Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
УУД
|
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.(4 мин)
Цель этапа:включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
|
· Настраивает детей на положительную эмоциональную направленность.
Эпиграф к уроку:
«Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.» (К.Ушинский)
-Как можно понять это высказывание Ушинского?
· Включает детей в деятельность;
· Выделяет содержательную область.
|
Читают эпиграф, записанный на доске, записывают его в тетрадь
Высказывают своё понимание высказывания Ушинского
Взаимопроверка домашнего задания (упр.322)
|
Самоопределение (Л)
Смысловое чтение (П)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
Осуществление взаимоконтроля,оценка (Р)
|
II. Актуализация знаний.(8 мин)
Цель этапа:повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
|
· Создаёт проблемную ситуацию:
актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
- Напишем лексико-орфографический диктант:
(Задание: прослушать учителя и «отгадать» слово по его лексическому значению, записать, объяснив орфограммы):
- Герой русских былин, совершающий воинские подвиги, – богатырь;
- Человек, совершающий поездку в любом виде транспорта, – пассажир;
- Мера длины, равная 1 000 метров, – километр;
- Дорога с твердым покрытием – шоссе;
- Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку, разделяющую корт,- теннис;
- Жесткая прямоугольная сумка с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг – портфель.
- К повторению какого языкового понятия мы сейчас с вами подошли?
-Какие определения можно ему дать?
· Читает вслух стихотворение:
Мне не хватает теплоты,-
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: – Мерзнешь ты
И в летние денечки?
-Ты не поймешь, еще мала,
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: – Я поняла! –
И тащит одеяло.
· Организует фронтальную беседу:
- Почему дочь не поняла свою маму?
-О какой теплоте говорила мать своей дочери?
- Какое еще значение имеет слово теплота?
- Как вы считаете, это важно – понимать другого человека?
|
Слушают задания учителя.
«Отгадывают» слова по лексическому значению, записывают в тетрадь, объясняют орфограммы.
Контролируют правильность ответов друг друга
Отвечают на вопросы учителя:
(Лексическое значение слова)
(Это то, что обозначает или называет данное слово; обозначение словом определенного предмета или явления действительности).
Слушают учителя
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме
(О сердечном, добром отношении; отрадном чувстве).
(Нагретое состояние чего-нибудь: в дом дал тепло)
|
Умение слушать в соответствии с целевой установкой (Р)
«Отгадывание» слов, поиск и выделение информации (П)
Осуществление взаимоконтроля за правильностью ответов обучающихся (Р)
Подведение под понятие, выведение следствий (П)
Понимание на слух текста стихотворения(К)
Анализ содержания стихотворения, выделение существенной информации из текста стихотворения (П)
Выявление проблемы (К)
Умение слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.(К)
Оценивание усваиваемого содержания (Л)
|
III. Постановка учебной задачи. Проблемное объяснение нового знания. (13 мин)
Цель этапа:обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде темы урока или в виде вопроса, на который предстоит ответить. Решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта их решения.
|
· Организует диалог с учащимися:
-Как вы считаете, знание каких способностей слова помогут нам понимать других людей?
-Чего мы ещё не знаем о значении слова?
-Как можно сформулировать и записать тему урока? Какова задача урока?
-Итак, записываем тему.
-Попробуйте своими словами ответить на вопрос:
- Как происходит перенос значения с одного предмета на другой?
-Это удивительное явление, ведь слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире, как говорил К.Ушинский.
· Организует чтение п.54 с целью ознакомления с правилом учебника:
-А сейчас самостоятельно прочитайте п.54 и проверьте правильность наших предположений.
|
Участвуют в диалоге:
(Знание о способности слова иметь наряду с прямым и переносное значение)
(На основе сходства по определенному признаку).
Выдвигают предположения о понятии прямого и переносного значения слова.
Чтение «про себя» текста п.54 с целью уточнения понятия о прямом и переносном значении слова.
|
Целеполагание (Р)
Принимать и сохранять учебную цель и задачу(Р)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Выдвижение предположений (П)
Подведение под понятие (П)
Осуществление самоконтроля(Р)
|
IV. Первичное закрепление.(5 мин)
Цель этапа: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
|
· Организует фронтальную работу с целью выявления понимания темы (комментирование):
упр. 327(устно)
(Задание: укажите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение, а в каких – прямое.)
· Организует и регулирует выполнение продуктивных заданий в группах:
1).Задание: составить с данными словами словосочетания так, чтобы они употреблялись и в прямом, и переносном значениях.
Для работы даны слова:
звезда; бежать; хрупкий.
(Например:
1: звезда эстрады – яркая звезда;
2:быстро бежал – бежал ручей;
3: хрупкий фарфор – хрупкая девочка.)
