Речевая разминка
|
Во время путешествия нам придется общаться с самыми разными сказочными героями. Чтобы сказочные герои нас поняли, мы должны говорить с вами ясно, четко, красиво. Поэтому потренируем нашу речь. Сначала сделаем дыхательные упражнения:Обыкновенный счет от 1 до 10 (на гибкость голоса, на внимание): 1 (произнести тихо), 2 (громко), 3 (тихо), 4 (громко) и т. д.б) “Комарик” – тянем звук “з-з-з” на длительном выдохе. в) “Корова” – произнести с добором воздуха “му-му”.
Артикуляционные упражнения:
Уздечка” (для языка) – сначала язычок загнули, потом расслабили.
б) “Грустно, весело” (для губ) – сначала губы сжали, затем улыбнулись (делать быстро).
Скороговорки:Поезд мчится скрежеща:ж-ш-ч-щ.
(Произносить, наращивая скорость, с добором воздуха после каждого звука:– про себя;– медленно шепотом;– вслух;– наращивая темп).
Ну как, готовы к путешествию?
|
Ученики выполняют упражнения.
|
|
Изучение нового материала.
|
Звучит музыка. Исценировка
Сказки «Колобок»
Ребята, а где мы с вами сможем узнать значения этих слов?? Здесь нам на помощь придёт Толковый словарь живого великорусского языка, составленный Владимиром Ивановичем Далем. Рассказ о В.И. Дале сопровождается презентацией (Владимир Иванович Даль жил более ста лет назад. Это был необыкновенный человек. Он был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Но чем бы ни занимался Даль, было у него главное в жизни дело: собирать слова.
Он ездил по всей России и все время чутко прислушивался к речи разных людей, с которыми встречался. Даль собрал 200 000 слов. Но пока слова “прятались” у него в тетрадках, бесценное сокровище принадлежало ему одному. А Владимир Иванович хотел отдать его всем, сберечь для всех живой язык народа. Он решил составить словарь: “поселить” все слова вместе, в большой книге. Более века прошло с тех пор, как появился этот словарь, а мы до сих пор то и дело заглядываем в него и радуемся встрече с точными, яркими народными словами. В его словаре тарарам – это шум, суета, беспорядок. Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке. Итак, значение каждого слова разъясняется в словарной статье. Рисунок тоже помогает понять значение слова.
Я думаю, вы поняли, что словарь – ваш помощник. Подружитесь с ним, и он поможет вам сделать вашу речь точной, богатой, выразительной. А сейчас, что бы пройти нам через это сказочное место, мы должны в словаре найти значения неизвестных слов, записать их в дневник читателя и для лучшего запоминания сопроводить рисунком.
А теперь подумайте, какими современными словами вы можете заменить эти древнерусские выражения.
А теперь представьте, что события, описанные в начале сказки Колобок, происходят в настоящее время. Опишите их на современном русском языке.
Сказка называется Колобок – это заголовок.( Название небольшого произведения – словарь Ожигова). Придумайте заголовок к части текста, которую мы с Вами разбираем.
Молодцы!!! Какие плоды из подаренных нам Фей пригодились нам в этом приключении??
Правильно, те кто отвечал, прикрепите их к этой сказочной поляне. А нам пора двигаться дальше. Нас ждут другие герои и другие сказки.
Ребята, где мы с вами можем узнать значение слова «Лубяная?»
Ну у нас сейчас нет под рукой словаря, ведь его Старуха из сказки Колобок унесла с собой. Как же нам выйти из положения?
Правильно! Для этого в любой поисковой системе мы наберем название лубяная и найдем значение слова. (набирать надо в словарях слово луб - Луб - лубок м. (луп, лупить) вообще, подкорье, исподняя кора, покрывающая блонь; особ. липовое, идущее на кровли (под тес), на мочала, а с молодых лип на лыко. Луб лубом, твердо, толстопрочно – слайд.)
Так какая у Зайца была избушка?
А какой заголовок мы можем придумать для этого фрагмента сказки?
А какие дары феи нам пригодились для этого задания???
Закрепляйте их на этой лужайке.
В дверь стучит почтальон:
Я принес Вам телеграммы от сказочных героев и они ждут ответов:
- “А лихие обезьяны
Подхватили чемоданы
И скорее со всех ног
Наутек.
И акула
Увильнула,
Только хвостиком махнула.
А за нею каракатица –
Так и пятится, так и катится (К. Чуковский)
Какое Вам слово здесь незнакомо*И что оно означает. Учитель: ребята, как нам быть? Словарь остался в старухи из сказки Колобок, интернет забрал с собой Заяц. Как же мы можем узнать значение слова???
Да правильно, это тоже способ узнавать новое – спрашивать у тех, кто знает. Но вначале давайте попытаемся справиться своими силами. Ведь Слово – особенно яркое художественное поэтическое слово очень точно и ярко описывает нам неизвестное нам. Попробуйте нарисовать по описанию Корнея Чуковского каракатицу
А теперь опишите то, что вы нарисовали. И дайте Вашему описанию заголовок.
Молодцы!!!
|
1 группа показывает фрагмент из сказки «Колобок» (Начало сказки до момента, как колобок сбежал).
Старуха: Ой, а кто это к нам в гости пожаловал.
Дети отвечают: « мы ученики 2 класса, мы путешествуем по сказочной стране, вот и к вам в гости пришли. А сейчас нам пора дальше идти.
Старуха: У меня есть приказ волшебной Феи не пускать Вас дальше, пока вы не ответите на все мои вопросы.
1. 1.Значения, каких слов в моей сказке вам непонятны.
2. Примерные ответы: сусек, крылышко, короб, горсть
После презентации учащиеся работают со словарем В. Даля и находят значения неизвестных слов.
(КОРОБ – изделие из дуба, бересты для хранения и переноски чего-либо;
СУСЕК – ящик для ссыпки зерна;
КРЫЛЫШКО – здесь: отрезанное и засушенное гусиное крыло;
ГОРСТЬ – рука, сложенная так, что ею можно что-нибудь зачерпнуть. Слова записывают в дневник читателя и сопровождают рисунками.
Примерные ответы:
Сусек – контейнер для хранения продуктов.
Крылышко – кулинарная лопатка
Горсть – мерная ложка
Варианты ответов детей.
Варианты ответов детей:
Как старик со старухой пекли колобок.
Знания, сообразительность.
Инсценировка начала сказки «Лиса и заяц» (Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, а у зайца – лубяная. Пришла весна красна – у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому).
Заяц: Ребята, я рад буду Вас пригласить к себе в избушку, если вы мне ответите на вопрос, из чего, из какого материала у меня сделана избушка.
Ответ детей. В словаре Даля.
У нас есть компьютер, мы можем в компьютере найти значение слова.
Работа с Интернетом.
Ответы детей: твердая, прочная.
Примерные ответы:
Кто прочно строит у того дом стоит долго.
Заяц: Молодцы ребята! Можете путешествовать дальше.
Ответы детей: находчивость, умение работать в команде.
Ответ: каракатица.
Примерные ответы: спросить у тех, кто знает.
Дети рисуют.
|
|