Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Приемы критического мышления на уроках русского языка и литературы

Фото пользователя Ирина Владимировна Бабаева
Submitted by Ирина Владимировна Бабаева on пн, 02/07/2012 - 16:42

Очень часто критическое мышление называют рефлексивным. И в этом утверждении действительно многое верно. Рефлексия подразумевает обращенность мышления на самое себя. Когда я размышляю над тем, каким образом достичь той или иной образовательной цели: как научить по-настоящему читать научную литературу, работать с текстом, с информацией, то я мыслю логически, и, вероятно, креативно, творчески. Но когда я задумываюсь над тем, а как, собственно, я мыслю, почему я использую именно такие мыслительные стратегии, то это мышление уже называется критическим.

Методика критического мышления включает три этапа или стадии:

 

"Вызов – Осмысление-Рефлексия".

 

Первая стадия – ВЫЗОВ.

Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

·актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

·вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

·побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

 

Вторая стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ.

Она позволяет ученику:

·получить новую информацию;

·осмыслить ее;

·соотнести с уже имеющимися знаниями.

 

Третья стадия – РЕФЛЕКСИЯ.

Здесь основным является:

·целостное осмысление, обобщение полученной информации;

·присвоение нового знания, новой информации учеником;

·формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

 

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо “вызова” более привычно для учителя звучит – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А “осмысление” ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия – есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения. В чем же различие? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. В данном докладе даны рекомендации по использованию некоторых методических приемов, которые наиболее успешно могут применяться учителем на уроках.

 

Прием “Корзина” идей, понятий, имен…

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре.

Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознания ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием “Пометки на полях”

Технология "критическое мышление" предлагает педагогический прием, известный как ИНСЕРТ. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком “галочка” (v)отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности не имеет значения.

Знаком “плюс” (+)отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком “минус” (-)отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком “вопрос” (?)отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

 

Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ”

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.

 

 

 

Маркировочная таблица ЗУХ.

 

З

 

У

Х

 

 

 

 

 

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения текста информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием “Маркировочная таблица” позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

 

 
 

 


Прием “Написание синквейна”

 

В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

 

 

Вот некоторые примеры синквейнов

- Москва 30 – х (литературная); существительное

 обывательская, пошлая; прилагательные

Доносят, предают, завидуют; глаголы

 Люди, забывшие о высоком назначении писателя, потерявшие стыд и совесть. Сое отношение к теме

 Бездарность. Резюме, личное отношение

 

 

 

Русский язык

Живой, удивительный,

Учит, объясняет, творит.

Береги наш родной язык!

Познание.

 

 

Литература

Русская, зарубежная,

Воспитывает, увлекает, объясняет,

Ведёт в мир прекрасного.

Мудрость.

 

 

Прием “Учебный мозговой штурм”

 

 
 

 


Прием “Лекция со стопами”

 

Пятиэтапная стратегия создания письменного текста

 

I. Инвентаризация

 

 

II. Проба пера

 

III. Редактирование

 

IV. Правка (корректура)

 

V. Публикация (презентация)

Если эта пятиэтапная стратегия используется достаточно регулярно, то вскоре у учащихся появится вкус к письму.

Данную стратегию можно использовать не только после экскурсий, но и после изучения какого-либо художественного произведения.

 

РАФТ

Данная стратегия напоминает пятиэтапный способ написания текста, только в данном случае несколько четче структурируется стадия пробы пера, то есть, сам процесс создания первичного текста.

После этапа инвентаризации учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:

 

Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать?

 

А – аудиторией. Кому вы будете писать?

 

Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе).

Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?

 

Эта структуризация поможет учащимся осмысленнее подходить к написанию текста, а для кого-то послужит возможностью снять лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, у меня исчезает чрезмерный контроль, боязнь оценки.

Несколько слов об эссе

Использование небольших эссе в технологии развития критического мышления осуществляется как на фазе вызова, так и на фазе рефлексии. Напомним, что эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой.

 

Детализация

Одной из проблем при написании письменных работ разного формата является проблема детализации: некоторым учащимся сложно выделять в своем образе детали, описывать их. Именно для того, чтобы развить у них эту способность, используется стратегия детализации. Часто она является одним из этапов инвентаризации.

В самом начале использования детализации лучше не брать какую-то сложную тему, а использовать наглядные выразительные средства: пейзаж, картину, а также зрительные воспоминания.

Итак, перед классом расположена репродукция, достаточно большая, чтобы ее было видно с последней парты. Мы просим детей представить, что они находятся внутри этой картины, являются ее частью. Те, кто захотят, могут закрыть глаза.

1. Оглянитесь вокруг – рассмотрите, что вы видите, слышите, ощущаете. А теперь возьмите ручку и опишите свои впечатления. Пишите все, что воспринимаете.

2. Теперь представьте, что у вас в руках появилась подзорная труба. Вы с ее помощью можете осмотреть происходящее вокруг еще внимательней. Присмотритесь к каждому фрагменту. Наверняка, появились новые детали, которые вы раньше не замечали. Опишите их.

3. Теперь представьте, что у вас, помимо подзорной трубы, есть небольшой летательный аппарат. Выбирайте различные фрагменты картины и, как можно ближе к ним приблизившись, рассмотрите их внимательней, можете что-то потрогать, прислушаться к тому, что происходит вокруг.

4. Ну а сейчас мы возвращаемся в класс и, используя все три отрывка, составляем эссе на тему «Картина». Необходимо учесть все те новые детали, которые вам удалось выявить.

 

 

 
 

 


Метод «Шесть шляп мышления»

Но мы не только по-разному воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. Это свойство нашей психики также необходимо использовать для реализации фазы рефлексии. И мыслить мы можем шестью различными способами, то есть в шести «шляпах»!

Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

 

 

Белая шляпа

item_2912.jpgБелая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д.

 

Желтая шляпа

Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Например, «Герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров был человеком передовым и более прогрессивным, потому что…».

 

Черная шляпа

item_2912.jpgПротивоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. «Образ Евгения Онегина не может быть изучен нами до конца, так в романе есть купюры, и мы не знаем, как герой вел себя в описанным там ситуациях».

 

Красная шляпа

item_2912.jpgЭто – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. «Финал “Поединка” вызвал у меня чувство растерянности и обреченности».

 

 

 

Зеленая шляпа

item_2912.jpgЭто – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным».

 

Синяя шляпа

item_2912.jpgЭто – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.

 

Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн