные(умение выражать свои мысли).
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цельэтапа: тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
проверить свое умение применять изученный способ;
развивать умение самостоятельной проверки по эталону.
1) Работа с упражнением.
- Мальчики выписывают в тетрадь из №447 5 словосочетаний из 1 абзаца, а девочки- из 2 абзаца.Выделите орфограмму.
- Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.
Работа с учебником, запись словосочетаний, выделение орфограмм, взаимопроверка работ.
Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности;
повторить способ нового знания;
сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.
-Вернемся к записанным в начале урока словам, исправим ошибки, объясним правописание И-Ы после Ц.
-Кто готов рассказать о правописании И-Ы после Ц? /ответ/
-Раздайте карточки. См. карточку, в ней обозначены 11 различных умений. Обозначьте только те, которые нужно учитывать при написании И-Ы после Ц.
Что нужно уметь делать, чтобы правильно написать И-Ы послеЦ?
1. Выделять морфему.
2. Определять часть речи.
3. Ставить ударение.
4. Определять, исключение или нет.
5. Определять стоящую рядом букву.
6. Выделять приставки.
7. Делить на слоги.
8. Обращаться к словарю.
9. Подбирать проверочное слово.
10. Выделять суффикс.
11. Задавать вопрос к слову.
- Проверьте ваши ответы с ответами на доске.
Домашнее задание:
выучить правило о написании И-Ы после Ц, знать исключения из правила, выполнить № 448 либо из рассказа И.Бунина «Косцы» выписать слова с окончанием Ы после Ц( некоторые слова нужно поставить во мн. число)и составьте с ними словосочетания.
Исправление ошибок, формулировка вывода о написании орфограммы.
Работа с карточкой.
Запись домашнего задания.
Коммуникативные( умение с достаточной точность выражать свои мысли), познавательные (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности),личностные