Автор:
Доржиева Людмила Будажаповна
Место работы:
председатель Лиги юных журналистов Бурятии, к.п.н, заслуженный работник культуры Бурятии, ст. преподаватель Республиканского института кадров управления и образовани
Детская пресса как педагогический феномен
В статье дается определение детской прессы как педагогического феномена. Приводится ряд примеров из многолетнего опыта работы по развитию детской прессы Бурятии.
Ключевые слова: детская пресса, развивающее обучение, образовательно-воспитательный потенциал, ключевые образовательные компетенции
Children’s press as a pedagogical phenomenon
Dorzhieva Lyudmila Budazhapovna, chief of the League of young journalists of the Republic of Buryatia, candidate in pedagogic, senior lecturer of the Republic Institute of management and education stuff.
Abstract: The definition of children’s press as a pedagogical phenomenon is given in the article. A number of examples from the many-year experience of the author’s activity to develop children’s press is given.
Key words: children’s press, developing education, educational potential, major educational competence
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» выделена главная задача системы образования - школьники должны быть воспитаны как сознательные и ответственные граждане государства, как полноправные и достойные уважения члены информационного общества. Активная гражданская позиция и позитивная инициатива каждого выпускника школы рассматривается как необходимое условие формирования полноценного гражданского общества и демократического правового государства России.
Необходимость решения основных задач, определенных для школы обществом и государством, объективно обуславливает рассматривать в качестве предмета новых научных исследований проблемы воспитания, связанные с формированием интегративной личности, обладающей инициативностью, способностью творчески мыслить и находить нестандартные решения, умением выбирать профессиональный путь, готовностью обучаться в течение всей жизни.
В настоящее время внимание многих ученых привлекает проблема изучения педагогического потенциала детской прессы и возможностей ее использования в процессе становления интегративной личности. Теоретической базой для проведения научных исследований в данном направлении послужили монографии исследователей периодической детской печати, таких как И. А.Руденко, М. Холмов, М.И. Алексеева, Е.О. Путилова и других, в которых освещены вопросы истории детской периодики, становления журналистики для детей, дан общий анализ особенностей детской и юношеской прессы. Также при проведении исследовательских работ используются литературоведческие материалы периодической печати, посвященные детским журналам, и сетевые источники по данной тематике.
Специфической чертой современной журналистики России является возникновение и успешное развитие самостоятельной юнкоровской прессы, в которой на всех уровнях производства — от корректора, репортера до главного редактора — работают сами дети и подростки. В связи с этим вопрос о формировании и развитии самостоятельной творческой активности детей в условиях информационного общества приобретает большую актуальность в педагогической науке и практике. Действительно, во-первых, творческая активность представляется одним из ключевых качеств личности, во-вторых, если мы признаем ребенка субъектом развивающего обучения, то вопрос о его самостоятельной активности в познавательной деятельности должен лежать в основе решения всех остальных проблем. В-третьих, активность не является неизменным наследственным свойством, она формируема. И, наконец, актуальность проблемы развития творческой активности в процессе деятельности детской прессы обусловлена требованиями личностно-ориентированного подхода к учению (освоению деятельностей детской прессы). Чтобы сформировать у детей внутренний мотив учения, его следует целенаправленно и поэтапно вовлекать в практическую познавательную деятельность детской прессы. Поддерживающее и развивающее обучение детей в рамках детской прессы обладает своей спецификой, она заключается в том, что побуждение соответствует инновационному (развивающему) типу учения, а принуждение – традиционному (поддерживающему). (см.ниже таблицу)
Табл. Характеристика поддерживающего и развивающего типов обучения деятельностям детской прессы
Параметры сравнения
Типы
учения (освоения)
|
Цель деятельности
|
Способ воздействия
|
Предмет учения
|
Результат учения
|
Традиционный
(поддерживающий)
|
Предъявление информации
|
Субъект-объектный
|
Знания, умения, навыки (опыт человечества)
|
Освоение ЗУН
|
Инновационный
(развивающий)
|
Организация учения ученика (взаимодействия ученика с учебной информацией)
|
Субъект-объектный
|
Учебные действия школьника
|
Освоение ЗУН, формирование способов деятельности, развитие личности
|
Механизмы развития детей по возрастам в детской прессе отличаются, прежде всего, по таким параметрам, как роль и место взрослого (учителя) в производственных процессах, предмет сотрудничества, круг потребностей, совокупность условий. Специфика реализации механизмов в том, что учебные группы могут состоять одновременно как из одновозрастных детей, так и разновозрастных, искусство общения и уровень квалификации педагога как профессионала-журналиста играют ведущую роль на всех уровнях.
