Ребята, в этом году мы с вами много говорили о человеке , о природе, о взаимосвязи человека и природы.
На доске:
чЕЛОВЕК⇔природа
- Какие ассоциации у вас возникают? Почему? (учащиеся работают со схемой: возможные ассоциации- забота, красота, любовь и др.)
Учитель: К сегодняшнему уроку вы читали два произведения: рассказы В.П.Астафьева «Васюткино озеро» и Дж.Лондона «Любовь к жизни». ((слайды 1-2)
- Как вы думаете, эти произведения соответствуют теме нашего разговора? Как?
(учащиеся высказывают свои предположения и приходят к выводу, что здесь природа становится источником серьезных испытаний для человека, она источник опасности). (наэкране выводится первая часть темы: «Человек и природа»)
- Как вы думаете, ребята, что для нас сегодня будет объектом наблюдения на уроке в вопросе взаимоотношения человека и природы? (как человек ведет себя в трудных, экстремальных условиях, как выживает).-(на экране выводится вторая часть темы: «Уроки выживания»)-слайд 3
-Давайте сформулируем цель нашего урока, для этого попробуйте задать вопрос к теме. ( что может помочь человеку выстоять в экстремальных условиях, какими качествами он должен для этого обладать?)
-А как вы думаете, случайно ли мы рассматриваем сегодня одновременно истории, рассказанные русским и американским писателем? (учащиеся должны прийти к выводу, что какой бы национальности человек ни был, он одинаково беззащитен перед природой, уязвим, одинаково оказывается в ситуации серьезного выбора в экстремальной ситуации).
- А что значит экстремальная ситуация? (учащийся рассказывает, из какого языка оно заимствовано и что обозначает)(слайд №4)
-Для того чтобы понять, как ведут себя герои В.П.Астафьева и Дж.Лондона в экстремальной ситуации, проследим за их поведением и чувствами.
Работа в группах по станциям.
1 станция –«Таёжники» (слайд 5)
В каких природных условиях оказался герой В.Астафьева Васютка? Чем опасна оказывается для него природа? Какие испытания она ему преподносит? Как влияет на его душевное состояние?
2 станция – «Природоведы» (слайд 6)
В каких природных условиях оказался герой Дж.Лондона? Чем опасна оказывается для него природа? Какие испытания она ему преподносит?
3 станция – « Психологи-1» (слайд 7)
Проследите за душевным состоянием Васютки. Как нагнетается тревога, нарастает испуг? Что он предпринимает, чтобы выжить в условиях, в которых оказался?
4 станция – «Психологи-2» (слайд 8)
Проследите за душевным состоянием героя Дж.Лондона. Как нагнетается тревога, нарастает испуг? Что он предпринимает, чтобы выжить в условиях, в которых оказался?
5 станция-«Юные натуралисты» (слайд 9)
Как вы думаете, всё ли имели под рукой наши герои, чтобы выжить в условиях, в которых они оказались?
Какие советы вы дадите тем, кто отправляется в путешествие? Что необходимо знать, если ты заблудился? Составьте памятку-инструкцию.
Группа экспертов.
Что же помогло героям В.Астафьева и Дж. Лондона не просто выжить, но и выйти победителями из схватки с обстоятельствами? (слайд 11)
По ходу работы с текстом учащиеся заполняют в тетрадях таблицу (кроме последней колонки):
Действия героя
Чувства
Природа
Черты характера
Васютка
Внимательно присматривается;
разводит огонь;
готовит еду (жарит глухаря);
готовит место для ночлега (! –на месте костра);
экономит еду на случай голода;
пытается действовать так, как его учил дед;
Сердце сжалось;
на лбу выступила испарина;
подступающий страх;
страх давит еще сильнее;
билось сердце;
оцепенение;
охватило отчаяние;
захотелось плакать, но переборол себя;
тревога начала одолевать с новой силой;
маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка и закричал с тоской и отчаянием;
Вопрос жизни и смерти: выберется ли он из тайги?
Холод;
тайга молчаливая, равнодушная;
с высоты казалась огромным темным морем;
облака спрессованной ватой ложились на тайгу;
неподвижный туман;
пошел дождь- холодные капли ползли по спине;
собранность
смекалка
упорство
внимательность
Золотоискатель
Ест ягоды;
разводит костер;
мучит голод-пытается поймать куропатку;
попытка поймать рыбку в луже;
съедает живых птенцов куропатки;
встреча с медведем-борьба за жизнь;
преследование волком;
настойчиво продвигается вперед, будучи совсем обессиленным.
