III. Этап построения проекта выхода из затруднения
Цель этапа:постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации
На доске записано предложение
Учитель создает проблемную ситуацию, подводит к теме урока, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений.
Утро было солнечное безветре..ое.
- Объясните подчеркнутые орфограммы.
-Выделите в слове безветренное все известные вам морфемы.
В какой морфеме находятся пропущенные буквы?
-Вставьте пропущенные буквы.
Учитель просит учащихся сформулировать тему урока, цели урока.
Подводит итоги .
-Сегодня на уроке мы будем изучать правило выбора Н и НН в суффиксах прилагательных, познакомимся с исключениями.
-Откройте учебники, прочитайте правило на с.127 учебника.
- Что нужно выяснить о прилагательном с ошибкоопасным местом прежде, чем применять правило?
-Назовите все исключения.
-Затем нужно определить, от какой части речи образовано прилагательное: от существительного или глагола. Прилагательные, образованные от глаголов, мы будем изучать в 7 классе.
- Что нужно делать дальше, если прилагательное образовано от существительного?
Учащиеся объясняют подчеркнутые орфограммы (употребление ь для обозначения мягкости согласных, буквы з и с на конце приставок)
Пропущенные буквы находятся в суффиксе.
Учащиеся затрудняются при выполнении последнего задания.
Учащиеся формулируют тему урока и записывают ее в тетради. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Каждый учащийся записывает в тетради цель урока.
Анализ проблемной ситуации, поиск решения, выдвижение и проверка гипотез, вариантов и способов.
Работают с теоретическим материалом. По ходу рассуждения составляют алгоритм.
-Выяснить, не относится ли оно к исключениям.
Деревянный, стеклянный, оловянный, ветреный.
Определить, с помощью каких суффиксов.
1. Определяю, относится ли слово к исключениям
да
нет
Пишу по памяти
2. Определяю, от какой части речи образовано прилагательное
От существительного
3.Определяю, как образовано прилагательное
С помощью суффиксов –енн-, -онн-,
С помощью суффиксов –ин-, -ан-, -ян.
От основы на –н-
Пишу –нн-
Пишу –н-
Пишу –нн-
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: усвоение учащимися правила выбора н и нн в суффиксах прилагательных