Младший школьный возраст
|
Учебная деятельность, личность педагога-журналиста, обеспечение сотрудничества, общение по интересам
|
Разновозрастные учебные группы
|
Подростковый возраст
|
Общественно-полезная деятельность, формирование самосознания, удовлетворение интереса стать профессионалом, общение со сверстниками
|
Старший школьный возраст
|
Учебно-профессиональная деятельность, создание условий для самоопределения личности, удовлетворение потребности быть профессионалом, общение с профессионалами
|
Теоретическое обобщение основных результатов практической деятельности автора по созданию и организации Лиги юных журналистов Республики Бурятия, по развитию и поддержке юнкоровского движения в республике осуществлялось в рамках диссертационного исследования «Формирование гражданственности школьников в процессе деятельности детской прессы». Было выявлено и обосновано, что детская пресса обладает мощнейшим потенциалом формирования гражданственности школьников, саму детскую прессу можно характеризовать как педагогический феномен в информационном обществе. Деятельность детской прессы в информационном обществе реально педагогически эффективна и целесообразна, если в ходе нее:
- формируется и удерживается ценностно-смысловой план жизнедеятельности юных журналистов, осуществляется обучение их осознанному профессиональному выбору;
- обеспечивается объективная и субъективная социокультурная насыщенность и вариативность содержания детских редакций;
- реализуются личностно-ориентированные условия и функции деятельности детской прессы в отношении информационного общества;
- разрабатывается программно-методическое и учебно-методическое обеспечение деятельности детской прессы.
Необходимость постоянного включения современного человека в социальное взаимодействие в информационном обществе требует от него развитого критического мышления, эффективной мыследеятельности и мобильной мыслекоммуникации. Деятельности детской прессы содержат в себе все эти компоненты работы ума и интеллекта, при соответствующей программно-методической организации их (деятельностей) можно и необходимо формировать и развивать, прежде всего, критическое мышление. Основой может быть базовая модель трех стадий: вызов- осмысление – рефлексия. На стадии вызова в сознании детей происходит процесс вовлечения, затем актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете, далее самими детьми делается (или не делается) выбор дальнейшей деятельности, ее цели. На каждой стадии используется ряд приемов. Так, на стадии вызова – мозговая атака и стратегия решения проблем. На стадии осмысления дети выступают в контакт с новой информацией, систематизируют сведения, соотносят их с собственными знаниями. Стадия рефлексии характеризуются целостным осмыслением присвоения и обобщением полученной информации, выработкой собственного отношения к теме. Главной принцип деятельности группы или ее субъекта: делай по-своему или по образцу, исходя из своих способностей, интересов, потребностей и личного опыта. В процессе решения проблемы происходит усиление активности ребенка, свободы выбора и аналитического мышления, наращивание содержательного тематического материала. Мастер подводит ребят к рождению медиапродукта (информации, статьи, корреспонденции и др.), тут очень важна радость сотворчества, радость от учения как процесса исследования окружающего и внутреннего мира. Республиканская научно-практическая конференция «Шаг в будущее» (федеральная научно-образовательная программа) семь лет назад ввела новую секцию для юных журналистов. С каждым годом увеличивается число участников конференции именно по секции «Журналистика». Умение использовать в детской прессе эмоциональный элемент позволяет усилить их познавательную ценность, воздействие на формирование гражданской зрелости детей и молодежи. Это образовательно-воспитательный процесс движения к новым знаниям, к новому пониманию фактов, событий, явлений. У юных читателей, зрителей, слушателей вызывает интерес, прежде всего, необычность ситуации, действия, обстановки. Особенно важной формой подачи материалов для подростков и юношества является диспут, в котором они принимают участие. Форма диспута, диалога позволяет достигнуть «объемное» видение проблемы. Ребята яснее осознают свою собственную позицию, видят положительные и отрицательные черты этой проблемы. Заодно получают стимул для размышлений и самосовершенствования в процессе гражданского становления.
Юным журналистам необходимо владеть лексикой. Лексику обычно делят на две большие группы: слова с положительной и отрицательной окраской. Слова выражают самые различные чувства: восхищение, восторг, гордость, сочувствие, ласку, шутливость, иронию, осуждение, презрение и т.д. Детская пресса предоставляет юнкорам широкий круг возможностей для освоения разных функциональных стилей - разговорным, официально-деловым, научным, публицистическим, литературно-художественным, чтобы точно и выразительно излагать свой материал. Устойчивые образные сочетания слов, пословицы, поговорки, крылатые слова дают возможность передавать мысль в емкой, лаконичной форме, придают речи меткость, развивает языковое чутье. Эти образные средства играют существенную роль, если автор обладает острой наблюдательностью, опытом.
