Согласованные и несогласованные определения. Способы выражения определений
Submitted by Виктория Ивановна Громова on чт, 02/08/2012 - 16:06
Цели урока:
Деятельностная:формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.
Содержательная:расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися отличия между согласованными и несогласованными определениями.
Тип урока:урок «открытия» нового знания
УМКпод редакцией В.В. Бабайцевой
На данном уроке дети должны:
Ø научиться различать согласованные и несогласованные определения;
Ø усвоить алгоритм выполнения задания В2 в КИМах ГИА;
Ø отработать навыки работы с тестами.
Оборудование:презентация учителя, диск КМ-Школа. Русский язык. 8 класс, карточки самооценки/взаимооценки
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Мотивация (самоопределение к деятельности)
Цель:
üмотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
üопределить содержательные рамки урока
Добрый день, ребята! Сегодня мне хотелось бы начать урок с притчи
«Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжеленную дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...»
Ребята, как вы думаете, что именно сказал мудрец?
(Ответы детей.)
А вот слова старца:
«Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики?
Во-первых, сама жизнь.
Во-вторых, не спешите.
В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения.
В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято.
В-пятых, не жалейте сил и энергии.
И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни».
Какой из этих советов вы бы взяли за правило? Почему? Какой совет вам кажется самым трудным? Почему?
Мы примем во внимание все советы мудреца и успешно решим все проблемные вопросы урока.
Организует фронтальный опрос в игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость.
Игра «Крестики-нолики»
1.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и члены предложения, называется фонетика.
2.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3Обстоятельство - это главный член предложения.
4.Односоставные предложения-предложения с одним главным членом (- или =).
5.По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.
6.Словосочетание используется в речи только в составе предложения.
7.Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.
8.Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным.
9.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.
10.Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, называется дополнение.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания.
Слушают притчу, анализируют ее содержание
Учащиеся работают в тетрадях, заполняют таблицу, осуществляют взаимопроверку и оценивание выполненной работы. Находят и исправляют ошибки, формулируют правильные утверждения
Критерии оценивания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
0
0
0
+
0
+
+
0
+
0
9 – 10 правильных ответов – «5»
7 – 8 правильных ответов – «4»
5 – 6 правильных ответов – «3»
менее 5 – ПОВТОРИ ТЕОРИЮ!!!!
Личностные УУД:
ü самоопределение
Регулятивные УУД:
ü целеполагание
ü контроль
ü коррекция
ü оценка
Коммуникативные УУД:
ü определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель:
ü актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
ü актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
ü зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
Упражнения на стадии вызова
1. Правильно ли подчеркнуты члены предложения?
Последний лист осени печально заглядывает в моё окно.
2. Верно ли утверждение, что слово осень –определение?
Мнения учащихся разделяются. Кто прав? Создается проблемная ситуация на уроке
3. Организовывает работу в парах.
- Что вы знаете об определении? Составьте кластер
Учащиеся аргументировано соглашаются или опровергают утверждение.
Составляют кластер «Что мы знаем об определении?» и записывают его в тетрадь
Личностные УУД:
ü смыслообразование
Регулятивные УУД:
ü выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
ü волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные УУД:
ü умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка ситуации затруднения
Познавательные УУД:
ü логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков
Постановка учебной задачи (проблемы)
Цель:
ü Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм определения согласованных и несогласованных определений;
ü сформулировать тему урока;
ü обозначить логическую необходимость изучения этой темы
Упражнения на стадии осмысления содержания
1. Ребята, познакомьтесь с параграфом 175. На полях поставьте значки:
«V» - уже знал,
«+» - новое,
«-» - думал иначе,
«?» - не понял, есть вопросы
-Какая информация для вас была новой?
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
2. Организовывает работу с интерактивным упражнением из КМ-Школы
Изучают материал учебника, на полях ставят значки: «V» - уже знал, «+» - новое,
«-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы
Учащиеся формулируют цели урока:1.Узнатьпризнаки, по которым можно определить, согласованное или несогласованное определение
2. Научиться находить согласованные и несогласованные определения в тексте
Работа с интерактивным упражнение КМ-ШКОЛЫ
Личностные УУД:
ü Выдвижение гипотез, их доказательство
Регулятивные УУД:
ü Целеполагание
ü Планирование
ü Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные УУД:
· самостоятельное выделение познавательной цели;
· поиск и выделение информации;
· формулирование проблемы;
ü самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
üумение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка
Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
ü организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;
ü создать алгоритм определения согласованных и несогласованных определений знаково и в речи
- Ребята, давайте попробуем найти общий принцип разграничения согласованных и несогласованных определений. Прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и распределите их по столбикам.
Золотая береза, накидка из шелка, наша березка, желание полюбоваться, лист березы, любое деревце, зеленеющая роща, ее наряд, береза напротив, первые листочки
- Найдите согласованные и несогласованные определения, аргументируйте свой ответ.