Выражение страха в глазах;
пересилил страх, собрался с духом;
не обращает внимания на боль, с отчаянной решимостью;
стало страшно;
в отчаянии опустился на мокрую землю и заплакал;
плакал без слез, сотрясаясь от рыданий;
ему хотелось жить; было бы глупо умереть после всего, что он перенес
Тускло светило солнце;
густой туман; беспредельная и страшная пустыня;
дно долины болотистое;
серое море мхов, серые валуны, серые ручьи;
страшные дни дождей и снега;
щедрое солнце лило на него свои живительные лучи, напитывая теплом его жалкое тело.
Бесстрашие
Собранность
Сила воли
решительность
-Проверка работы групп. Остальные учащиеся, слушая выступления представителей разных «станций», заполняют соответствующие колонки таблицы.
После выступления представителей станции «Юные натуралисты» учитель дополняет информацию о правилах поведения в экстремальной ситуации. (слайд 10).
Эксперты в ходе своей работы должны прийти к выводу, что сила воли, мужество, стойкость помогли героям преодолеть трудности.
Учитель:
-Ребята, а какими качествами должен ещё обладать человек, чтобы выстоять в трудных условиях? Выберите эти качества со слайда и запишите их себе в тетрадь.(слайд 12)
(учащиеся должны выписать следующие качества: внимательность, собранность, оптимизм, упорство, целеустремленность, бесстрашие, решительность)
- Что же заставляет человека вести борьбу с обстоятельствами?
Разгадайте кроссворд, для того чтобы найти ключевое слово.
1. Одно из снаряжений, не давшее героям умереть с голода.
2. Предмет, которым особо дорожили герои.
3. Метки на дереве, по которым Васютка должен был найти дорогу домой.
4. Чувство, которое заставляло героев идти вперед.
5. Чувство, которое определяет отношение человека к близким, природе и т.п.
Л
Ю
Б
Р
С
О
У
П
В
Ж
И
З
Н
Ь
Ь
Ч
А
А
Е
К
Т
Д
И
Е
Е
С
Ж
И
Д
А
Учащиеся находят слово «жизнь».
-Составьте с этим ключевым словом соответствующее сегодняшней теме словосочетание, используя отгаданные в кроссворде слова .(любовь к жизни)
-Как это сочетание слов соотносится с темой урока? Объясните.
(учащиеся приходят к заключению: чтобы выстоять в трудных условиях, выйти победителем из схватки с непредвиденными обстоятельствами, необходимо быть не только сильным, стойким, выносливым, но прежде всего любить жизнь, дорожить ею, понимать, что это великая ценность).
Рефлексия.
-Ребята, в заключение нашего разговора попробуйте составить синквейн , в котором выразите свое отношение к героям В.П.Астафьева и Дж. Лондона.
Д/з. на выбор:
1. Написать письмо герою понравившегося рассказа.
2. Какие уроки я извлек для себя из прочитанных рассказов?
