Урок русского языка во 2 классе. Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки.
Submitted by Ирина Федоровна Касич on чт, 21/06/2012 - 09:31
1. Организационный момент.
- Сегодня, в преддверии самого долгожданного и самого волшебного праздника Нового Года к нам на урок пожаловал сам........узнали? Правильно, Дедушка Мороз.
Посмотрим. сколько унего писем. И одно из них, кажется, для вас. Давайте посмотрим. Да, ребятам 2 Б класса от Деда Мороза. Открываем и читаем:
-Здравствуйте, ребята. Пришел я к вам не с пустыми руками, а принес вам лесную красавицу елочку. А нарядить вы должны ее сами. Для этого вы должны потрудиться и выполнить все мои задания.
-За свою работу каждый из вас будет получать призы, которые будут являться украшениями для нашей елочки. Работать мы будем в группах. Будем соревноваться, ребята какой группы соберут больше игрушек. А в конце урокоа мы должны нарядить елочку. Теперь за дело.
2. Актуализация знаний.
1 задание: Прочитайте про себя то, что видите на экране. СЛАЙД 1.
Наступила зима. Замелькали в воздухе первые _________. Теплым одеялом укрыл _______ землю. _______ метели заметут лесные тропы.
-Скажите, как можно назвать то, что вы только что прочилали?
(незаконченный текст)
-А почему вы решили, что это текст?
(предложения связаны по смыслу)
-Чем необычен этот текст?
(пропущены некоторые слова)
-Читаю письмо дальше: Вставьте подходящие по смыслу слова с корнем СНЕЖ или СНЕГ.
СЛАЙДЫ 2 3 4 (появляются слова)
-Прочитайте, что получилось.
-Теперь у нас есть сомнения в том, что это текст?
(нет)
-Перечислите слова, которые вставили.
Каким обним словом их можно назвать?
(однокоренные)
-Какие слова называются однокоренными?
(общий корень и схожи по смыслу)
-Назовите из данных слов те, которые отвечают на вопрос что?
(снежинки, снег)
-Что обозначают эти слова?
(предметы)
-Какое слово не назвали?
(снежные)
-Почему?
(отвечает на вопрос какой)
-Что обозначает это слово?
(признак предмета)
-Молодцы, хорошо справились с этим заданием . Дедушка Мороз ос тался доволен.
НАГРАЖДЕНИЕ
3. Минутка чистописания.
-Откроем тетради. Дед Мороз сегодня хочет не только посмотреть, каквы запомнили уже изученные правила, но еще и озадачить нас, удивить чем-то. А когда удивляются, какой звук произносят?
(о-о-о)
-А что мы знаем об этом звуке?
(гласный)
-Почему?
-Каким он может быть?
(ударным или безударным)
-Какой буквой обозначают этот звук на письме?
-Пропишем чередование строчной и заглавной букв по образцу.
-Пропишем соединение -оро.
4. Словарная работа.
-Достаю следующее задание от Деда Мороза. Отгадайте загадку:
Он вошел-никто не видел.
Он сказал-никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
-Что это?
(мороз)
-Что такое мороз?
(В ИНТЕРНЕТЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ НАЙТИ ТОЛКОВАНИЕ ЭТОГО СЛОВА)
-Какой ударный гласный мы слышим?
(о)
-Какой безударный мы слышим?
(а)
-А какой буквой мы его обозначим на письме?
(о)
-Можем это проверить?
(нет, это слово из словаря)
-Запишите это слово с красной строки. Поставьте ударение и подчеркните опасные места.
-Какое место в слове еще показалось опасным?
(буква З)
-Как проверим?
-Читаю письмо дальше: А теперь, ребята, напишите мое имя.
(Дед Мороз)
РАБОТА С НЕТБУКАМИ и интерактивной доской
-Ребята, посмотрите на экраны ваших нетбуков и увидим, как с этим заданием справились наши старые знакомые Катя и Вова.
-Кто был прав? Почему?
(имена пишутся с большой буквы)
ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК В НЕТБУКАХ
-Следующее задание: Кто дотронется до моего влшебного посоха, тот называет однокоренные слова с корнем МОРОЗ.
НАГРАЖДЕНИЕ
-Запишем некоторые из них.
-Как мы называем мороз ласково?
(морозец)
-Запишем.
-Как называется явление, которое мы можем наблюдать поздней осенью. Не забывайте, что мы вспоминаем только однокоренные слова. Первые --------------
(заморозки)
В ИНТЕРНЕТЕ НАХОДИМ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ЗАМОРОЗКИ.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D0%B8
-Запишем слово.