- организовывает коллективную работу по составлению алгоритмаопределения согласованных и несогласованных определений
Работают в группах.
1 группа выписывает словосочетания с видом подчинительной связи согласование, 2 группа – управление, 3 группа – примыкание . Определяют, согласованные или несогласованные определения.
Озвучивают пошагово свои действия по способу определения согласованных и несогласованных определений и оформляют алгоритм на доске:
1. Определить вид подчинительной связи в словосочетании
2. Между главным и зависимым словом связь согласование?
3. Да Нет
4. Согласованное Несогласов.
Личностные УУД:
ü смыслообразование
Регулятивные УУД:
ü прогнозирование
ü контроль
Познавательные УУД:
· самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
· поиск и выделение информации;
· формулирование проблемы;
ü самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
· анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
· синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
Коммуникативные УУД:
üумение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка
üинициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Первичное закрепление
Цель:
ü проговорить новый способ действия во внешней речи;
ü установить состоятельность этого способа
Учитель мотивирует и координирует деятельность учащихся, контроль за выполнением задания
- Материал сегодняшнего урока будет необходим при сдаче ГИА, задание В2: замените словосочетание на бумажной ленте (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
- Что должен знать ученик выполняя задание В2?
Выполняем упражнение 148 по установленному образцу (эталону) с проговариванием во внешней речи
- Обратимся к упражнению 149. Что обозначает двойное подчеркивание зависимых слов в словосочетаниях борьба за грамотность, ходьба по лесу, внимание к детям. Чем оно вызвано?
- А теперь давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока:
1. Правильно ли подчеркнуты члены предложения?
Последний лист осени печально заглядывает в моё окно.
2. Верно ли утверждение, что слово осень –определение?
- Работа с текстом упражнения 151 (по цепочке). Приведите примеры использования в данном тексте многозначных второстепенных членов, аргументируйте свой выбор
Выполняют упражнение из учебника, проговаривая способ действия
Учащиеся отмечают, что зависимое слово при имени существительном, которое по значению соотносится с глаголом или прилагательным, сохраняя значение и предмета, и действия, может рассматриваться как многозначный член конструкции, что и отражено в графическом обозначении его синтаксической роли
Приводят примеры использования в данном тексте многозначных второстепенных членов, аргументируют свой выбор
Личностные УУД:
ü смыслообразование
Регулятивные УУД:
ü контроль
ü коррекция
ü оценка
Познавательные УУД:
ü самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
ü анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
ü умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач
Коммуникативные УУД:
üумение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка
ü тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
ü проверить свое умение применять изученный способ;
ü развивать умение самостоятельной проверки по эталону
Организовывает самостоятельную деятельность учащихся.
Определите вид определения:
• 1) Где роза без шипов растет?
• 2) Вржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца. (К. Паустовский.)
3) Немного дальше росла черемуха потолще.
• 3) Я совершенно утратил способность писать.
4) Это была обыкновенная кукла с широко раскрытыми голубыми глазами, с несколько разведенными руками, с льняными локонами. 5)Платье из тюля просвечивало на розовом теле.
Ключи:согласованное определение – несогласованное определение
Работают самостоятельно, самооценивание по критериям:
• 9 - «5»
• 7-8 - «4»
• 5-6 - «3»
• Менее «5» - изучи еще раз внимательно параграф 175
Личностные УУД:
ü самоопределение
Регулятивные УУД:
ü контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
ü коррекция
ü оценка
Рефлексия деятельности
Цель:
ü оценить результаты собственной деятельности
ü повторить способ нового знания
üсконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание
1. Организовывает работу в группах по составлению синквейна на тему «Определение» или «Мои впечатления от урока»
2. Фронтальная беседа
ØЧему был посвящен наш урок?
ØКакие затруднения вы испытали?
ØЧто помогло вам их преодолеть?
- Выберите то домашнее задание, которое поможет вам преодолеть вашу трудность:
– Я рекомендую вам выбрать то д\з, которое поможет вам преодолеть вашу трудность:
Кто научился различать согласованные и несогласованные определения, но у вас остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 152
Кто научился различать согласованные и несогласованные определения, но не уверен, что самостоятельно сможет различать согласованные и несогласованные определения, то скажите себе: “Я работал хорошо!” и составьте кластер «Способы выражения определений»;
Кто научился различать согласованные и несогласованные определения и может объяснить тему товарищу, скажите себе: “Молодец!” и выпишите из учебника литературы 5 предложений, в которых встретятся и согласованные, и несогласованные определения
Задание для умников и умниц! Составить тест из 10 вопросов по аналогии с заданием В2 ГИА
Составление синквейна в группах, выбор домашнего задания
Личностные УУД:
ü смыслообразование
ü Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор
Регулятивные УУД:
ü контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
ü коррекция
ü оценка
Коммуникативные УУД:
ü умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли