- образовательная: совершенствовать навыки и умения анализа текста стихотворных произведений;
- развивающая: развивать умение сравнительного анализа текста, делать выводы, обобщения, формировать навык четкой, эмоциональной монологической речи, смелости высказываний;
- воспитательная: воспитывать интерес к предмету, творчеству М.Ю.Лермонтова, уверенность в своих способностях.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
(Слайд 1. Портрет М. Ю Лермонтова)
Жизнь Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни, со взлетами и падениями.
Детство в Тарханах, в поместье бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.
(Слайд 2. Портрет бабушки и внука.), Московский университет, откуда ему «посоветовали» уйти за участие в студенческой выходке против бездарного и грубого профессора Малова»
«Два страшных года» в Школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. (Слайд 2. Портрет М. Ю. Лермонтова)
Суд не только над светом, но и над всем строем жизни империи, убивающей гениев, в стихотворении «Смерть Поэта» (Слайд № 4 Дуэль Пушкина)
Арест и ссылка на Кавказ. Там, под пулями, в дыму сражений, зреет беспощадный трезвый анализ последекабристской жизни общества – первый в русской литературе реалистический роман в прозе «Герой нашего времени».
Возвращение из ссылки в 1838 году, невероятный успех в свете, дуэль с сыном французского посла Де Барантом.
И снова ссылка на Кавказ. И снова дуэль, но теперь уже с русским, даже товарищем прежним, Мартыновым.
И смерть в грозу, бушевавшую несколько часов с момента мартыновского выстрела. (Слайд № 5 Место дуэли Лермонтова)
Вот и весь круг жизни. Но сколько испытано чувств, какое противоборство мыслей разламывало его ум и душу!
И одно из них – любовь. Сегодня на уроке мы поговорим о любовной лирике М. Лермонтова и о тех, кому она адресована.
В 1830 году юный поэт встретил Екатерину Сушкову (Слайд 6 Портрет Сушковой)
2. Сообщение учащегося об Екатерине Сушковой.
Летом 1830 года Лермонтов с бабушкой уехали в Середниково. Здесь среди знакомой ему молодежи появилась замечательной красоты девушка, двумя годами старше Лермонтова, одетая по последней модной картинке в журнале, уже побывавшая в Петербурге на великосветских балах. Она была действительно прекрасна: с тонким одухотворенным лицом, огромными черными глазами. За эти глаза ее в компании друзей так и звали – Блэк-айз, черноокая. Великолепная коса дважды обвивала ее голову. Это была Екатерина Сушкова.
Лермонтов пылко увлекся красавицей, но она считала его еще мальчиком и смотрела на него немного свысока.
В 1830 году поэт посвятил ей стихотворения: «Весна», «Ночь», «Предо мной летит листок», «Раскаяние», «Черные очи».
Кокетливая Екатерина заставила юношу испытать всю жестокость неразделенной любви. Как нищий вымаливает кусок хлеба, так поэт вымаливает ласковый взгляд, улыбку. Сушковой посвящено стихотворение «Нищий».
3. Ученик читает стихотворение «Нищий»
Нищий
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Интересна история создания этого стихотворения. Оно написано после посещения Троицко-Сергиевой лавры. Сушкова рассказывала в своих воспоминаниях: «На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, беднях крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам бог счастья, добрые господа, а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: положили полную чашечку камушков. Бог с ними!»
Помолясь святым угодникам, все мы поспешили домой, чтоб пообедать и отдохнуть. Мы суетились около стола, в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи.
Вопрос учителя. Каков принцип построения стихотворения? Что дала любовь поэту?
Ответ ученика. Стихотворение можно разделить на две части. Первая посвящена рассказу о нищем. Он голоден, просит подаянье, куска хлеба.
У врат обители святой
Стоял, просящий подаянья
Бедняк иссохший ,чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Над ним жестоко насмехаются, кладут в протянутую руку камень. Во второй части поэт говорит о себе, своей любви. Он сравнивает себя с нищим, бедняком. Как нищий вымаливал кусок хлеба, так влюбленный поэт с горькими слезами, с тоской молил любви, улыбки, ласкового взгляда той, кому отдал свое сердце.
Но напрасно он растрачивал жар своей души. Черноокая красавица смеялась над ним. Любовь принесла поэту лишь страдание, «живую муку», тоску, горькие слезы. Все стихотворение пронизано надрывающей душу болью. А принцип антитезы, используемый Лермонтовым, усиливает страдание поэта.
