Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
УУД
|
I. Организационный момент
Цель этапа:включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому чтомогу».
|
|
Организация вводного момента.
Задаёт вопросы:
1. Что вам уже известно о причастии?
2. На какие вопросы, исходя из темы урока, мы сегодня должны получить ответы?
Записывает вопросы, сформулированные обучающимися, на доске.
|
Планируют действия и определяют цель.
Ставят учебную задачу.
Соотносят то, что уже известно и усвоено, и тем, что ещё неизвестно.
|
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Целеполагание (Р).
|
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
|
|
1.Даёт задание – ловушку (на новую тему): на экране отображены два предложения с причастными оборотами (знаки препинания не расставлены).
Например: На столе лежало не отправленное мною письмо. Голубое южное небо помутневшее от пыли было мутным.
2.Учитель задаёт вопросы: «Как вы расставите знаки препинания в этих предложениях? Почему это у вас не получилось? В чём заключается сложность?»
|
Анализ предложений.
Учёт разных мнений.
Выполнение пробного учебного действия.
|
Умение анализировать языковой материал (П).
Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К).
Умение выявлять затруднения в расстановке знаков препинания в предложениях (Р).
|
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа:обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде темы урока или в виде вопроса, на который предстоит ответить.Решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта их решения.
|
|
1. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
2.Учитель предлагает детям подумать, как можно выйти из затруднения, задаёт вопрос: «Как вы думаете, что нужно знать, чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастными оборотами?»
3.Выслушивает несколько версий обучающихся.
|
Предлагают версии выхода из затруднения.
Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме.
|
Выдвигать гипотезу и обосновывать её (П).
Умение слушать собеседника, строить высказывание (К).
|
Учитель записывает на доске два предложения и предлагает обучающимся подумать, чем отличаются предложения друг от друга.
Предложения: Над вздыхающим морем низко висело огромное солнце. - Над спокойно вздыхающим морем низко висело огромное солнце.
|
Предлагают варианты ответа, объясняют, приходят к выводу, что предложения отличаются наличием в одном из них зависимого от причастия слова.
Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме.
|
Выдвигать гипотезу и обосновывать её (П).
Умение слушать собеседника, строить высказывание (К).
|
Знакомит обучающихся с понятием «причастный оборот».Учитель предлагает электронное гипертекстовое определение, снабженное ссылками на толкование терминов и всплывающими подсказками. Учитель задаёт вопрос: «Ребята, вспомните, что такое причастие?» Предлагает сверить ответ с эталоном – всплывающей подсказкой.
|
Знакомятся с понятием «причастный оборот», закрепляя знание термина «причастие", проговаривают определение.
Обучающиеся во фронтальном режиме выслушивают ответы.
Осуществляют: сверяют свой ответ с эталоном - всплывающей подсказкой.
|
Умение осознанно строить речевое высказывание (П).
Умение слушать собеседника, строить высказывание (К).
Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона (Р).
|
1.Учитель организует работу в группах (по 4 человека).
2. Предлагает интерактивную гипермедийную трёхуровневую таблицу, иллюстрирующую правила обособления причастного оборота, содержащую примеры и графические схемы, подсветку, выделяющую различные фрагменты представленного в таблице материала.
3.Ставит перед обучающимися задачу: определить, что такое обособление, в каком случае происходит обособление в предложениях с причастными оборот амии.
4.Регулирует работу групп.
|
В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи.
Работая в группах, анализируютинтерактивную гипермедийную трёхуровневую таблицу, иллюстрирующую правила обособления причастного оборота, с целью определения понятия «обособление», выявления случаев обособления причастных оборотов.
Согласуют между собой действия.
Делают обобщающий вывод.
Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания.
|
Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения (К).
Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков (П).
Принимать и сохранять учебную цель и задачу (Р).
|
1.Организует обсуждение результатов работы групп.
2.Организует обсуждение обобщающего вывода о понятии «обособление» и случаях обособления причастного оборота.
3.Предлагает обучающимся сверить свои ответы с эталоном, содержащимся в интерактивной гипермедийной трёхуровневой таблице.
4.Оценивает результаты работы групп.
|
Участвуют в обсуждении результатов работы групп.