«Тысячелетия человек утверждался на земле, покоряя природу. Он не умел или не хотел слышать её ропщущий голос: «Не забудь: ты сам — моё творенье! И у нас с тобой — одна судьба! » Человек жил, строя свои взаимоотношения с природой по принципу: «пришёл, увидел, победил». И наступил момент, когда стали гибнуть реки и озёра, исчезать животные и растения. Только тогда человечество всерьёз начало задумываться над содеянным. А задумавшись, невольно задало вопросы: По какому праву люди стали именовать себя царями природы? С чего они взяли, что природа предназначена для человека? И зазвучали эти жгучие вопросы с телеэкранов, со страниц публицистических и художественных произведений. Своё слово в защиту природы произнесли поэты и писатели, в произведениях которых был показан её прекрасный лик и сказано о кровном родстве человека и природы. Проблема взаимоотношения человека и природы нашла яркое воплощение и на страницах книги В. Распутина «Прощание с Матёрой». «И опять наступила весна...» — так начинается повесть «Прощание с Матёрой». И мы по воле писателя оказываемся перед величественной картиной природы, ликующей и страстной, бурной и нежной: «опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки...» Воспев красоту природы, В. Распутин разматывает нить повествования дальше, и мы попадаем в мир героев. Встреча с ними даёт ясное осознание того, что в созвучии души человека и природы сокрыт корень характера человека, основа его духовного здоровья, цельности и равновесия. Так старуха Дарья в трудные минуты жизни стремится найти истину, с высоты которой стало бы понятно всё происходящее вокруг. Она думает, «что нет ничего несправедливее на свете, когда что-нибудь, будь то дерево или человек доживает до бесполезности». Значит, высшая правда заключается в надобности, в необходимости всего всему. Споря с внуком Андреем, старуха Дарья утверждает, что всякая необходимость на земле должна быть основана на необходимости сохранить саму землю. Речь героини наполнена разговорными словами, местным диалектом и оттого, когда читаешь повесть, кажется, что находишься в том месте, где живёт и действует героиня. Удивительно, необычно звучат в произведении самые обыкновенные слова. Автор словно обводит взором пространство и множество людей, и благодаря этому рождается мысль, что сберегая надобность земли Матёры, можно сберечь надобность людей друг в друге, надобность человека в человеке. Сын Дарьи, Павел, на протяжении всей повести мучительно ищет ответ на вопрос: правильно ли там, «наверху», распорядились судьбой Матёры? Умом он понимает, что без техники в наши дни ничего не сделать, что в рассуждениях Андрея о грандиозных стройках есть сегодняшняя правда, от которой никуда не уйти. Но, вспоминая, что будет затоплена земля, вскормившая не одно поколение, Павел думает, что цена слишком дорогая, и пытается отыскать «коренную» правду. Однако «коренную» правду нельзя найти в одиночку, её можно постичь только сообща. Во время стихийно возникшего собрания люди приходят к выводу, что с землёй их роднят, первом делом, труды. А ближе всего подходят люди к высшей правде, когда красота и щедрость природы рождают общую песню. В это мгновение люди сливаются с природой настолько, что забывают свои страдания и переживания. И приходит к каждому из них осознание, что человек не только то, что носит в себе, но и то, что вокруг него. Из того, что находится вокруг, В. Распутин выделяет «царственный листвень». По старинному поверью, им крепится остров к речному дну, к одной обшей земле. Готовя остров к затоплению, люди пытаются свалить, спилить, наконец, сжечь могучее дерево, но оно спокойно и величаво возвышается над ними, не признавая никакой силы, кроме своей собственной. «Листвень» — это символ могущества природы. Все духовные ценности народа — песни, предания, обычаи — есть одухотворённые ценности природы и человеческого труда. Поэтому и возникает в повести образ хозяина острова, которого люди никогда не видели и не встречали, но который знал всё и всех. Хозяин острова с особым чутьём прислушивается к тому, что происходит на земле:1 шороху листвы, возне птах, дыханию растущей травы. В этом образе В. Распутин воплощает духовную суть Матеры, суть всего живого и неживого на ней. Прочитав книгу, я понял, что «новое на пустом месте не построишь», что сегодняшнее преобразование мира может опираться только на веками выработанное отношение к земле. Люди, живущие сегодня, во взаимоотношениях с природой должны опираться на лучшие традиции дедов и прадедов, поливших своим потом землю, сделавших её плодородной и благоустроенной для жизни человека. Наши предки, испытывали кровное родство с природой, старались сродниться с ней духовно, приблизить её к себе. И мы, их потомки, должны научиться понимать красоту природы, уметь сочувствовать всему живому на земле, беречь каждую травинку.
На: Человек и природа. Уроки выживания.
Природа и человек в мировой и отечественной литературе
http://gizmolord.ru/priroda-i-chelovek-v-mirovoj-i-otechestvennoj-litera...
«Тысячелетия человек утверждался на земле, покоряя природу. Он не умел или не хотел слышать её ропщущий голос: «Не забудь: ты сам — моё творенье! И у нас с тобой — одна судьба! » Человек жил, строя свои взаимоотношения с природой по принципу: «пришёл, увидел, победил». И наступил момент, когда стали гибнуть реки и озёра, исчезать животные и растения. Только тогда человечество всерьёз начало задумываться над содеянным. А задумавшись, невольно задало вопросы: По какому праву люди стали именовать себя царями природы? С чего они взяли, что природа предназначена для человека? И зазвучали эти жгучие вопросы с телеэкранов, со страниц публицистических и художественных произведений. Своё слово в защиту природы произнесли поэты и писатели, в произведениях которых был показан её прекрасный лик и сказано о кровном родстве человека и природы.