Многолетний опыт (1993-2011гг.) работы автора по развитию детской прессы в республике показал, что воспитание юных авторов, детская журналистов сопряжена с субъективными факторами, прежде всего с их личностными качествами, мировоззрением, авторской позицией, талантом, индивидуальными особенностями, ответственностью, биоэнергетическим ресурсом: физических и духовных сил. Это играет особую роль не только в повышении престижа и рейтинга детской прессы, но и обеспечивает общественное мнение в пользу детей и отстаивает их права и интересы, тем самым уменьшая угрозу ее исчезновения как социального явления в информационном обществе. Средства официальной речи в детских материалах, передачах не уместны, опрос респондентов, беседы с читателями показали, что действительный интерес у подростков вызывают передачи, которые «заселены» детьми, согреты их голосами, живыми интонациями, заветными мыслями, тактично вошедшими в мир подростка. Диспуты, обзоры писем, социологические опросы, школьный день и другие формы общения с детской аудиторией получаются интересными, «живыми». Опыт также выявил тот факт, что детская пресса как особый универсальный инструментарий формирует ключевые образовательные компетенции школьника, или, если говорить языком образовательных стандартов общего образования второго поколения, универсальные учебные действия. Компетенция в переводе с латинского обозначает принадлежность по праву, компетентность означает умелое и квалифицированное выполнение своих обязанностей, хорошее глубокое знание, правильное понимание задач. В общегражданском смысле компетентность – это действия в интересах государства и общества, уровень квалификации и профессионализма. В процессе деятельности детской прессы у детей формируются следующие виды ключевых компетенций:
ценностно-смысловая компетенция – компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными предоставлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение. Она предполагает формирование умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решение. Это компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Эти компетенции формируются посредством реализации образовательно-воспитательной направленности программы работы детской прессы.
общекультурная компетенция. Это круг вопросов, охватывающий знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры, духовно – нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы социальных, общественных явлений и традиции; роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и др.) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет и др.) формируются умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранять и передавать ее. Эта компетентность обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметных и образовательных областях, а так же в окружающем мире.
коммуникативная компетенция включает: знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Молодой человек должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени и в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя). В социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам учащийся. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
В ключевых образовательных компетенциях получают концентрированное взаимосвязанное воплощение компоненты общепредметного (метапредметного) содержания образования: реальные объекты изучаемой действительности; общекультурные знания об изучаемой действительности; общеучебные умения, навыки, способы деятельности. Практически все виды ключевых компетенций успешно формируются в процессе занятий журналистикой, являющейся одной из областей современного медиаобразования, через виды деятельности, позволяющие современному подростку непрерывно обогащать знания, развивать навыки жизнедеятельности и практической (профессиональной) деятельности в динамичном, быстро развивающемся информационном обществе. В этой связи возникает необходимость освоения новшеств и внедрения инноваций в сфере технологий медиаобразования, реализации образовательного потенциала детских средств массовой информации, каналов массовой коммуникации с точки зрения приобщения детей к новой культуре, например, системе средств массовой коммуникации. Использование современных информационных технологий и средств является показателем креативности медиапедагога, базой для изготовления медиапродукта или подготовки мультимедийной презентации социального явления.
Направление медиаобразование и детская журналистика развиваются в рамках направления «информационные технологии» и активно осваивается в системе общего и дополнительного образования Бурятии. И это не просто мода, но, прежде всего потребность современных детей и подростков. С информационными технологиями связано развитие детских средств массовой информации: киностудии, фотостудий, детских пресс-центров в республике. В Улан-Удэ, столице Бурятии, данное направление представлено учреждениями дополнительного образования, такими как студией школьного телевидения, а так же кружками и студиями Домов детского юношеского творчества республики, реализующими программы дополнительного образования с акцентом на информационные технологии. С целью развития новой сферы образования, использования образовательно-воспитательного потенциала детской прессы (медиаобразования) необходима специальная подготовка педагогов образовательных учреждений в области технологий медиаобразования, организации школьных средств массовой коммуникации, детских пресс-центров, редакций
Таким образом, детская пресса в силу своей специфики предоставляют современному ребенку необходимое и достаточное число связанных между собой реальных объектов, обеспечивают условия для успешного овладения знаниями, способами их употребления в различных деятельностях, составляющими содержание ключевых компетенций. На наш взгляд, познавательное начало в журналистике свойственно любому жанру, любой теме и может быть выражено самыми разными средствами языка и стиля. Правдивая информация об окружающем нас мире - это интеллектуальная продукция массового повседневного спроса, качество которой формирует вкус и культуру потребителя. Поэтому ее восприятие представляет собою сложный психологический, образовательно-воспитательный процесс, ведь человек с самого детства включен в целую гамму противоречий, которые ему приходится разрешать. Встает ряд объективно-обусловленных вопросов: какое воздействие может оказать такая информация? Очищает ли его душу, придает ли силы на благо общества? Или сковывает, озлобляет, нагнетает?
Тут у детей должен срабатывать внутренний «фильтр», чтобы нейтрализовать зло, не поддаться агрессии, им всем очень важно научиться терпимости, ответственности, жить в дружбе и согласии.
Разработанная автором технология организации деятельности детской прессы используется педагогами образовательных учреждений Республики Бурятия. Большинство юных журналистов не боятся проявлять себя, представлять свою медиапродукцию, активно идти на взаимодействие, поэтому они постоянно участвуют в разных конкурсах и фестивалях республиканского, межрегионального, всероссийского и международного уровней, и добиваются значительных успехов.
|