-А какое слово мы произносим, ели Дед Мороз нам очень сильнопощипал нос или ручки?
(отморозил)
-Запишем слово.
-А теперь Дед Мороз прсит вас обозначить все знакомые части слова.
-Какую часть слова мы выделим сначала?
(корень)
-Что такое корень?
-С какой частью слова мы еще знакомы?
(суффикс)
-Что такое суффикс?
-Выделим суффиксы.
НАГРАЖДЕНИЕ
5. Создание проблемной ситуации.
-В каких словах выделены не все части?
(отморозил, заморозки)
-А Дедушка Мороз просил нас все части выделить. С какой проблемой мы столкнулись?
(не все части слова знаем)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
(о новой части слова)
6. Постановка учебной задачи.
-Как звучит тема нашего урока?
(приставка-читают в учебнике)
-Как вы думаете, почему ее назвали приставкой?
(она приставлена к корню)
-Прочитаем на экранах нетбуков, какие задачи перед нами стоят.
1) Место приставки в слове.
2) Какую роль выполняет приставка.
7. Поиск решения учебной проблемы.
-Попробуем решить зхадачу №1.
НЕТБУКИ
-Читаем стихотворение:
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая приставка.
А злит она его одним-
Стоит всегда лишь перед ним.
-Каково же ьесто приставки в слове?
-А обозначать мы ее будем так.
(показ на интерактивной доске, дети пробуют изобразить ее на нетбуках)
-Вернемся к нашему заданию и выделим приставку.
(на инт. доске учитель тоже выделяет приставки)
ФИЗМИНУТКА
Мы снежинки, мы пушинки.
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
-Вернемся к задачам урока. Пробуем решить задачу №2.
-Урок у нас волшебный. Поэтому слушаем сказку от Деда Мороза.
Жил-был корень ХОД. Он любил, чтобы с него начинались слова. Но как только появлялись дамы прставки, корень уступал им место, сам прятался в середину слова, а если не было суффиксов, то и вовсе стоял в конце. Получались такие слова: заход, выход, поход, приход, переход. Вот какие бывают приставки и это еще не все.
-Какое открытие вы для себя сделали? Для чего нужна приставка?
(для образования новых слов)
-Читаем правило в учебнике.
-Что еще узнали из правила?
(пишутся слитно со словами)
-Почему?
(это часть слова)
8. Закрепление изученного материала.
-Следующее задание от Деда Мороза:
-Молодцы, ребята, вы сами решили все задачи, стоящие перед вами и поэтому я вас всех приглашаю на праздник новогодней елочки.
Ребятам 1 группы я предлагаю поиграть(даю слово играть)
2 группы-попеть(петь)
3 группы-почитать стихи (читать)
4 группы- поводить хоровод (водить)
5 группы- подарить друг другу веселье (дарить)
6 группы- потанцевать (танцевать)
А задание такое: образовать от этих слов как можно больше новых, используя прставки, которые вы видите на экране, вы должны будете поработать в группах, помогая друг другу. Записывайте слова и выделяйте приставки.
-А теперь каждая группа прочитает слова, которые записали.
НАГРАЖДЕНИЕ
-Дедушка Мороз остался доволен. Но он еще один разок хочет убедиться в том, что все поняли тему нашего урока. Посмотрите на экран.
СНЕГ, СНЕГОВИК, ПОДСНЕЖНИК
ЛЕД, ЛЕДЯНОЙ, ОБЛЕДЕНЕЛ
ПЕРЕЗИМОВАТЬ, ЗИМУШКА, ЗИМНИЙ
-Выберите из каждой строки однокоренных слов и запишите только слова с приставками. Приставки выделите.
-Проверим.
9.Итог урока. Рефлексия.
-Какая цель стояла сегодня перед нами?
-Достигли вы этой цели?
-Что такое приставка?
-Для чего она служит?
-Ребята, сегодня каждый из вас хорошо потрудился и каждый постарался, чтобы елочка наша стала красивой и праздничной. Много игрушек вы получили. Так давайте же нарядим нашу елочку.
На: Урок русского языка во 2 классе. Наблюдение над ролью приста
спасибо за интересный урок! увидела организацию групповой работы и работы с нетбуками.
Урок русского языка во 2 классе.
Ирина Федоровна, поделистесь опытом - покажите нашим студентам мастер-класс?