Проблема взаимоотношения человека и природы нашла яркое воплощение и на страницах книги В. Распутина «Прощание с Матёрой».
«И опять наступила весна...» — так начинается повесть «Прощание с Матёрой». И мы по воле писателя оказываемся перед величественной картиной природы, ликующей и страстной, бурной и нежной: «опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки...»
Воспев красоту природы, В. Распутин разматывает нить повествования дальше, и мы попадаем в мир героев. Встреча с ними даёт ясное осознание того, что в созвучии души человека и природы сокрыт корень характера человека, основа его духовного здоровья, цельности и равновесия. Так старуха Дарья в трудные минуты жизни стремится найти истину, с высоты которой стало бы понятно всё происходящее вокруг. Она думает, «что нет ничего несправедливее на свете, когда что-нибудь, будь то дерево или человек доживает до бесполезности».
Значит, высшая правда заключается в надобности, в необходимости всего всему. Споря с внуком Андреем, старуха Дарья утверждает, что всякая необходимость на земле должна быть основана на необходимости сохранить саму землю.
Речь героини наполнена разговорными словами, местным диалектом и оттого, когда читаешь повесть, кажется, что находишься в том месте, где живёт и действует героиня. Удивительно, необычно звучат в произведении самые обыкновенные слова. Автор словно обводит взором пространство и множество людей, и благодаря этому рождается мысль, что сберегая надобность земли Матёры, можно сберечь надобность людей друг в друге, надобность человека в человеке.
Сын Дарьи, Павел, на протяжении всей повести мучительно ищет ответ на вопрос: правильно ли там, «наверху», распорядились судьбой Матёры? Умом он понимает, что без техники в наши дни ничего не сделать, что в рассуждениях Андрея о грандиозных стройках есть сегодняшняя правда, от которой никуда не уйти. Но, вспоминая, что будет затоплена земля, вскормившая не одно поколение, Павел думает, что цена слишком дорогая, и пытается отыскать «коренную» правду.
Однако «коренную» правду нельзя найти в одиночку, её можно постичь только сообща. Во время стихийно возникшего собрания люди приходят к выводу, что с землёй их роднят, первом делом, труды. А ближе всего подходят люди к высшей правде, когда красота и щедрость природы рождают общую песню. В это мгновение люди сливаются с природой настолько, что забывают свои страдания и переживания. И приходит к каждому из них осознание, что человек не только то, что носит в себе, но и то, что вокруг него.
Из того, что находится вокруг, В. Распутин выделяет «царственный листвень». По старинному поверью, им крепится остров к речному дну, к одной обшей земле. Готовя остров к затоплению, люди пытаются свалить, спилить, наконец, сжечь могучее дерево, но оно спокойно и величаво возвышается над ними, не признавая никакой силы, кроме своей собственной. «Листвень» — это символ могущества природы.
Все духовные ценности народа — песни, предания, обычаи — есть одухотворённые ценности природы и человеческого труда. Поэтому и возникает в повести образ хозяина острова, которого люди никогда не видели и не встречали, но который знал всё и всех. Хозяин острова с особым чутьём прислушивается к тому, что происходит на земле:1 шороху листвы, возне птах, дыханию растущей травы. В этом образе В. Распутин воплощает духовную суть Матеры, суть всего живого и неживого на ней.
Прочитав книгу, я понял, что «новое на пустом месте не построишь», что сегодняшнее преобразование мира может опираться только на веками выработанное отношение к земле. Люди, живущие сегодня, во взаимоотношениях с природой должны опираться на лучшие традиции дедов и прадедов, поливших своим потом землю, сделавших её плодородной и благоустроенной для жизни человека. Наши предки, испытывали кровное родство с природой, старались сродниться с ней духовно, приблизить её к себе. И мы, их потомки, должны научиться понимать красоту природы, уметь сочувствовать всему живому на земле, беречь каждую травинку.