Звуки [б], [б’], [в], [в’] и буквы Б, б, В, в. Роль фонемы в образовании слов.
Работа с новым материалом Учитель: сейчас будем читать слова, записанные на доске.
Стр.1 на доске записаны слова .
Первая буква в этих словах “спряталась”. Прочитайте шепотом первый столбик, догадайтесь, какие буквы спрятались.
На доске: ..арабан
..ерёза Дети читают. Называют букву. Ученик на доске пером вписывает букву в слова и появляются картинки.
Учитель: Прочитайте второй столбик, догадайтесь, какие буквы спрятались.
На доске: ..олк
..ишня
Дети читают шепотом. Называют букву. Ученик на доске пером вписывает букву в слова и появляются картинки.
Учитель: Вы уже, наверное, догадались, о каких новых звуках и буквах мы сегодня будем говорить на уроке. Еще раз прочитайте хором первый столбик, послушайте и сравните первые звуки в словах. Что можете сказать об этих звуках?
Дети: Барабан – первый звук [б] – воздух проходит с преградами, значит, он согласный, произносим твердо.
–Берёза – первый звук [б’] – согласный, мягкий.
Учитель: Прочитайте хором слова во втором столбике, послушайте и сравните в словах первые звуки. Что можете о них сказать?
Дети: Волк - первый звук [в] – воздух проходит с преградами, значит, согласный, твердый.
– Вишня – первый звук [в’] – согласный, мягкий.
Уащиеся на ноутбуках обозначают цветом твердые и мягкие звуки в схемах под вписанными буквами.
Стр..2 схемы слов с обозначенными цветом первыми звуками.
Учитель: убирает шторку учащиеся проверяют свои работы.
Посмотрите на доску. Проверьте . Восстановите в памяти образ букв Б, б и В, в.
На доске: Б б В в Дети в классе уже знают все буквы.
Учитель: Откройте самый последний разворот “Азбуки” и найдите эти буквы. Прочитайте правильно название букв, которые на письме обозначают звуки [б], [б’], [в], [в’]. Какая буква в алфавите стоит перед буквой Б? После буквы В?
Дети: Перед буквой Б в алфавите стоит буква А, а после буквы В – буква Г.
Учитель: Прочитайте первые две строчки алфавита хором. Кто знает наизусть, читайте наизусть. Откройте форзац. Найдите буквы Б и В. Прочитайте слова, в которых есть буква Б.
Дети: Бабушка, колобок.
Учитель: Почему эти два рисунка нарисованы рядом? Кого встречал колобок на своем пути?
Дети отвечают.
Учитель: Прочитайте слова, которые рядом с буквой В.
Дети: Цветы, вода.
Учитель: Как связаны эти два слова?
Дети: Букет цветов всегда ставят в вазу с водой.
Учитель: Всегда ли буквы Б и В стоят в начале слова?
Дети: Нет. Мы прочитали слова, в которых эти буквы стоят в середине слова.
Один ученик заметил, что в слове гриб – его рисунок и название находятся рядом – в конце слова написана буква б, а произносится звук [п].
Дети читают.
Учитель: Откройте “Азбуку” на странице 39. Рассмотрите внимательно рисунки. Сколько всего изображено букв Б и В?
Дети: Печатные большие и маленькие; письменные прописные и строчные; балкон нарисован в виде буквы Б; хвостик у белочки в виде буквы б; башня в виде буквы В; на крыше черепица уложена в виде буквы В; вода и отражение в воде в виде буквы В.
Учитель: Сколько рисунков, в названии которых есть буква Б?
Учитель просит девочек назвать слова, в которых есть звук [б], мальчиков – слова, в которых есть звук [б’].
Девочки: Божья коровка, балкон, барабан, батон, бабочка, балалайка, балерина, бант, бантик, брови.
Мальчики: Белочка, бегемот, берет.
Учитель: Рассмотрите рисунок. Придумайте предложения, в которых будет как можно больше слов с буквой б.
Дети: Белочка дарит букет бегемоту на день рождения.
Стр.3 Дети на доске составляют сюжетную картинку по предложению.
Учитель: Составьте маленький рассказ о дне рождения бегемота.
Дети придумывают небольшой рассказик и разыгрывают по нему сценку с использованием шапочек героев..
Учитель: Молодцы, ребята! Вы много использовали слов с буквой б. Давайте еще раз повторим, что мы узнали о звуках [б] и [б’].
Дети: Звуки [б] и [б’] – согласные, перед гласными а, о, у, ы, э – твердые, перед гласным и – мягкие. На письме обозначаются буквой б.
Учитель: Посмотрите на вторую картинку. Сколько всего изображено букв в? Какие слова пишутся с большой буквы?
Дети: Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия и слова в начале предложения.
Учитель: Сколько рисунков, в названии которых есть звуки [в], [в’]?
Учитель просит девочек назвать одушевленные предметы, мальчиков – неодушевленные.
Девочки: Верблюд, вороны, волки, вельможи, девушки.
Мальчики: Вода , восход, вожжи, ведра, хвост, ворота, верба.
Учитель: Теперь сначала назовите слова, в которых звук [в] – твердый, а потом те, в которых [в’] – мягкий. Что можете сказать о звуке?
Дети: Звуки [в], [в’] – согласные, перед гласными а, о, у, ы, э – твердые, перед гласным и – мягкие. На письме обозначаются буквой в.
Учитель: Посмотрите еще раз на рисунки и назовите слова, которые обозначают признаки предметов, нарисованных здесь, в которых есть звуки [в], [в’].
Дети: Верблюд какой? важный, двугорбый.
– Башня какая? высокая.
– Девушка какая? величавая, веселая.
– Верба какая? цветущая, красивая.
– Вельможа какой? важный.