Учитель: И все же юное сердце переполненное страданием, с благодарностью принимает малейшие знаки внимания со стороны любимой. Об этом говорит стихотворение «Благодарю!» Послушаем его.
(Ученик читает наизусть стихотворение)
Благодарю!
Благодарю! Вчера мое признанье
И стих мой ты без смеха приняла;
Хоть ты страстей моих не поняла,
Но за твое притворное внимание
Благодарю!
В другом краю ты некогда пленяла,
Твой чудный взор и острота речей
Останутся навек в душе моей,
Но не хочу, чтобы ты мне сказала:
Благодарю!
Я б не желал умножить в цвете жизни
Печальную толпу твоих рабов
И от тебя услышать вместо слов
Язвительной, жестокой укоризны:
Благодарю!
О, пусть холодность мне твой взор покажет,
Пусть он убьет надежду и мечты
И все, что в сердце возродила ты;
Душа моя тебе тогда лишь скажет:
Благодарю!
Вопрос учителя: За что благодарит поэт любимую? Какой предстает она в стихотворении?
Ответ ученика: Это стихотворение посвящено Екатерине Сушковой. Она предстает в нем надменной красавицей с чудным взором, окруженной толпой рабов, вздыхателей печальных. Она смеется над поэтом, его любовью. Речи ее жестоки и язвительны, взгляд холоден, внимание притворно.
Сколько страданий она доставила поэту! Страстей его она не поняла, убила в его сердце надежду быть любимым.
А он благодарит за притворное внимание, за секунды счастья, за мучения. В его душе нет места мести. Есть горечь, есть обида. Но любовь побеждает их. И любимую он будет вспоминать с благодарностью.
Учитель: Они вновь встретились на одном из танцевальных вечеров в 1834 году. Речь зашла о стихотворении А.С. Пушкина «Я вас любил». Вспомним его.
(Ученик читает наизусть «Я вас любил»)
Я вас любил…
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ни чем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любит так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Учитель: Сушкова сказала: «Вам, Михаил Юрьевич, нечего завидовать этим стихам… вы еще лучше выразились:
Так храм оставленный – все храм;
Кумир поверженный – все бог!»
Послушаем стихотворение, о котором говорила Екатерина Сушкова.
(Ученик читает наизусть стихотворение Лермонтова «Я не люблю тебя…»)
«Я не люблю тебя…»
Я не люблю тебя; страстей
И мук умчался прежний сон,
Но образ твой в душе моей
Все жив, хотя бессилен он;
Другим предавшимся мечтам,
Я все забыть его не мог;
Так храм оставленный – все храм,
Кумир поверженный – все бог!
Учитель: Сравним стихотворение Пушкина и Лермонтова. Каково отношение поэтов к любимой?
Ответ ученика: Оба стихотворения о любви прошедшей, но хранимой в сердце, незабытой. Наверное, это объединяет стихи. Но отношение поэтов к любимой различно.
С какой нежностью, трепетностью говорит Пушкин о любимой. Он не хочет ранить ее сердце, не хочет тревожить ее, печалить. Он любит безнадежно, искренне, нежно. Мысли поэта о любимой, о ее счастье, о ее покое. Он желает ей быть любимой и счастливой. Для него она навсегда останется божеством.
У Лермонтова обращение к любимой более интимное: «Я не люблю тебя…»
Эти слова звучат жестоко, как приговор. На первом месте не мысли о любимой, а душа поэта, его переживания, «прежний сон страстей и мук».
Заключительные строки стихотворения гениальны. Краткие, емкие, они включают в себя чувства всех страдающих от неразделенной любви. Любимая, не ответившая взаимностью, жива в сердце поэта, любовь к ней не умирает:
«Так храм оставленный – все храм;
Кумир поверженный – все бог!»
3. Сообщение ученика о Наталье Ивановой.
Летом 1831 года Лермонтов гостил в семье Иванова, известного московского литератора, и увлекся его дочерью.
Наталья Федоровна Иванова (она, как и Лермонтов родилась в 1814 году) отнеслась к молодому поэту с холодом и непониманием. По складу своей души это была обычная светская девушка, кокетливая и себе на уме, поджидающая выгодного жениха. Тем не менее ей льстило, что юноша – поэт пылает к ней такой бурной страстью, посвящает ей стихи. Она то манила, то отталкивала Лермонтова. Он в ослеплении любви не видел душевной пустоты своей возлюбленной.
Любовь к Н.Ф. Ивановой была одной из главных тем лирики Лермонтова 1831-1832 годов. Ивановой посвящен цикл прекрасных стихотворений. В драме «Странный человек» в лице Наташи Загорскиной была изображена Иванова, а главного героя Арбенина Лермонтов наделил многими собственными чертами.