Представитель каждой группы озвучивает ответы, подготовленные группой, выводы о правилах обособления причастного оборота.
Прослушивают ответы представителей каждой группы.
|
Умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение (П).
Строить высказывания, понятные для партнёров. Рефлексия своих действий. Понимать на слух ответы одноклассников (К).
Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.
Обнаруживать отклонения и отличия от эталона (Р).
|
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
|
|
1. Предлагает обучающимся закрепить полученные знания по теме «Причастный оборот», выполняя электронные задания, проговаривая вслух определение «причастный оборот» и правило обособления причастного оборота. Электронные задания:Вариант 1. Подобрать примеры к правилу обособления причастного оборота.
Вариант 2. Найти в предложении причастие. Выделить синим цветом определяемое им слово, а зелёным – причастный оборот.
Вариант 3. Найти в предложении причастие. Выделить синим цветом определяемое им слово, а зелёным – причастный оборот.
Вариант 4. Расставить в тексте запятые
2.Формирует группу экспертов для оценки правильности ответов обучающихся.
|
Закрепляют полученные знания по теме «Причастный оборот», проговаривают вслух определение «причастный оборот» и правило обособления причастного оборота.
Формулирование и аргументация своего мнения.
Контролируют правильность ответов обучающихся.
|
Выполнять типовые задания с проговариванием алгоритма вслух (П).
Умение осознанно строить речевое высказывание (П).
Умение слушать собеседника, строить высказывание (К).
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные ответы по существу полученного задания (К).
|
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
|
Организует деятельность учащихся по применению новых знаний:
1.Диктует несколько (3-4) предложений с причастными оборотами и предлагает выполнить грамматическое задание: выделить графически причастные обороты, составить схемы предложений.
2.Для самопроверки на доске записывает эталоны, с которыми будут сверяться обучающиеся: это схематическое изображение пунктограммы «Обособление причастного оборота» и примеры (образцы).
|
Закрепляют полученные знания по теме «Причастный оборот» путём самопроверки по эталону и образцу и анализа правила обособления причастного оборота.
Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном и образцом. Осознание качества и уровня освоения нового материала.
|
Умение анализировать и делать выводы (П).
Осуществлять самоконтроль,
обнаруживать отклонения и отличия от эталона и образца (Р).
|
VI.Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа: получить новое знание в системе знаний и повторения
|
Учитель для закрепления знаний предлагает интерактивный текст с заданием:
"Какие из причастных оборотов нужно
выделить запятыми? Почему?".
Ребята, обратите внимание на предложение текста.
-Чем оно необычно?
-Как автор характеризует мост? С кем сравнивает?
Учитель поясняет, что в предложении используются такие средства выразительности, как олицетворение и сравнительный оборот.
Предлагает учащимся построить предложения, используя олицетворение и сравнительные обороты.
|
Закрепляют полученные знания по теме «Причастный оборот», проговаривают вслух определение «причастный оборот» и правило обособления причастного оборота.
Формулирование и аргументация своего мнения.
Контролируют правильность ответов обучающихся.
Анализируют предпоследнее предложение текста интерактивного задание.
Строят предложения, используя олицетворение и сравнительные обороты.
|
Выполнять типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Умение осознанно строить речевое высказывание (П).
Умение слушать собеседника, строить высказывание (К).
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные ответы по существу полученного задания (Р).
Анализ предложения с целью выявления средств выразительности речи (П).
Умение конструировать предложения с олицетворениями и сравнительными оборотами (П).
|
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
|
Организует рефлексию, задаёт вопросы:
- Чего достигли на уроке?
- Что ещё нужно узнать?
- Мы на все вопросы ответили?
- Ребята, все знают ответы на вопросы, которые мы сформулировали в начале урока?
|
Осуществляют рефлексию – контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Строят монологическую речь.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
|
Умение анализировать свои действия, делать выводы, подводить итог, выявлять, чего достигли (П).
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).
Самооценка собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия (Р).
|
VIII. Домашнее задание
|
|
|
Объясняет суть домашнего задания: выполнить урп.72, правила на стр.31, 33.
|
|
|
|
|
|
|