Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Наблюдения над языком при изучении рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Submitted by Лилия Леонидовна Сорочединова on пн, 02/07/2012 - 15:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сорочединова Лилия Леонидовна
Место работы, должность: 
МБОУ-средняя общеобразовательная школа №49 с углубленным изученикм отдельных предметов г. Белгорода. Учитель русского языка и литературы
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Произвести лингвистический анализ текста рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма», то есть исследовать язык художественного произведения, найти заключённую в нём образную информацию.

 

Учащихся в классе (аудитории): 
29
Используемое оборудование: 

Тексты рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма». Портрет К.Г. Паустовского.

 

Краткое описание: 
Урок посвящён исследованию языковых особенностей художественного произведения

Наблюдения над языком при изучении рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Сорочединова Л. Л.

Учитель-словесник в своей работе сталкивается с труднопреодолимым препятствием в постижении художественного произведения – нравственной неподготовленностью читателей. Многие школьники не любят читать, потому что не умеют. Вот тут на помощь учителю приходит лингвистический анализ текста. На своём уроке я поставила перед учащимися такую цель:

Произвести лингвистический анализ текста рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма», то есть исследовать язык художественного произведения, найти заключённую в нём образную информацию.

 Оформление

Тексты рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма». Портрет К.Г. Паустовского.

Предварительное домашнее задание

         Прочитать рассказ К.Г. Паустовского  «Телеграмма».

Ход урока

Учитель.

Произведение К.Г. Паустовского «Телеграмма» затрагивает одну из важнейших нравственных проблем – проблему отношения детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

Читаем начальные строки рассказа:

«Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвести и осыпаться только маленький подсолнечник у забора».

К. Г. Паустовский говорил, что пейзаж печален, когда печален человек. Поэтому спрашиваю ребят, какие слова обращают на себя их внимание.

Холодный», «ненастный»; «доцветал и никак не мог доцвести и осыпаться»; «маленький»)

Пейзаж неяркий, грустный. Такова и Катерина Петровна, которая доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником.

Отмечаем с ребятами аналогию между глаголами «доцветал» и «доживала», указывающими на продолжительность действия, которое никак не может закончиться, то есть близко к значению «медленно завершается».

Учитель. Героиня рассказа – скромный, интеллигентный человек: она никогда не повышает голос, никому не жалуется на своё одиночество и немощь. Давайте найдём в тексте письмо матери к дочери и прочтём его.

Ученик. «Ненаглядная моя», - писала Катерина Петровна. Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки…»

Учитель. «Ненаглядная» - одно из ключевых слов в рассказе. Именно это слово, передающее всю глубину материнской любви, будет повторять Настя, когда поймёт, что надо немедленно ехать к больной, умирающей  матери: «Ненаглядная моя, - вспоминала Настя недавнее письмо. Ненаглядная».

- Ребята, а какой вам видится Катерина Петровна?

Ученик. В тексте рассказа можно найти  эпитеты «сгорбленная», «маленькая». Эти слова употребляются в значении «незащищённая», «вызывающая жалость», они  помогают почувствовать беспомощность Катерина Петровны.

Учитель.  Вы правы, ребята. А сейчас хочу обратить ваше внимание на то, как одно и то же слово может иметь разные оттенки значения. Давайте найдём в тексте отрывок, в котором говорится о том, как Тихон навещал Катерину Петровну.

Ученик.«Он [Тихон]выходил, осторожно прикрыв дверь, а Катерина Петровна начинала тихонько плакать. Писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца весёлый молодой почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей. Он осторожно придерживал Катерину Петровну за руку, когда она расписывалась, чтобы не расписалась там, где не надо.

Катерина Петровна осторожно перебирала пухлые бумажки».

Учитель. Ребята, теперь подумайте, что же означает слово «осторожно» в каждом из этих  случаев.

Ученик. В первом случае это слово передаёт отношение Тихона к Катерине Петровне: он боится растревожить Катерину Петровну, чем-то ей помешать, нарушить её покой хлопаньем дверей.

Во втором случае  почтарь Василий, молодой человек, уважительно относится к старой, немощной женщине, хочет помочь ей расписаться, так как видит, что она слаба.