В стихотворении «Я не унижусь пред тобой…» поэт прощается с обманувшими мечтами, прощается с той, которая тяжело ранила его сердце. Горечью разочарования наполнены строки стихотворения. Любимой он пожертвовал годы, видел в ней «недежду юных дней». Она была для него ангелом, дарила нежные обещания. Ради нее он был готов на все.
«Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку –
Безумец! – лишний раз пожать.»
Ей поэт отдал себя, целый мир возненавидел, чтобы любить ее сильней, ей он отдал свою душу. Но она не оценила поэта, не знала цену его душе, изменила поэту. Он горд, не будет ничьим рабом. Но душа его ранена, истекает болью, горечью обид.
Учитель: В жизни Лермонтова были кратковременные увлечения, но неизменно всю жизнь он любил одну женщину Варвару Александровну Лопухину. (Слайд – портрет Лопухиной)
4. Сообщение ученика о В.А. Лопухиной
Лермонтов полюбил Лопухину, и все юношеские увлечения отошли в сторону.
Шан-Гирей вспоминал: «Будучи студентом, он был страстно влюблен… в молоденькую, милую, умную как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину. Чувство Лермонтова к ней было безотчетно, но истинно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей.»
Лопухиной Лермонтов посвятил стихотворения: «Мы случайно сведены судьбою», «Она не гордой красотою…», «Подражание Байрону», «Я к вам пишу случайно, право…», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Сон».
К ней обращено посвящение к «Демону» 1838 года.
Историю своих сложных взаимоотношений с Лопухиной Лермонтов отчасти изобразил в драме «Два брата», в неоконченном романе «Княгиня Лиговская» и в «Герое нашего времени» (в «Княжне Мери»). Во всех этих произведениях Лопухина выведена под именем Вера.
Их любовь была взаимной. Но между ними возникло непонимание. Она вышла замуж за Н.Ф. Бахметьева. Вышла как Татьяна Ларина, от безнадежности своей любви.
В стихотворении «Она не гордой красотою…» предстает перед нами облик Варвары Александровны.
(Ученик читает наизусть стихотворение)
Она не гордой красотою...
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос в душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
Вопрос учителя: Что можно сказать о героине этого стихотворения?
Ответ ученика: Героиня стихотворения не «прельщает гордой красотою». Она не похожа на черноокую красавицу Сушкову, в ней нет ни чего от кокетливой изменницы Ивановой. Она проста. Но эта простота дороже самой изысканной красоты. Ее улыбка, взгляд, движения наполнены чудной простотой. Она так напоминает пушкинскую Татьяну Ларину. Так и хочется сказать о ней словами Александра Сергеевича: «Все тихо, просто было в ней.»
В этом стихотворении нет ни горечи обид, ни боли, ни разочарования, ни страстных вымаливаний ласкового взгляда. В нем пушкинская светлая грусть, любовь чистая.
Слово учителя: В последние недели жизни рядом с Лермонтовым была его кузина Катя Быховец. В письме, написанном уже после гибели поэта, она вспоминает: «Он мне всегда говорил, что ему жизнь ужасно надоела, судьба его так гнала, государь его не любил, великий князь ненавидел. И тут еще любовь: он был страстно влюблен в В.А. Лопухину, он и меня от того любил, что находил в нас сходство, и об ней его любимый разговор был.»
Так родилось одно из последних стихотворений поэта «Нет, не тебя так пылко я люблю»
(Ученик читает наизусть это стихотворение)
1
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
2
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
3
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
Вопрос учителя: Каким настроением пронизано стихотворение?
Ответ ученика: Это стихотворение пронизано не просто грустью, оно наполнено усталостью, усталостью от жизни. Лирический герой одинок, несмотря на то, что рядом с ним блистающая красота. Его взгляд устремлен в прошлое. Там осталась та, с которой он может говорить сердцем, та, которую любил, та, с которой было духовное родство. Ее нет. И жизнь пуста.
Слово учителя: Подведем итог нашего урока. Какова одна из главных тем лирики Лермонтова? Что значит любить для поэта?
Ответ ученика: Одна из главных тем лирики М.Ю. Лермонтова – тема любви. Если ранняя любовная лирика поэта наполнена отчаянием, отвергнутой души, страданиями, болью, то стихотворения последних лет близки пушкинской светлой грусти. Поэт все больше убеждается в том, что любить – значит желать добра любимому человеку, прощать мелкие обиды.