- Куда мы должны обратиться в случае затруднений?
-Проверьте себя: узнайте по словарю учебника значения слова «бежать».
2). (На столе у обучающихся карточки со словосочетаниями, записанными в две колонки таблицы – слова с прямым значением и слова с переносным значением.
Слова с прямым значением : Т..желый ч..модан; твердый грунт; свежий хле(б,п); пл..сти венок; осл..пительная красота.
Слова с переносным значением:
С..ребро волос; з..лотая пшеница; мягкая похо(д,т)ка; ст..клянный графин; х..лодный ветер; ж..лезный характер. )
Задание:проверить классификацию, правильно ли заполнена таблица.
Работа в группах: 1группа «Знайки» (выписывают словосочетания со словами с прямым значением); 2 группа «Почемучки» (выписывают словосочетания со словами в переносном значении).
-Не забывайте проверять другую часть таблицы.
|
Выполняют устно упр.327 во фронтальном режиме
Выполняют с громким проговариванием задания в группах , фиксируют в тетрадях составленные словосочетания.
(Если мы затрудняемся, нам поможет толковый словарь, где указаны все значения слов).
Работа со словарём учебника
Выполняют с громким проговариванием задания в группах, классифицируя слова в таблице и графически объясняя орфограммы.
|
Анализ языкового материала, классификация (П)
Осознание ответственности за общее дело(Л)
Учёт разных мнений(К)
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Самоконтроль (Р)
Классификация(П)
Достижение договорённостей и согласование общего решения(К)
Осознание ответственности за общее дело(Л)
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Самоконтроль и взаимоконтроль(Р)
|
V.Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль.(5 мин)
Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
|
· Организует самостоятельную работу обучающихся.
Задание:
Запишите предложения, объясняя орфограммы и постановку знаков препинания. Определить, в каких предложениях слово КОЛЮЧИЙ употреблено в прямом значении, а в каком – в переносном.
1. Отец п..гладил к…лючую голо…ку сына.
2. На склон.. оврага рос к…лючий кустарник.
3. Закружилась метель к…сой к…лючий сне… бил в лицо.
|
Выполняют самостоятельную работу с проговариванием «про себя» нового правила.
Проверяют выполнение задания по карточке с правильными ответами.
|
Анализ, сравнение (П)
Самоконтроль, самооценка (Р)
|
VI.Включение нового знания в систему знаний и повторение.(6-7 мин)
Цель этапа: получить новое знание в системе знаний и повторения
|
|
|
· Организует выполнение задания на включение нового знания в систему знаний и повторение с целью знакомства с понятием олицетворение.
Задание:
Прочитайте внимательно последнее предложение.
-Что это: закружилась метель?
- Закружилась :о ком можно так сказать?
- Что же: метель, как живая?
-Какую роль выполняет слово «закружилась» в этом предложении?
- Использование слов в переносном значении в литературе – особый художественный прием. Он называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
(Например, плачет дождь, солнышко смеется, шепчет камыш.)
-Какие примеры подобного рода вы можете привести?
-Найдите в упр.328 олицетворения, назовите их.
· Оценивает ответы обучающихся.
|
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя во фронтальном режиме.
(О девочке, которая закружилась в танце).
(Наделяет неживой предмет признаками и свойствами одушевленного)
Слушают учителя
Приводят свои примеры ОЛИЦЕТВОРЕНИЙ.
Читают предложения, анализируют, находят примеры олицетворений.
(Пурга хочет потонуть; ветер уснул; разгулялась вьюга, наклонились ели, с испуга ставни заскрипели.)
|
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой(Р)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П)
Сравнение(П)
Умение выражать свои мысли (К)
Уметь слушать (Р)
Умение приводить примеры, отстаивать свою точку зрения(П)
Анализ, аналогия (П)
Контроль, коррекция, оценка(Р)
|
VII.Итог урока.(Рефлексия деятельности)(2-3 мин)
Цель этапа: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
· Организует беседу по вопросам:
- Какую задачу мы ставили в начале урока?
-Удалось ли её решить?
-Какие получили результаты, знания?
-Где можно применить новые знания?
-Какие оценки вы себе поставите и почему за работу на уроке? А всему классу?
• Объясняет сущность домашнего задания:
Домашнее задание: п.54, упр.331 (письменно)
|
Отвечают на вопросы учителя, делают выводы
Оценивают свою работу на уроке и работу всего класса
Слушают учителя, записывают в дневник
|
Обобщение(П)
Самооценка на основе критерия успешности(Л)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности(П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью(К)
Умение слушать (Р)
|
|
|
|
|