Учитель. Из этого следует вывод, что совсем посторонние люди пытаются помочь одинокой  больной женщине. Вот они – люди «глубинки»!

Итак, мы остановились с вами на том, в каком значении употреблено слово «осторожно» в третьем случае.

Ученик. Для  покинутой матери дорого всё, что связано с дочерью. Ей кажется, что от денег, присланных Настей, исходит запах её духов. Катерина Петровна словно боится его спугнуть, поэтому она перебирает их  осторожно.

Учитель.Действительно, Катерине Петровне дорого всё, что связано с дочерью. Благородство характера Катерины Петровны проявляется и в её желании понять дочь, простить её – ведь она самый дорогой в её жизни человек, хоть дочь и отгораживается от матери деньгами, вместо того, чтобы написать письмо или приехать.

Сейчас, ребята, приступим к работе над образом Насти. Как можно охарактеризовать её отношение к матери, что говорит автор?

Ученик. Настя думает только о своей работе – там она и заботливая, и внимательная. Она спрятала письмо от матери в сумочку, не читая, хоть испытала «глухое беспокойство». Душа Насти ещё не зачерствела, она чувствует укоры совести.

«Настя вздрогнула. Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый сутулый человек. Настя видела, как на её виске бьётся тонкая склеротическая жилка.

А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза: «Эх, ты, сорока!»

Учитель.  Почему «вздрогнула»? Случайно ли здесь слово «сорока»?

Ученик.Настоящее искусство заставляет человека строже взглянуть на себя.

Учитель.  Случайно ли здесь слово «сорока»?

Ученик. Сорока перелетает с ветки на ветку, ни к чему не привязывается. Так и Настя: порхает по жизни, чем-то занята, устраивает выставку скульптура, за заботу о котором её даже хвалят, но не делает того, что важнее всего на свет,  – не едет к больной заждавшейся матери.

Учитель. Был ли в конце концов растоплен лёд Настиной души?

Ученик. Конечно, Настя поняла свою ошибку, раскаялась.

«Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте показалось, что он тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!» …

Настя вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка…»

Учитель. Согласны ли вы, ребята, что Катерина Петровна «брошенная всеми»?

Ученик.Катерину Петровну не бросил Тихон, Манюшка – соседская девчонка, прибегавшая каждый день к Катерине Петровне и помогавшая ей по дому. Она в последние минуты её жизни была рядом  с ней.

Тихон – «сторож при пожарном сарае», но он смог оценить и почувствовать талантливые картины старого художника, отца Катерины Петровны.

Учитель. А как Тихон относится к Насте?

Ученик. Говорит о Насте в 3-м лице – «ей», называет её «Настасья Семёновна» – сухо, официально; в таком обращении вся глубина отчуждения. Он произносит имя дочери Катерины Петровны, «криво ухмыляясь». В этих словах мы слышим осуждение, презрение Тихона к Насте, не приехавшей к умирающей матери.

Учитель. Согласна. Таков Тихон – полуграмотный сторож, по-настоящему сочувствующий Катерине Петровне. Ответьте мне на такой вопрос, с какой целью Тихон написал телеграмму Катерине Петровне  от имени Насти? Почему рассказ получил название «Телеграмма»?

Ученик.  Тихон хотел поддержать Катерину Петровну, не дать ей умереть, поэтому и написал телеграмму от лица Насти. Если б телеграмму прислала Настя, то Катерина Петровна нашла бы в себе силы дождаться дочь и, возможно, осталась бы жить. А так груз «непоправимой вины, невыносимой тяжести» всегда будет сжимать сердце Насти.

Учитель. Совершенно верно. Итак, на сегодняшнем уроке мы обсуждали рассказ  К. Г. Паустовского «Телеграмма». Работали с содержанием произведения, говорили о тематике, идее  произведения. Что же помогло нам в этом?

Ученик. На уроке мы обращали внимание на языковые особенности художественного произведения: вчитывались в текст, вдумывались, почему автор употребляет то или иное слово. Это позволило нам глубже проникнуть в суть произведения, увидеть авторскую позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн