Submitted by Виктория Ивановна Громова on чт, 02/08/2012 - 14:50
Цели урока:
обучающая: познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;
развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;
деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;
содержательная :расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать интерес к учению.
Метапредметные:
Познавательные УУД:уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Предметные: уметь задавать вопросы к глаголам;научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Этап мотивации
Цель этапа:вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения.
1.Сообщение цели урока.
-Какие цели мы сегодня поставим перед собой?
2.Составим план работы на уроке.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Составление предложений:
Я хочу..
Мне надо научиться…
Сегодня на уроке я могу..
Составление плана и последовательности действий.
Формирование познавательного интереса (Л.)
Умение оформлять свои мысли в устной форме;умение слушать и понимать речь других(К)
Умение самостоятельно формулировать цель, умениепроговаривать последовательность действий на уроке (Р.)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные доя построения нового способа действия; развить орфографическую зоркость; проверить усвоение теоретического материала по теме «Глагол».
Цель этапа:Создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия
1 Постановка проблемы
Составьте из слов пословицу (грамота, пригодит…ся, учит…ся, всегда)
-Как понимаете значение пословицы?
-Какую орфографическую задачу мы должны решить?
-Вызвало ли у вас это задание проблему? Какую?
-Можете вы её сейчас сразу решить? Почему
-Какую цель должны достичь к концу урока?
2 Открытие детьми новых знаний.
-Понаблюдаем за словами и попробуем сформулировать 2 вывода ваших наблюдений.
бросится броситься
нравится нравиться
удивится удивиться
вернутся вернуться
Вывод № 1 по вопросу.
Если в ________________, то у глагола пишется -ТЬСЯ,
если в __________________, то пишется -ТСЯ.
Вывод № 2 по форме слова.
У возвратных глаголов в______________ пишется -ТСЯ,
у возвратных глаголов в ____________пишется -ТЬСЯ.
3.-Давайте составим алгоритм нашего нового правила.
-Сравним наше открытие с правилом в учебнике. Стр. 82
-От чего же зависит написание тся, ться
-Какие же буквы вставим в нашу пословицу?
-Проговорите её и запишите по памяти.
4.-Проверим по ключу(Слайд 3)
5.Динамическая пауза
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
Учащиеся составляют предложение
Грамоте учит..ся – всегда пригодит…ся.
Монологические ответы учащихся:
Проблема: где поставить Ь, а где нет.
Нам не хватает знаний.
Сегодня на уроке мы должны научиться определять написание тся, ться у возвратных глаголов.
Работа в группах
Ответы лидеров групп
Составление алгоритма
Сравнение алгоритма с правилом учебника
Письмо по памяти
Самопроверка
Фиксирование, какого знания недостает для решения задачи (Р,)
Умение объяснять процессы, выявленные в ходе наблюдения (П.)
Умение строить монологическое высказывание (К.)
Умение вести диалог на основе равноправных отношений (Л.)
Умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера.(К.)
Умение проводить исследование (П.)
Умение оформлять свои мысли в устной форме;умение слушать и понимать речь других (К)
Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения. (К)
Умение давать самооценку. (Р.)
IV. Первичное закрепление
Цельэтапа:организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по
эталону;
1-Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из речевки?
Запись с проговариванием на доске и в тетрадях. Запись в столбик на доске.
-Что заметили?
2.Поработаем в парах.
-Измените данные глаголы, поставив их в 3 лицо ед. числа.
Проверка устно.
3. Самостоятельная работа с самопроверкой
Дифференцированные задания с правом на выбор.
1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1.
2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2.
3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3.
Друзья(что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени(что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно(что делать?) не учит…ся.
За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.